Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Музыкальная шкатулка2006 год

"Камертон" (январь 2006 года)

Борис Хомичев

Как Бах был джазменом

Произведения отмеченные звездочкой (*) можно прослушать на нашем сайте.

Для начала разберемся с джазом. Слово это никак не переводится, а по своему звучанию напоминает удар палки о крышку кастрюли. Именно так создавались первые композиции нового стиля. Он родился на рубеже XIX и XX веков в США — в уникальном смешении европейской и афро-американской культур, из рэгтайма* (дословно: «рваный ритм»), блюза* (о, это был не тот блюз, который вы знаете!) и негритянских духовных песнопений — спиричуэлов*. А главное в джазе — это импровизация, драйв или, есть еще одно многозначное слово, свинг («раскачивание», «дрожание ритма»), а также синкопа, смещение акцента с сильной доли на слабую, усиливающая драйв (представьте: с удара по наковальне молота на постукивание молоточка!). Послушайте спиричуэл «Лэт май пипл гоу»* и то, что с ним сделал Луи Армстронг*, и вы все поймете!

А одним из первых джазменов, между прочим, называют Баха! Но еще до него музыканты XVII века, яркой эпохи барокко, записывали партитуры точно так же, как джазмены ХХ века. Этот способ они называли цифрованным басом (к цифровым технологиям он отношения не имеет): дух импровизации тогда был чрезвычайно силен, композиторы не были снобами, а полностью доверяли мастерству музыкантов и не прописывали все ноты. Записывалась только партия баса — цифровыми обозначениями аккордов (буквы C, D, E и т. д. придумали позже), а остальные музыканты сами выстраивали по ним свои партии!

Более того, Бах в концовке (каденции) 1-й части одного из своих Бранденбургских концертов* ввел дополнительную сольную импровизацию для клавира — когда оркестр затихает, дирижер опускает свою палочку и дает возможность музыканту играть, как велит его душа. (Сразу представляется Йан Пэйс на барабанах в «Made in Japan»* у «Deep Purple»!) Да, это была эпоха джаза! С легкой руки Баха виртуозная сольная каденция именно в этом месте стала непременной частью всех классических концертов. И только при Бетховене ее начали точно прописывать в партитуре.

Сам Бах при жизни не был известен как композитор, зато все ценили его как блестящего музыканта-импровизатора. Известна такая история. Некоего беднягу Гольдберга его хозяин, мучившийся бессонницей, заставлял каждую ночь играть ему что-нибудь. И Бах подарил музыканту 30 импровизаций на одну и ту же тему. Так появились знаменитые теперь «Гольдберг-вариации»*. В то время частенько устраивали публичные музыкальные турниры, участники которых соревновались в импровизации на заданную тему. (Помните незабываемую сцену джазового состязания из фильма «Легенда о пианисте»?) И Бах неизменно побеждал своих соперников. Пожалуй, ему смело можно присвоить звание «чемпиона мира» по джазу эпохи барокко!


Музыкальное приложение к журналу "Человек без границ"

Три источника и три составных части джаза:
У джаза, как и у марксизма, есть три основополагающих источника: блюз, духовные песнопения (спиричуэл) и рэгтайм. А главные его отличительные качества – это прежде всего особый драйв, синкопированность и импровизационность.

Ранний блюз
Блюз появился в США, где рабами были негры, вывезенные из Африки. Это был ни на что не похожий и чуть ли не единственный способ ощущения свободы и самовыражения бесправных, униженных людей, обладающих огромным запасом творческих сил. В ранних образцах блюза чувствуется полная свобода в исполнении. Слушая эту музыку, чувствуешь, что исполнитель не связан ничем, даже так называемым «квадратом», то есть обязательной последовательностью аккордов, а также их протяженностью во времени. Ведь главное для него – это выразить то, что накипело в душе, облегчить свои страдания. Но без всяких там сантиментов и с обязательной иронией и даже самоуничижением.

Например: "Друзья меня презирают, распускают сплетни по всему городу /Пытаются навредить, как могут /Дурные новости идут отовсюду /Но все равно моя Мэри со мною/и будет при мне покуда всему не придет конец". Или еще: "Если пожар охватит твой дом, о Боже! /И поблизости не будет воды /Плюнь, человече, швырни свои монатки в окно /И пусть эта развалюха сгорит до тла". В текстах многих блюзов встречают слова: "смеемся, чтобы не плакать".

Ранний блюзПрослушатьСкачать
Большой Билл Брунзи – «Big Bill Blues»Скачать


Регтайм
- (в переводе «рваный ритм») возник как способ особого исполнения на фортепиано, имеющий в основе своей синкопированный ритм (см. далее «Синкопа»). В начале XX века практически в каждом американском доме, даже в лачуге, было механическое пианино, для которого массово выпускались «роллы» - картонные рулоны с пробитыми дырочками (типа современных CD-болванок), - по которым клавиши пианино воспроизводили «прошитую» мелодию. Особенно хорошо на местных «горбушках» расходились как раз «роллы» с регтаймами. И во многом благодаря легендарному Скотту Джоплину – одному из первых профессиональных негритянских композиторов, который сочинил около 600 регтаймов. Интересно, что он считал себя представителем европейской музыкальной культуры и регтайм воспринимал как жанр композиторской музыки (вроде этюдов Шопена). В первое десятилетие XX века написал даже две регтайм-оперы — A Ghost Of Honor и Treemonisha — и очень огорчался, что они не пользовались успехом. Предлагаем вам его знаменитый регтайм:

РегтаймПрослушатьСкачать
Скотт Джоплин - «Маple Leaf Rag»Скачать


Спиричуэл
– (от spirit – т.е. душа) это церковные негритянские песнопения, которые представляли из себя переиначенные на свой лад протестантские хоралы и гимны. Например, в предлагаемой песне говорится о важнейшем историческом моменте, описанном в Библии, когда Моисей вопреки воле фараона решился повести свой народ из Египта в поисках «земли обетованной». Он возносит свою пламенную молитву к Богу о защите и благословении со словами – «Пусть мой народ идет!». Со временем спиричуэлы обретали самостоятельную жизнь. Пожалуй, самым популярным их исполнителем был Поль Робсон. Послушайте «первоисточник» в его исполнении, а затем – то, что из него сотворил Луис Армстронг, и вы поймете, как благодаря замешиванию своих трех «составных частей» рождается джаз!

СпиричуэлПрослушатьСкачать
Поль Робсон - «Let my people go»Скачать
Луис Армстронг - «Let my people go»Скачать


Синкопа
- излюбленный элемент джазовой музыки. Этот выразительнейший ритмический ход является носителем неповторимого джазового "заводного" настроения, задора, залог того, что даже в самых грустных, меланхоличных блюзах будет бить ключом жизненная сила. Суть его в смещении акцента в музыке – обычно он делается на сильную долю в такте, а в джазе выделяется слабая доля. Можно представить молотобойца в кузне, который перед самым ударом делает энергичный выдох, который на секунду опережал удар молота по наковальне. Вот это и есть настоящее синкопирование! Есть даже анекдот про негра-джазмена, который внезапно просыпается ночью в холодном поту и говорит сам себе: «Приснится же такое! Я – белый и играю на сильную долю!» Попробуйте еще раз сравнить 2 варианта «Let my people go» и обратите внимание, как работает синкопирование у Армстронга и его музыкантов.

Импровизация (Сольная каденция – у Баха и у «Deep Purple»)

Вообще-то, вся музыка когда-то началась с импровизации. В этнической музыке, особенно на Востоке, она была всегда. Но в церковной и в ранней классической музыке основой стали партитуры, ноты, написанные заранее партии. И.С.Бах, работавший органистом в костелах, нередко импровизировал и вообще нарушал установленные церковью каноны, за что и подвергался гонениям со стороны католического начальства. Но в светской музыке в эпоху барокко дух импровизации был весьма силен. И даже в XIX веке импровизация еще присутствовала в классике, нередко в форме так называемых каденций (сольных вставок в концовке одной из частей произведения). Но импровизация не была основной задачей, и к началу ХХ века импровизация практически исчезла в практике академистов. Джазмены же сделали ее главным смыслом своей жизни, главной целью. Прослушайте примеры сольных каденций в Бранденбургских концертах И.С.Баха и каденцию на барабанах Йана Пейса из «Deep Purple» (в сокращении, в оригинале она длится 6 минут) с легендарного концерта «Маde in Japan».

ИмпровизацияПрослушатьСкачать
И.С.Бах. Бранденбургский концерт № 3, часть 1Скачать
И.С.Бах. Бранденбургский концерт № 5, часть 1Скачать
Deep Purple - «The Mule»Скачать


Гольдберг-вариации
Предлагаем вашему вниманию только три вариации из тридцати, которые И.С. Бах сделал на один свой же мотивчик в подарок бедняге Гольдбергу, клавесинисту (см. страничку «Камертон» в журнале). Мы взяли основную мелодию и наугад 3 вариации - в виде фугетты (т.е. маленькой фуги), в виде канона, а также для двух клавиров. Но поверьте, их стоит послушать все. Интересно, а сколько смогли бы придумать вы?…

Гольдберг-вариацииПрослушатьСкачать
И.С.Бах. Гольдберг-вариации - AriaСкачать
И.С.Бах. Гольдберг-вариации - Variatio 10 a 1 Clav. FughettaСкачать
И.С.Бах. Гольдберг-вариации - Variatio 11 a 2 Clav.Скачать
И.С.Бах. Гольдберг-вариации - Variatio 12 Canone alla QuartaСкачать


Бонус - Джазмены поют Баха!
Настоящие джазмены любят обращаться к «корням», к настоящим гармониям, и частенько делают свои импровизации на тему классических произведений. Но есть один уникальный коллектив – Swingle Singers & J.S.Bach (т.е. «свингующие певцы и Бах»), которая специализируется исключительно на инструментальных вещах Баха, включая токатты и фуги. При этом вся полифония исполняется голосами (!), только лишь в сопровождении нежных барабанов и баса… И это истинное наслаждение!

Джазмены поют БахаПрослушатьСкачать
И.С.Бах. Фуга C мажорСкачать
И.С.Бах. АдажиоСкачать
И.С.Бах. Прелюдия F-durСкачать
И.С.Бах. Прелюдия для органаСкачать






Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство