Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Музыкальная шкатулка

2005 год

"Камертон" (ноябрь 2005 года)
Конечно, музыка звучала вокруг еще на заре времен, когда человечество было юным. Просто эти грамзаписи, увы, не сохранились. А наша история начинается в XVII веке, в эпоху барокко — эпоху больших перемен, великих открытий и ломки мировоззрений, когда на смену отстраненной от человеческих чувств музыке Средневековья и Возрождения — григорианским хоралам, мессам, мадригалам — пришел «взволнованный» стиль. Именно тогда и родилась музыка, которую сейчас называют классической.

2007 год

"Камертон" (август 2007 года)
Берлиоз уже давно мечтал о новой музыке, которая очень точно выражала бы образы, настроения, чувства автора, ясно рисовала бы персонажей и сюжет произведения. Чтобы она читалась, как поэма или пьеса!

"Камертон" (апрель 2007 года)
Шестая «Патетическая» симфония стала последним произведением Петра Ильича Чайковского, своего рода завещанием. Он не говорил о ней почти никому из друзей и родных. Лишь своему племяннику Владимиру Давыдову, которому посвятил ее, он писал: «Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой. Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».

"Камертон" (июль 2007 года)
Трудно поверить, но двести лет назад никто не помнил старину Иоганна Себастьяна Баха и его музыку! В моде была другая — легкая и незамысловатая. А фамилия Бах ассоциировалась у публики с его сыном Иоганном Кристианом, автором модных изящных шлягеров-сонат.

"Камертон" (июнь 2007 года)
1834 год. Легендарный гусар-партизан, поэт-воин, герой восьми войн Денис Давыдов, разменяв полсотни лет, вместе с женой и десятком детей прибывает в родовое имение. В успокоении и написании героических мемуаров завершить свой путь. Но...

"Камертон" (май 2007 года)
В 1865 году блестящий офицер Николай Римский-Корсаков, только что окончивший Морской корпус, отправился на клипере «Алмаз» в трехлетнее кругосветное плаванье. Две дороги лежали перед ним, и каждая из них была ему по сердцу. С детства мечтал он о морских просторах и дальних странах, и вот уже мчался под парусами, подобно своему любимому герою-земляку Садко. Который 12 лет странствовал по морям и океанам, прославляя волшебными песнями родину, и, выдержав испытания царя морского и его прекрасной дочери Волховы, вернулся с триумфом домой, к своей Любаве Буслаевне. Но так же с детства Ника, как называли его в семье, любил музыку, песни матери. Учась в Петербурге морскому делу, он брал уроки у известного пианиста Канилле. Потрясенный способностями своего «моряка» Канилле свел Николая с Балакиревым. Тот увидел в застенчивом юноше большой талант и сразу ввел его в «Балакиревский кружок», позже названный «Могучей кучкой». Ее составляли молодые композиторы, мечтавшие о новом, народном направлении в музыке: Кюи (архитектор), Бородин (ученый-химик), Даргомыжский, Мусоргский.

"Камертон" (март 2007 года)
«Каждую пятницу с 20.00 в нашем клубе живая музыка — Иоганн Бах со своей группой „Музыкальное содружество“ играют для вас зажигательное необарокко собственного сочинения!» — так можно было бы перефразировать на современный лад вывеску на кофейне Циммермана в Лейпциге.

"Камертон" (ноябрь 2007 года)
Героическая история Жанны-девы волновала многих людей искусства. В литературе к ее образу обращались Шиллер, Марк Твен, Бернард Шоу, Жан Ануй, Поль Клодель; в музыке — Верди, Чайковский, Шарль Гуно; в живописи — Рубенс, Гоген, Жан Энгр.

"Камертон" (октябрь 2007 года)
Композитор в кино — это один из основных авторов фильма. А что происходит, когда в соавторы «приглашается» композитор-классик прошлых веков? Что приобретает фильм? Что приобретает музыка? И главное — что приобретаем мы, зрители?

"Камертон" (сентябрь 2007 года)
Судьба музыки, написанной для кино, бывает очень разной. Иногда песня или мелодия начинает жить своей жизнью сразу после премьеры фильма, и зачастую мы даже не помним, что она когда-то в нем звучала. Например, песню «Надежда, мой компас земной» мы поем до сих пор, но не сразу вспомним старый черно-белый фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым, из которого она пришла. А бывает, мы совсем не слышим музыку — так увлекаемся происходящим на экране. Но не слышим ли?

"Камертон" (февраль 2007 года)
Опера в Италии XIX века — а премьера «Севильского цирюльника» состоялась 20 февраля 1816 года — была любимейшим развлечением всех жителей, независимо от сословий. Публика все время требовала ярких впечатлений. Темпераментные итальянцы в буквальном смысле носили на руках своих любимцев и в один миг, подобно зрителям Колизея, ниспровергали несчастных, чья музыка чем-то не пришлась им по вкусу.

"Камертон" (январь 2007 года)
Стоит лишь однажды услышать Рахманинова, и он запомнится на всю жизнь. Понравится или нет — другой вопрос, но равнодушным не оставит. Заденет, перевернет, заставит услышать себя, заставит душу откликнуться. Послушаем два его произведения — одно композитор написал совсем молодым, другое в конце жизни — и попробуем через музыку увидеть путь, путь человека от надежд юности к мудрости последних лет…

2007/12 «Stabat Mater» Перголези
«Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая…») — канонический средневековый духовный гимн. Он посвящен Деве Марии, стоящей в скорби перед умирающим на кресте сыном. Многие знаменитые композиторы разных эпох создавали на этот волнующий сюжет свои произведения: мастера Возрождения — Палестрина и Депре, в XVIII веке — Скарлатти и Гайдн, в XIX веке — Лист, Шуберт, Россини, Верди, Дворжак, наши Серов и Львов, в XX веке — Шимановский и Пендерецкий. Но самое большое признание получила кантата Джованни Перголези, обессмертившая своего автора, современника Баха и Вивальди.

2006 год

"Камертон" (август 2006 года)
Помните ли вы музыку, которую слушали в раннем-раннем детстве? Наверное, не очень. А что любите сейчас? Скорее всего, это и будет ответ на первый вопрос.

"Камертон" (апрель 2006 года)
Классическая музыка, как ничто другое, способна волновать душу и стать источником ярких, сильных впечатлений. Тот, кто уже полюбил ее, без раздумий даст вам послушать пару десяткв дисков. Доверьтесь его выбору — не пожалеете!

"Камертон" (декабрь 2006 года)
Близится Новый год. Все уже готово, хлопоты позади, можно всей душой насладиться волшебством праздничной ночи. Но что-то мешает — наши мысли все еще в повседневной суете. Значит, наступило время самим побыть немного волшебниками. Это совсем просто: нажимаем кнопку магнитофона, и чудо свершается... Музыку нельзя увидеть, нельзя потрогать, но она наполняет все пространство вокруг нас, и мы, осознанно или нет, подчиняемся ей — двигаемся в ее ритме и темпе, напеваем ее мелодию, проникаемся ее настроением. «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его», — писал Ромен Роллан. Зная некоторые тонкости, «оживить» атмосферу совсем несложно.

"Камертон" (июль 2006 года)
Начнем с того счастливого мгновения, когда женщина узнает, что под ее сердцем бьется еще одно маленькое сердечко. Американский дирижер Борис Брот на вопрос, где он научился любить музыку, ответил: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Брот обнаружил, что в некоторых новых для него произведениях партии струнных он знает почти наизусть. Оказалось, его мама-виолончелистка во время беременности играла именно эти произведения.

"Камертон" (июнь 2006 года)
Многие волнуются, думая, в чем пойти на концерт. Конечно, концерт чем-то сродни торжественной церемонии, но смокинг и вечерние туалеты с жемчугами не так важны, как готовность стать полноправным участником долгожданной и волнительной Встречи… Ведь Композитор, сочиняя музыку, отдавал ей все свои душевные силы и уже тогда думал о вас, с которым он сможет поделиться пережитым, своей болью, своей радостью, своими откровениями. Вторым участником этой Встречи, после Композитора, в зале является Исполнитель, который тоже отдает музыке всего себя.

"Камертон" (май 2006 года)
Детей нужно приобщать к миру классической музыки как можно раньше. Но имейте в виду, что ребенок — существо непосредственное и не умеющее лукавить: если ему будет скучно, он может начать, как вы бы сказали, капризничать, кричать, греметь или, наоборот, визжать от восторга, если музыка ему понравится. Поэтому лучше не забираться с ним в глубь зала, а сесть поближе к выходу. А собака пусть выслушает, когда вы вернетесь домой, подробный рассказ о дядях и тетях с палочками и дощечками и запомнит напетые ей на ухо мелодии.

"Камертон" (март 2006 года)
Немногим известно, что Паганини владел гитарой так же виртуозно, как и скрипкой, и был крупнейшим гитаристом своего времени. Он говорил: «Я король скрипки, а гитара моя королева». Увлечение гитарой, как и многое в жизни Паганини, связано с одной таинственной романтической историей.

"Камертон" (ноябрь 2006 года)
Переходный возраст — вечная проблема отцов и детей! «Мой сын слушает что-то ужасное, как мне заставить его слушать хорошую музыку?» — то и дело слышишь от родителей. Дорогие родители, заставлять — вообще занятие неблагодарное, а в случае подростка еще и бесполезное! Но безвыходных ситуаций не бывает, было бы желание понять друг друга. Несколько маленьких советов…

"Камертон" (октябрь 2006 года)
Как открыть музыку ребенку 7–8 лет? Секрет очень прост: ребенка легче увлечь тогда, когда увлечены вы сами, как всегда — работает сила примера и вдохновения. А еще попробуйте сделать так, чтобы он открыл для себя музыку сам. Представляете, сколько будет радости!

"Камертон" (сентябрь 2006 года)
Прежде всего, совет: каждый раз задавайте себе вопрос, о чем рассказывает, какие чувства пробуждает музыка, которую вы хотите послушать со своим малышом. Музыка будет ему понятной, если в ней есть знакомые образы: цветы, птицы, животные, любимые игрушки.

"Камертон" (февраль 2006 года)
Как очень многие, я когда-то говорил: «А, Моцарт, такой радостный беззаботный юноша, трам-там-та-та-та-та-там, ну и так далее». И вдруг… услышал его Фантазию Ре минор. За несколько минут я будто услышал сокровенный рассказ о всей жизни, и это стало началом нового знакомства с безграничным глубоким, полным страданий и неземной красоты, стремления вперед, к свету, миром Моцарта. Так часто какое-то событие в жизни вдруг заставляет узнать человека как будто впервые, открыть глаза на его душу.

"Камертон" (январь 2006 года)
Джаз родился на рубеже XIX и XX веков в США — в уникальном смешении европейской и афро-американской культур, из рэгтайма* (дословно: «рваный ритм»), блюза* (о, это был не тот блюз, который вы знаете!) и негритянских духовных песнопений — спиричуэлов*. А главное в джазе — это импровизация, драйв или, есть еще одно многозначное слово, свинг («раскачивание», «дрожание ритма»), а также синкопа, смещение акцента с сильной доли на слабую, усиливающая драйв (представьте: с удара по наковальне молота на постукивание молоточка!).

2008 год

Боккерини и его команда
«Такого явления еще не знал наш музыкальный мир… То, что эти четверо молодых парней извлекают из своих струн, просто фантастика!... Не знаю, чему больше удивляться, дивному ли исполнению виртуозов, или новой изысканной фактуре оригинальных произведений автора… При этом столько благородной простоты, никакой искусственности и подражательства» — такую запись можно прочитать в музыкальных хрониках 60-х годов… XVIII века.

Возвращение рыцарства
1846 год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение надежд и неожиданный триумф, он жаждет преобразований. Мечты о новой опере, о новом искусстве, способном изменить человека к лучшему, приводят его в мир древних мифов и легенд. Он почти живет в Национальной библиотеке среди средневековых манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад видит своих современников — такими, какими они должны быть!

Времена жизни Антонио Вивальди
XVII–XVIII века — эпоха барокко. Величие рядом с нищетой, пышные зрелища и суды инквизиции, изысканность и невежество, роскошь и религиозные войны, гении и злодеи. Непросто было среди всего этого обрести внутреннюю гармонию, найти Бога…

Две мечты Эйтора Вила Лобоса
Когда слушаешь арию из «Бразильской бахианы» № 5, кажется, что она создана кем-то из классиков прошлых столетий. Но ее автор, Эйтор Вила Лобос, — наш современник: он жил в первой половине XX века в Бразилии.

Лира. От сердца до неба протянуты звонкие струны
Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым тембром, особой харизмой отражает одну из граней человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у вас ассоциируется лира?

Межпланетный диск
В 1977 году вышел необычный золотой диск — его тираж составил всего два экземпляра, и его до сих пор никто не прослушал. Дело в том, что предназначен он… для инопланетян.

Ода "К радости"
1785 год. Фридриху Шиллеру всего 25, но он уже кумир свободномыслящей молодежи — поэт-философ, увлеченный античностью и воспевающий свободу духа, красоту и добродетель, «немецкий Шекспир», гонимый властями за свои первые пьесы, которые потрясли Достоевского и во многом определили его судьбу. В это время Фридрих сочиняет оду «К радости»*, страстно взывая ко всему человечеству: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» Такого полета духа мировая литература давно не знала!

Туна! Туна!
Горячее испанское солнце уже касается шпилей домов на площади Саламанки, знаменуя окончание сиесты. Старинный город медленно пробуждается ото сна…

«Снегурочка»
«Снегурочка» — особый бриллиант в творчестве Петра Ильича Чайковского. Это одно из самых вдохновенных его сочинений, наполненное светом, богатством красок, буйным цветением колоритных сказочных образов… Но родилась «Снегурочка» — случайно, исключительно благодаря «роковому» стечению обстоятельств.

2009 год

Песни, которые окрыляют. Интервью с бардом Татьяной Хрящевской
В песнях Татьяны Хрящевской — вся ее душа, красивая, мудрая, чуткая, сильная, делящаяся с другими тем, что ей дорого. Они о стремлении к Небу, о звездах, о древних культурах, о Рыцарстве, о Поиске, благородстве и чести.

Сказка о любви
«Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей) — между двух заливов спокойного моря — вырос дом. В нем, как два героя какой-нибудь норвежской сказки, как два лесных гнома, жили Эдвард и Нина Григи. Оба невысокого роста, белокурые и голубоглазые, жизнерадостные и веселые. Оба любили родные края и готовы были без конца бродить в горах, окружавших их приют; оба были музыкантами — певцами Норвегии».
Это была удивительная пара: композитор, в чьей музыке ожила душа Норвегии, и его жена — любовь всей его жизни, самый преданный друг. Немало радостей и печалей было на их долгом пути. А начиналось все в далеком 1864 году.

«Главное, чтобы услышали». История песни «Город золотой»
С давних пор мы с друзьями поем эту песню в особые моменты наших встреч, она стала больше чем песней: знаком узнавания для многих родственных душ. Но как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, исполнив его первый раз в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. А может быть, это Пушкин? У него, кстати, есть романс «Под небом голубым», причем совпадает по размеру, рифме. Но это шутка. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история! А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века!

2010 год

Время цыган
Когда-то давно — так давно, что об этом уже никто не помнит, — люди летали, как птицы. Но устали они от постоянных перелётов, начали строить дома, обзавелись хозяйством и вскоре забыли о том, что умели летать. Только иногда смутная тяга к полёту вдруг напомнит о себе — и быстро пройдёт.

Кельтомания
Всё началось 250 лет назад, в 1759 году, когда отчаянные восстания последних шотландских кланов давно уже были подавлены англичанами и все кругом были великобританцами...

Рага. Живая традиция
Сцена украшена цветами, горят огни лампад, доносится запах благовоний. В середине сцены на ковре сидит мастер. На нём белые одежды, в его руках многострунный ситар, устремлённый длинным грифом ввысь и напоминающий вину, на которой, по легенде, играли сами боги. Перед музыкантом — портреты любимых учителей. Рядом, тоже с ситаром, сидит обращённая к мастеру лицом ближайшая ученица, готовая последовать за ним в мелодическое путешествие. По краям сцены ещё два ученика с таблами, старинными индийскими барабанами.

Тихая ночь
...Когда кто-то постучал к нему в дверь, Йозеф Мор, викарий церкви Святого Николая в альпийской деревушке Оберндорф, готовил проповедь к Рождественскому богослужению — был Сочельник 1818 года. В мороз, по глубокому снегу к нему пришла женщина и рассказала, что жена угольщика, самого бедного человека в деревне, родила, но она очень слаба и просит священника прийти, чтобы окрестить ребёнка. Йозеф Мор быстро собрался...






Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





Вам нужна живая музыка на свадьбу в исполнении квартета музыкантов

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство