Сегодня любой разговор об искусстве больше напоминает интеллектуальную викторину под девизом: «Угадай, что я хотел изобразить и, главное, зачем?» Если бы художник Василий Верещагин творил в наши дни, то написал бы не «Апофеоз войны», а «Апофеоз современного искусства» и вместо горы черепов изобразил бы пирамиду из плюшевых унитазов, кукол со вспоротыми животами, больших маринованных рыб и прочих, с позволения сказать, «творений».
Вот где идет настоящая война… хотел написать «за души людей», но нет: душа ныне не в моде, в моде — деньги. Поэтому вместо «прекрасно» и «истинно» в качестве оценки все чаще звучит: «стильно», «прикольно», «хорошо продается».
А еще сегодня модно самовыражаться, благо современные технологии позволяют это делать, даже толком ничего не умея. И получается как в старом анекдоте: «Скажите, а почему у вас на картине небо красное, трава синяя, а лица квадратные?» — «Я так вижу мир!» — «Но раз вы так видите, зачем же в художники пошли?!»
Как тут не вспомнить слова Акиры Куросавы: «Ничто так не говорит о творце, как его творения»! Японскому режиссеру за свои фильмы краснеть не приходилось. Как, впрочем, и Николаю Рериху за цикл картин «Святые», который он адресовал погрязшей в материализме Америке 20-х годов (или, быть может, России 2000-х?).
Рахманинов в музыке, Леонов на сцене, Левитан в пейзажах — каждый из героев этого номера по-своему жил искусством. Даже не «жил», а правильнее сказать — служил, молился, любил, не давая покоя ни себе, ни другим, взывая к совести…
Ввязываться в дискуссию о критериях настоящего искусства мне совсем не хочется. Тем более что само понятие «искусство» пришло к нам из античности. Древние греки и римляне ввели его, чтобы не путать свойства, присущие цивилизованному Человеку, с диким, варварским, стихийно-природным. Этим все сказано. А выбор, что в себе взращивать: человеческое или варварское — все равно остается за нами. Хотя, если верить Станиславу Ежи Лецу, «у человека нет выбора: он должен быть человеком!»
Понятия искусство и художник связаны точно так же, как идеал и идеалист, правосудие и юрист, наука и ученый и так далее. Идеал является идеалом благодаря идеалистам и вопреки им, и он останется идеалом, даже если не будет идеалистов, которые жили бы им и осуществляли бы его. Подлинные идеалисты помогают ему обретать силу, слабые принижают его, но идеал — это неизменный Архетип, и он всегда остается целью для тех, кто способен преодолеть собственное невежество и невежество окружающих. Полный текст >>
Рахманинов. Дорога домой
Сергей Рахманинов не оставил дневников, мемуаров, не любил рассказывать о себе. Его слова пересказывали другие, о нем осталось много воспоминаний. Сам же он говорил, что все можно услышать в его музыке. Полный текст >>
Правда доброты. Памяти Евгения Павловича Леонова
Зима 1994 года. Улица Чехова, дом 6. Московский театр «Ленком». В зрительном зале полумрак и тишина. Он наполнен до отказа — хоть ничего и не видно в темноте, это чувствуется по дыханию и пульсу. Зрители ждут. Их взгляды прикованы к сцене. Там, на театральных подмостках, среди едва различимых в смутном освещении декораций, неуклюжей неспешной походкой движется одинокая фигура. Все застыли в предчувствии… Полный текст >>
Левитан
Что может быть «проще» картин Левитана? Но как трудно о них говорить! Ими легче любоваться, отдаваясь их необъяснимому очарованию: большая дорога, лесок, весна, талый снег, прозрачные речки, березовые рощицы, монастыри при розовом утреннем или вечернем свете, летнее утро… Полный текст >>
Станислав Ежи Лец. Противоядие от страха
Кто был автором самого первого афоризма? Может быть, тот, кто написал над входом в дельфийский храм «Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов»? Прошли тысячелетия, афоризмы почему-то стали более остроумными, но саркастичными — такая жизнь! А их авторы обрели имена. Одно из самых известных — Станислав Ежи Лец. Полный текст >>
Санкта
У Николая Константиновича Рериха есть одна необычная серия картин. Она называется «Санкта», то есть «Святые», и посвящена духовным ценностям русского монашества, но написана специально для… американцев. Полный текст >>
"Тверская принцесса" Екатерина
Катенька — «Катишь, Като», как ее звали в семье, — в 15 лет была признана «красой царского дома в России». В ней отмечали особенную силу ума, верность суждений, высшие интересы. Она знала несколько иностранных языков, увлекалась физикой, экономикой, историей, географией. «Смесь Петра и Екатерины» — говорили в семье: Като очень походила на них своим энергичным характером. И так же как они, мечтала сделать все, чтобы ее любимая Россия стала первой в Европе. Полный текст >>
Байкал
Есть на Земле места, куда хочется возвращаться бесконечно. Байкал — одно из таких. Озеро, окаймленное горами и хребтами, то безмятежное, ласкающее легкими переливами волн, то бушующее, словно море… Полный текст >>
Волшебные тени
Представьте: вы сидите вечером возле настольной лампы и тень от вашей головы видна на стене. Тень легко узнаваема и в то же время живет своей жизнью, будто кто-то похожий на вас находится рядом. А вот вы в лесу, вечером, смотрите на тени деревьев на снегу — это словно какой-то другой мир, живой и настоящий, только туда никак нельзя попасть. Полный текст >>
Усатый Нянь и все остальные
В гостях у нашего журнала режиссер, кинодраматург, актер театра и кино, заслуженный деятель искусств России Владимир Александрович Грамматиков. Полный текст >>
Акира Куросава
Как-то он сказал о себе: «Я режиссер... вот и все. Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь». Полный текст >>
Сказать жизни "Да"
Есть книги важные, главные, любимые, книги, которые в чем-то поворачивают тебя, заставляют посмотреть на мир другими глазами. Есть книги трудные, которые даже непросто начать читать, — они словно испытывают тебя. Но если ты продерешься сквозь первые страницы, то будешь вознагражден потом: книга станет тебе настоящим другом, советчиком, и ты будешь прибегать к ней множество раз после, как к роднику за чистой водой, за ответами на вопросы, не дающие тебе покоя. А еще, как правило, о таких книгах рассказывают друзья, учителя, и возникают они не случайно, а в тот момент, когда особенно нужны. Полный текст >>
Ипатия
О ней говорили: «Афина по уму, Гера по величественной осанке, Афродита по красоте». Ипатия была гордостью Александрии, одного из самых культурных городов древности, славившегося своей библиотекой, храмом Муз, поэтической школой. Мало кто знает, что астролябию, по которой моряки ориентировались по звездам, и планисферу, позволяющую рассчитывать время восхода и захода светил, изобрела Ипатия, замечательный математик и астроном. Полный текст >>
Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru