Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Музыкальная шкатулка2008 год

Боккерини и его команда

Борис Хомичев

«Такого явления еще не знал наш музыкальный мир… То, что эти четверо молодых парней извлекают из своих струн, просто фантастика!... Не знаю, чему больше удивляться, дивному ли исполнению виртуозов, или новой изысканной фактуре оригинальных произведений автора… При этом столько благородной простоты, никакой искусственности и подражательства» — такую запись можно прочитать в музыкальных хрониках 60-х годов… XVIII века.

Луиджи Боккерини (1743–1805)
Луиджи Боккерини (1743–1805)

В 1862 году 19-летний виолончелист и композитор, кумир городской публики Луиджи Боккерини и его закадычный друг, скрипач-виртуоз Филиппе Манфреди пригласили знакомого альтиста и еще одного скрипача (впоследствии знаменитых Камбини и Нардини), чтобы исполнить новые квартеты, сочиненные Луиджи. Так началось «турне» этой четверки по городам Италии, растянувшееся на несколько лет. И везде — а порой они выступали прямо на городских площадях — их ждал успех. В 1868 году уже вдвоем Боккерини и Манфреди с виолончелью и скрипкой под мышкой прокатились по Европе до самого Парижа. После триумфа на лучших парижских сценах Боккерини превратился в живую легенду как непревзойденный виртуоз и композитор.

В это же время в противоположном направлении путешествовал Леопольд Моцарт со своим гениальным сыном, тогда еще ребенком. Может, им даже удалось послушать друг друга? По крайней мере, точно известно, что Вольфганг Амадей любил музыку Боккерини, и ее влияние ощущается в произведениях молодого Моцарта.

Их судьбы, как и музыкальные вкусы, оказались во многом похожи. Как и у Моцарта, у Луиджи рано проявились музыкальные способности. Его отец, кстати тоже Леопольд и тоже музыкант в местном оркестре, но только контрабасист, стал первым учителем мальчика. Леопольд был страстно влюблен в свой большой и сильный инструмент, но для малыша он оказался великоват. Тогда отец отдал сына в «музыкальную семинарию» (пожалуй, такое возможно только в Италии!), которой заведовал его знакомый аббат, страстный виолончелист. Там маленький Луиджи овладевал техникой, но самое главное — научился любить виолончель!

И та в ответ подарила ему свою душу. И Боккерини первым открыл всему миру ее тонкость, всю ее глубину и безграничные возможности, но не выставляя их напоказ, а раскрывая в нужные моменты, чтобы нужным тоном окрасить и поддержать ее живую беседу с «друзьями-единомышленниками» — скрипкой и альтом.

Поэтому неудивительно, что в свой XVIII век, век оперы, Боккерини весь свой талант отдал инструментальным группам — трио, квартетам, квинтетам, концертам, объединенным вокруг любимой виолончели. И успел написать их более четырех с половиной сотен! Причем ни одного пустого, безжизненного. «Я хорошо знаю, что музыка существует для того, чтобы говорить сердцу человека; достичь этого я и стремлюсь... Музыка, лишенная чувства и страсти, пуста».

Боккерини с виолончелью
Боккерини с виолончелью

В анонимных «Заметках о виолончели», напечатанных во «Всеобщей музыкальной газете» еще при жизни Боккерини, о нем написали: «Именно Боккерини узнал истинный характер этого инструмента и особенно его превосходство в соло, впервые сделал его широко известным и любимым... Боккерини, следовательно, нужно рассматривать как отца всех современных хороших виолончелистов. И теперь каждый знаток охотно будет слушать его сочинения, а каждый желающий основательно и хорошо овладеть этим инструментом будет изучать и упражняться в них с большой пользой». Думаю, под этим подписался бы и сам Ростропович.

Однако мы оставили наших двух молодых друзей в Париже. А они уже давно в Испании! В Мадриде они сразу вошли в общество при дворе брата испанского короля Карла III Дона Луи. Дон Луи был либералом, поддерживал многих не принятых при королевском дворе артистов и художников (среди них был, например, Гойя). Сам любитель-виолончелист, он сразу взял Боккерини в свою капеллу на должность композитора и виртуоза. В это время Луиджи пришла в голову замечательная идея — добавить в квартет вторую виолончель (возможно, в честь Дона Луи). Так родился новый жанр — струнный квинтет*. Его очень полюбят Моцарт и молодой Бетховен и создадут потом свои гениальные квинтеты.

Но и на этом Боккерини не остановился. Он покорен Испанией — страной Дон-Кихота, фламенко и конечно гитары. Испанские народные мотивы ворвались в его новые творения, а испанская гитара стала его неразлучной спутницей! И вскоре родилось новое детище Луиджи — гитарный квинтет*, в котором место одной из двух виолончелей он отдал своей новой возлюбленной.

Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Рассказывают, что, когда кто-то исполнял его музыку, не учитывая ни его замысла, ни вкуса, он приходил в сильное волнение, топал ногами и мог выбежать из зала с криком, что терзают его детище. И при этом Боккерини не выносил резкости в исполнении и нередко останавливал игравших с ним квартет или квинтет возгласом: «Масла, друг мой, масла!»

В 1779 году Боккерини женился на дочери доблестного арагонского капитана, та родила ему одного за другим пятерых детей, и Луиджи решил остаться в ставшем ему родным Мадриде — на службе верным друзьям, любви и Ее Величеству Музыке. А его творения уже сами легко пересекали границы и путешествовали по всей Европе. Кстати, одно из своих творений-жемчужин Боккерини назвал «Ночной дозор в Мадриде».

Но счастливое время длилось очень недолго, как и у Моцарта. Однажды Дон Луи привел Боккерини к своему племяннику, будущему королю Карлу IV, а тогда еще принцу Астурийскому, чтобы он познакомился с новыми квинтетами композитора. Карл играл всегда только партию первой скрипки, причем редко слушая остальные голоса: они были ему не нужны. И когда в одном месте квинтета довольно долго повторялись две ноты: до и си, рассерженный, он остановился: «Это отвратительно! Бездельник, любой школяр сделал бы лучше: до, си, до, си!» — «Сир, — ответил спокойно Боккерини, — если ваше величество соблаговолит склонить ухо к тому, что „поют“ вторая скрипка, альт и виолончель в то самое время, когда первая скрипка повторяет свои ноты, то эти ноты потеряют сразу монотонность, и вы примете участие в приятном собеседовании». — «До, си, до, си, занимательная беседа! Музыка скверного школяра!» — «Сир, — вскипел Боккерини, — прежде чем так судить, нужно, по крайней мере, разбираться в музыке, невежда!» Карл не смог забыть оскорбления и навсегда запретил исполнять музыку Боккерини и даже упоминать его имя: «Какой такой Боккерини? Боккерини умер, пусть все это хорошенько запомнят и никогда больше о нем не говорят».

Кадр из фильма «Хозяин морей»
Кадр из фильма «Хозяин морей»

Но не только этот случай положил конец исполнительской деятельности Луиджи, когда тот был еще в расцвете своих сил. Примерно в это же время Боккерини тяжело заболел. К тому же внезапно умер его покровитель Дон Луи. Музыкант оказался на грани бедности. Но он не унывал и сосредоточился на сочинительстве. Именно в эти годы он сумел довести до совершенства свой неповторимый стиль. И, о чудо! Узнав о положении Боккерини, прусский император Фридрих, влюбленный в его музыку, но никогда его не видевший, назначил «испанского итальянца» своим придворным композитором. И так, не выходя из мадридской комнаты, Боккерини писал все свои сочинения с 1786 по 1797 год, в том числе «Stabat Mater» памяти Дона Луи.

Однако умер и прусский король, а сразу после этого жена и две старшие дочери Боккерини. Судьба подарит ему новую любовь, но вскоре после свадьбы и вторая его жена умрет… Сам маэстро ушел в 1805 году в нужде и болезни. Однако удары судьбы двадцати последних лет его жизни высекали только все более и более совершенные и светлые творения!

За два столетия музыка Боккерини не потеряла своей свежести, силы воздействия, и странно, что ныне известен лишь его знаменитый менуэт из гитарного квинтета. К счастью, многие открыли для себя Боккерини после выхода замечательного фильма «Хозяин морей». Хочется вспомнить его финал — миг, когда торжествует единство и дружба команды, объединенной высокими целями. (Кстати, настоящее и более подходящее название фильма — «Master and Commander».) Музыка «Ночного дозора» Боккерини будто специально написана к финалу фильма. Луджи словно увидел, как капитан Джек Счастливчик и доктор Стивен Мэтарин после долгожданной и трудной победы сядут в капитанской каюте, посмотрят друг на друга усталыми, но счастливыми глазами и начнут свой музыкальный диалог с помощью скрипки и виолончели, подхватив инструменты наперевес, словно гитары, оставив смычки и извлекая звуки аккордами! Ай да Боккерини! Думаете, это режиссерская находка? Нет, все так и задумал еще тогда, в Мадриде, большой шутник Боккерини. И в последних кадрах фильма под негромкие, но задорные звуки его «Ночного дозора» отважный парусник устремляется навстречу солнцу, ветру и новым победам.

Композитор и произведениеПрослушатьСкачать
Струнный квинтет для двух скрипок, альта и двух виолончелей, op.41 №2 - Finale
Скачать
«Fandango» Гитарный квинтет - Pastorale
Скачать
«Fandango» Гитарный квинтет - Allegro maestoso
Скачать
«Fandango» Гитарный квинтет - Grave assai-Fandango
Скачать
Моцарт. Квинтет №1 in B Flat - Allegro
Скачать
Моцарт. Квинтет №1 in B Flat - Adagio
Скачать
«Ночной дозор в Мадриде» (La Musica Notturna delle Strade di Madrid) - Minuetto dei Ciechi
Скачать
«Ночной дозор в Мадриде» - Passa calle
Скачать
«Ночной дозор в Мадриде» - Ritirata
Скачать
Менуэт из Гитарного квинтета, op.13 №5
Скачать
«Stabat Mater» для сопрано, двух скрипок, альта и двух виолончелей – “Stabat Mater dolorosa” - Grave assai
Скачать
«Stabat Mater» – “Quae moerebat et dolebat” - Alegretto con motto
Скачать
«Stabat Mater» – “Virgo virginum praeclara” - Andantino
Скачать
«Stabat Mater» – “Fac ut portem Christi mortem” - Larghetto
Скачать
«Stabat Mater» – “Quando corpus morietur” - Andante lento
Скачать


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство