Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ





Яндекс.Метрика

Статьи

small text
large text


Мир сегодняЧувства добрые

Куклы так похожи на людей

Ольга Короткова

Признайтесь, давно ли в последний раз вы были в кукольном театре? Да-да, конечно, понятно, что дети выросли, что на все не хватает времени, так много нерешенных проблем; и в обычный театр-то некогда выбраться... Но почему-то наш современный язык постоянно подсказывает слова, которыми мы пользуемся не задумываясь: висеть на ниточке, оставаться за ширмой, надеть маску, чувствовать себя марионеткой...

Кукол дергают за нитки.
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья
Создается впечатленье
Что куклы пляшут сами по себе.

Андрей Макаревич
 

Марионетки похожи на египетские иероглифы, то есть на нечто таинственное и чистое, и когда они разыгрывают пьесу Шекспира или Аристофана, мне кажется, будто священные письмена постепенно покрывают стены храма, запечатлевая мысль поэта.

Анатоль Франс
 

Откуда и для чего появился этот особый вид театрального представления? Разве не достаточно для показа правды жизни обычных драматических спектаклей, разыгрываемых непосредственно людьми? Но, раз возникнув, кукольный театр продолжает существовать и сегодня во многих странах мира: зальцбургский театр марионеток «Айхерг», чешский «Театр Спейбла и Гурвинека», Пекинский театр кукол и теней, румынский государственный театр «Цендерике», индонезийский театр кукол ваянг-кулит, российский театр кукол под руководством Сергея Образцова... И сегодня куклы разных народов, такие непохожие с виду, принимают на себя роли, часто немыслимые для исполнения человеком, и продолжают не только развлекать нас, но и учить – понимать сердцем, меняться.

Когда и как родились куклы?

Пожалуй, один из самых известных персонажей кукольного театра – непобедимый герой народной кукольной комедии. Узнаете? Большая неправильной формы голова, длинный крючковатый нос, горб, неизменный шутовской колпак и резкий пронзительный голос. Это – Петрушка, или Петр Иванович Уксусов, он способен одолеть все и вся – полицию, попов и даже черта и смерть, – сам же остается бессмертным. Впервые на Руси он появляется в XVIII веке. А в Италии, веком раньше, он же – Пульчинелло, в Англии его называют Панч, во Франции – Полишинель. Судя по найденным при раскопках в Италии статуэткам, точно таким же был и облик любимого героя античной комедии – древнеримского шута Маккуса, прапрадедушки Петрушки.

Но кукольные представления в Древнем Риме – это далеко не начало истории кукольного театра. В своем исследовании «Театр кукол от истоков до наших дней» археолог Ш. Маньян определяет возраст этого искусства – 36 веков (!), утверждая, что по своей сути это культовый мистериальный театр, цель которого – попытка создать живого бога. Но мысль сыграть бога самому для человека древности была кощунственна, и тут на помощь приходили куклы.

«В стремлении изобразить то, что скрыто от глаз, что только лишь угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, человечество с незапамятных времен начинает создавать статуи и статуэтки, олицетворяющие богов... Человек-мастер пытается наделить их движением» (Ш. Маньян). И в самые торжественные моменты культового действа в Древней Индии и Египте, в Месопотамии, Древней Греции и Риме ожившие божества опускались в мир людей, существовали и действовали рядом с ними.

В эпоху средневековья и Возрождения кукольный театр переживал бурный процесс взлетов и падений, обожествления и преследования инквизиции. Порой христианские фанатики разрушали хрупкие тела языческих марионеток, и они валялись рядом с обломками статуй Аполлона, Вулкана и Венеры. Много раз подвергались куклы запрету и физическому уничтожению, их пытали, обезглавливали и сжигали «живыми». Знаменитый парижский марионеточник Бриоше в середине XVII века был арестован во время гастролей в Швеции по обвинению в колдовстве, так как заставлял (как утверждает обвинительный вердикт) «говорить, спорить и двигаться маленькие существа, которые могли быть только дьяволами»...

Но приходили другие времена, христианская церковь возрождала к жизни движущихся кукол, и они изображали Иисуса, Марию, волхвов. Марионетки... Само первоначальное имя европейских кукол уже хранит память об их религиозном происхождении. Марион, маленькая Мария – так назывались во Франции небольшие статуи богоматери, которые использовались в средневековых мистериях. В XIV веке мы вновь встречаемся с ними на празднествах Марии в Венеции; они называются здесь деревянные Марии.

Кукольный театр возрождался вновь и вновь. «Все великие люди, все олицетворения идей, все герои религии, атеизма, эпической поэзии, романа и хроники от Иисуса Христа до Вельзевула... – все они были воскрешены бураттини на подмостках театра марионеток» (Ш. Маньян). Многие известные драматурги, писатели и композиторы вдохновляются театром кукол и пишут для него. Шекспировский «Юлий Цезарь» впервые был поставлен театром марионеток в Лондоне близ Тауэра. Гайдн пишет пять опер для марионеток. Гете, вдохновленный ярмарочным кукольным «Фаустом», создает свое великое произведение. Куклы играют пьесы Метерлинка, Бернарда Шоу и Федерико Гарсиа Лорки.

Предназначение

«Игра – самое чистое и духовное проявление человека. Она – прообраз и копия всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной... Поэтому игра порождает мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее» (Белецкий «Старый театр в России»).

Сегодня, как и в древние времена, дети поют куклам колыбельные, разговаривают с ними, доверяя самые заветные тайны. Значит, самые первые куклы возникли практически с рождением человечества, когда Первая Девочка – Мама и Первый Мальчик – Защитник всерьез проигрывали свою будущую жизнь.

Сергей Владимирович Образцов называл кукольный театр самым иносказательным из всех зрелищных искусств. Так же как и сказки, легенды, мифы, кукольный театр – это традиция, в нем заключены юмор, талант и философия народа: «Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощущать его логикой сердца... Кукольное представление обладает концентратом образности и во многих случаях становится тем самым сезамом, без которого некоторые двери совсем не открываются. Ключей нет!»

Сюжеты. Куклы

Удивительным постоянством отличаются сюжеты и герои всех кукольных пьес. За тридцать шесть веков существования это искусство накопило едва ли более пятидесяти устоявшихся типов героев и всего несколько десятков сюжетов, которые перекочевывают из века в век, меняя лишь внешние очертания. «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Фауст» – эти сюжеты, как и многие другие, ставшие гордостью мировой культуры, были известны задолго до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, традициях народа, но и в спектаклях кукольников.

Например, родословная одного из современных сюжетов кукольного театра Великобритании «Ночной побег» восходит к новелле Боккаччо «Наказанный ревнивец» из «Декамерона», сюжеты которого, в свою очередь, были почерпнуты автором из антологии стихотворных рассказов XII века «Шатуаман». А они уходят корнями в древнеиндийский эпос «Долопалос», которому около 2000 лет.

Мир кукол велик и разнообразен.

Марионетки – это куклы на нитях, которых ведут невидимые зрителю актеры – невропасты (от греч. «нить» и «вести»). Самые близкие их родственники – ручные куклы-петрушки, надетые на руку. Рядом с европейскими марионетками на сцене движутся громадные, в кованых латах рыцари сицилианского театра и крохотные деревянные головки бразильских мамолэнге, каждая из которых нанизана на палец (пять человечков на одной руке!). Остров Ява – родина тростевых кукол, но сегодня их называют русскими – так широко они прижились в России. Очень похожи на них польские куклы на палочках – на потыках. А в японском традиционном театре «Авадзи» живут огромные (в две трети человеческого роста) куклы нингио, каждой из которых на глазах у зрителей управляют три-четыре актера, одетых в черное и считающихся невидимыми. Ни одна страна в мире не знает такого разнообразия форм и видов театра кукол и теней, как Китай. Их отличает филигранная отделка, живописность костюма и грима.

Но какова бы ни была анатомия куклы, она оживает, лишь если за ее движениями мы ощущаем отражение жизни – мысли и чувства, волнующие нас. Кукла никогда не изображает конкретного человека или животное, но всегда самое общее, непреходящее качество души или характера, присущее многим людям. Кукла – это образ, символ, маска. И потому за хорошо известными именами героев кукольных пьес – Петрушка и Буратино, Карабас-Барабас и Дуремар, Маленький Принц и Джульетта – стоят вечные имена Находчивость и Оптимизм, Злость и Подлость, Мечта и Любовь.

Сила эмоционального воздействия кукол – в возможности сыграть то, что недоступно актеру: в буквальном смысле терять голову, летать в облаках или вырасти на глазах, и тем самым «составить зеркало души и помочь избавиться от зла».

Кукла и человек

«Люди сравниваются с марионетками, так как они, подобно куклам, не имеют собственной воли и управляются нитками, идущими от божества, посылающего радость или горе, удовольствие или страдание» (древнеиндийский эпос «Махабхарата»).

Возможно, что тайна кукольного творчества заключена в наглядности живого, действенного дуализма: управляющий и управляемый. Ведь человеку приходится выступать одновременно и в той, и в другой роли.

Роль первая: человек-кукла. «Каждый из нас представляет одушевленный образ, рожденный по воле богов... Страсти, двигающие нами, подобны множеству веревок, тянущих в разные стороны. Нам известно различие между пороком и добродетелью. Здравый смысл учит повиноваться лишь одной из этих веревок, следуя ее движению с покорностью и настойчиво отвергая остальные. Этой единственной веревкой являются золотые узы разума и закона, только она одна предназначена для управления другими», – говорит Платон. Вот отчего так внимательно следим мы за происходящим в маленьком театре, незаметно для себя учимся у невозмутимых марионеток просто и красиво «играть свою роль», чутко слушаясь указаний Кукольника.

Роль вторая: человек-творец. Другая сторона медали – чудо оживающей материи. Все – от создания образа куклы до управления ею – всецело в руках человека, он сам теперь выступает как творец и собственным творчеством создает жизнь, отдавая свое сердце и разум. Причем в этом союзе есть некая непредсказуемость, неуловимость – кукла не безразлична к действиям человека, его голосу, способу игры. Она или гармонично сливается с теми поступками, которыми живой человек наделяет ее, или бесконечно сопротивляется им, сохраняя свою самостоятельность. Она как бы оставляет за собой право быть самой собой, поскольку часто несет в себе воплощенную традицию.

Не случайно в традиционном японском театре кукол игра актеров-кукловодов скрыта лишь символически – они в черном, значит их нет! Втроем они управляют одной куклой, долгое время находясь в неудобных позах, ни на секунду не имея права расслабиться: все подчинено одной роли, образу, идее, которую воплощает кукла.

Ответственность

В XVIII веке германские кукольники давали своим близким торжественное обещание: никогда ни строчки не записывать из своего репертуара, чтобы рукопись не попала в руки могущих украсть хлеб. В Западной Европе заключались династические браки с целью объединения семейных секретов и неразглашения тайны театра.

На XII конгрессе современной международной организации кукольников УНИМА С.В. Образцов сказал: «Сила воздействия иносказательного искусства кукол, метафоры очень велика, и мы обязаны не только знать эту силу, но и быть очень осторожными, чтобы вместо пользы не причинить вреда».

Но не меньшей ответственности требует это удивительное творчество от нас, зрителей. Процесс пробуждения воображения всегда обоюдный. И когда куклы обращаются к нам на своем языке, то навстречу им надо сделать три важных шага: попытаться увидеть необычное в обыкновенном, уметь удивиться этому необычному и сделать открытие, то есть узнать про себя то, о чем раньше не догадывался.

Если когда-то вы зачитывались «Маленьким Принцем» или «Мастером и Маргаритой», не спешите отказываться от билетов в кукольный театр – это очень взрослое занятие. Вдруг вам повезет, и вы отыщете свой Аленький цветочек, краше которого нет на белом свете.

Выражаем искреннюю благодарность за помощь
и консультацию научному сотруднику музея
ГАЦТК им. С.В. Образцова
Наталье Андреевне Костровой.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство