Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Музыкальная шкатулка2007 год

"Камертон" (сентябрь 2007 года)

Борис Хомичев, Евгения Марковская, Анна Мироненко

Музыка в кино

Судьба музыки, написанной для кино, бывает очень разной. Иногда песня или мелодия начинает жить своей жизнью сразу после премьеры фильма, и зачастую мы даже не помним, что она когда-то в нем звучала. Например, песню «Надежда, мой компас земной» мы поем до сих пор, но не сразу вспомним старый черно-белый фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым, из которого она пришла. А бывает, мы совсем не слышим музыку — так увлекаемся происходящим на экране. Но не слышим ли?

Властелин колец
"Властелин колец"
Гарри Поттер
"Гарри Поттер"

Немного истории

Традиция оформлять действие на экране музыкой уходит в античность. В греко-римском театре игра актеров всегда сопровождалась исполнением музыки. Музыка создавала соответствующую психологическую атмосферу, помогала зрителям лучше воспринять послание, содержащееся в драме или трагедии, которая представлялась на сцене. Во времена Средневековья под музыкальное сопровождение разыгрывались сцены из Святого писания, а в эпоху Ренессанса возрождение древнегреческих мифов привело к рождению первой оперы.

У Вагнера, который даже называл свои оперы музыкальными драмами, оркестр превратился в постоянного персонажа, подобно греческому хору. А если бы во времена Вагнера существовало кино? Пожалуй, он мог бы стать одним из выдающихся и уникальных кинорежиссеров! Сам писал бы сценарий и музыку к своим фильмам, сам бы дирижировал оркестром. (Как великий Чаплин, который был еще и главным актером.) Наверняка с удовольствием писали бы музыку для кино Вивальди, Моцарт, Боккерини, Берлиоз…

Марк Аврелий
"Марк Аврелий"
Маска Зорро
"Маска Зорро"

«Немого» кино не было!

Когда же в конце позапрошлого века родился седьмой вид искусства (впрочем, о том, что это искусство, догадывались немногие), первые незамысловатые киноленты сопровождались игрой на фортепиано. Эти первые опыты часто были очень неуклюжими. Например, на экране грустная сцена похорон, а музыкант играет развеселую мазурку. Таких музыкантов назвали таперами. По своему смыслу это слово, как говорил Александр Мицкевич, один из первых музыкантов, импровизировавших под кинокадры, близко красноречивому «балда».

Потом таперов сменили иллюстраторы, музыканты более чуткие, они уже пытались подбирать музыку, соответствовавшую состоянию кадра.

Высшей в этой профессии была ступень импровизатора. Этот талантливый музыкант-композитор на ходу сочинял музыку к фильму, который видел впервые.

Музыкальный сценарий

В наше время звукового кино и неограниченных технических возможностей среди кинокомпозиторов есть свои «таперы» и свои «иллюстраторы». А есть те, кто в творческом содружестве с режиссером сочиняют мелодии, которые глубоко проникают в сердца зрителей. Для этого одновременно с основным создается музыкальный сценарий фильма. И музыка, без слов передавая глубину и тонкость переживаний героев, помогает зрителю понять замысел авторов, постичь подтекст происходящего на экране, войти в нужное состояние или перейти от одного к другому.

Тот самый Мюнхгаузен
"Финальный эпизод фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Олега Янковского, его знаменитое подмигивание, веревочная лестница — и музыка. Она словно придает барону легкость и уверенность, летит рядом с ним! А что было бы, если бы ее, музыки, не было?.."

Такая музыка сама по себе уже художественная ценность. Часто она сразу начинает самостоятельную жизнь — в виде сюиты («Марк Аврелий» группы «Вермишель-оркестр» к фильму Максима Ладыгина, саундтрек к фильму «Свои» Дмитрия Месхиева), симфонической поэмы («Александр Невский» Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна), песен, которые становятся поистине народными («Вечная любовь» Шарля Азнавура, цикл песен Микаэля Таривердиева из «Иронии судьбы»). Она исполняется на концертах, как музыка Ховарда Шора к «Властелину колец».

Умение слышать

Многие современные композиторы умело пользуются приемом Вагнера, который он применял в своих операх-драмах. Это система лейтмотивов — музыкальных тем, характеризующих героев или такие понятия, как судьба, родина, братство… По ходу фильма эти темы преображаются, развиваются, используя всю палитру музыкальных средств (меняются ритм, темп, инструменты), отражая мельчайшие изменения, происходящие во внутреннем мире персонажей, изменяясь вместе с ними, или помогают предчувствовать грядущие события. Вспомните музыку Циммера из «Гладиатора» (темы героя, дома, земли) и «Последнего самурая» (тема верности, служения), Шора из «Властелина колец» (темы Шира, Гондора), Тирсена из «Амели» (ах, как развивается тема Амели!), Морриконе — возьмите любой из его фильмов!

Попробуйте на киносеансе чуть больше внимания обращать на музыку, и вам непременно откроются новые и более глубокие пласты смысла, заложенного в фильме.



Композитор и произведениеПрослушатьСкачать
к/ф «Марк Аврелий. Последний триумф императора» М.Ладыгина. Статуя. («Вермишель-оркестр»)
Скачать
к/ф «Марк Аврелий. Последний триумф императора» М.Ладыгина. Фрагмент 1. («Вермишель-оркестр»)
Скачать
к/ф «Марк Аврелий. Последний триумф императора» М.Ладыгина. Фрагмент 2. («Вермишель-оркестр»)
Скачать
к/ф «Свои» Д.Месхиева. Река
Скачать
- к/ф «Свои» Д.Месхиева. Деревня
Скачать
к/ф «Свои» Д.Месхиева. Лес.
Скачать
к/ф «Свои» Д.Месхиева. Финал.
Скачать
к/ф «Тегеран-43» Алова и Наумова. Вечная любовь (Ш.Азнавур)
Скачать
к/ф «Ирония судьбы…» Э.Рязанова. Мои друзья уходят (С.Никитин-М.Цветаева, исп. А.Пугачева)
Скачать
к/ф «Гладиатор» To Zucchabar (Х.Циммер)
Скачать
- к/ф «Гладиатор» Maximus (Х.Циммер)
Скачать
к/ф «Гладиатор» Honor Him (Х.Циммер)
Скачать
к/ф «Гладиатор» Elysium (Х.Циммер)
Скачать
к/ф «Последний самурай» A Small Measure Of Peace (Х.Циммер)
Скачать
к/ф «Последний самурай» Spectres In The Fog (Х.Циммер)
Скачать
к/ф «Властелин колец» Тема Шира (Х.Шор)
Скачать
к/ф «Властелин колец» Foundations Of Stone (Х.Шор)
Скачать
к/ф «Властелин колец» Samwise The Brave (Х.Шор)
Скачать
к/ф «Амели» Вальс Амели (Я.Тирсен)
Скачать
к/ф «Амели» Вальс Амели (с оркестром) (Я.Тирсен)
Скачать
к/ф «Амели» Вальс Амели (с фортепьяно) (Я.Тирсен)
Скачать
к/ф «За пригорошню долларов» Theme From A Fistful Of Dollars (Э.Морриконе)
Скачать
к/ф «Миссия» Gabriel's Oboe (Э.Морриконе)
Скачать



Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство