Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмСимволика звездного неба

Философские идеи знаков Зодиака (окончание)

Семира

Окончание. Начало здесь...

Управительница Тельца Венера заведует формой, и Телец ищет те формы и качества предметов, которые лучше всего отражали бы суть непостижимых жизненных проявлений — и могли обеспечить правильность наших выводов. Выявление таких, объективных и незыблемых, основ познания может принимать форму метафизики, что отражают категории Аристотеля и Канта. То, как Телец стремится отыскать непререкаемые, материально ощутимые предпосылки любой теории, показывает философия Маркса, который опирает теорию развития общества на непоколебимый экономический фундамент. Ту же тенденцию обнаруживает Телец Фрейд, который сознательно делает догмой сексуальную теорию: с целью оградить от суеверий туманную науку о душе. Его понятия мужского и женского вполне можно отнести к разряду метафизических категорий. Также для философов-Тельцов важно понятие ценностейВиндельбанда).

Говоря совсем просто, архетип Венеры символизирует любовь и жизнь, потому главную ценность для Тельца представляет сама жизнь (идея Ортеги-и-Гессета). Творчество сознания и искусство, основанное на любви, имеют ценность постоянного возрождения жизни. Понятие жизни изначально объединяет всех людей, создавая естественную предпосылку единения человечества на более высоком уровне существования, любви и счастья – который строят образы ума и произведения искусства.


ПОРЯДОК СЕРДЦА БЛИЗНЕЦОВ

Телец исполняет задачу создания инструментария разума: которым с блеском пользуется третий знак весны, Близнецы. Воздушному знаку Близнецов близок и доступен интеллектуальный процесс познания (который символизирует его управитель Меркурий, планета слова и речи). Стихийный, любопытствующий интеллект Близнецов легко дробит мир на части. Однако философов среди представителей самого интеллектуального знака Зодиака немного.

Этот знак "разума" в центр мировоззрения ставит непосредственную способность мыслить. Но он сомневается в ней как в инструменте познания. Как переменный знак, Близнецы отвергают опору на собственное сознание, разум и чувства, характерную для Овна и Тельца. Если в быту этот знак удовлетворяется присущей ему игрой ума, то философы-Близнецы идут глубже. Мысль анализирует реальность, но анализ есть разделение, бытие же целостно. Можно ли постичь целое, зная лишь часть? Как связать единое из кусков? Преодолеть пропасть между сознанием и бытием — вот задача человека, которую формулирует философ-Близнец Сартр.

Ключевым для Близнецов оказывается то, что стоит над миром, за непосредственной данностью — связь вещей между собой, как невидимая подоплека их отдельного внешнего существования (Бог у Паскаля и Сартра, Космическое сознание для Кришнамурти). Философия Близнецов: самого неверующего знака Зодиака — носит религиозный оттенок! Критикуя науку, Шпенглер противопоставляет «мёртвый интеллект» цивилизации живому истоку духа. Ограничивая возможности интеллекта, философы-Близнецы указывают на то, что ментальный анализ мира остается пустой софистикой, если он не наполнен сознательным желанием довести мысль до абсолютных ценностей: если он не дышит связью с вечным.

И все же философия отличается от религии именно движением мысли. Даже подвергая сомнению деятельность ума, она находится в вечном поиске новых, актуальных и современных мыслеформ, не позволяя сознанию обрести покой среди прежних, застывших догм. Сама мысль есть связь, которую ищут Близнецы: даже отрицая себя в парадоксах ума, она соединяет для нас разрозненные части времени и пространства, стремясь перестроить предметы в сознании так, чтобы порядок мысли совпал с истиной структуры бытия («порядок сердца» Паскаля или «ритм подражания» и «точная чувственная фантазия» Шпенглера). Если в какой-то момент это происходит, микрокосм уподобляется макрокосму, мысль человека становится космическим сознанием, из которого, согласно восточной философской традиции, создан мир.

Чтобы сделать творение необратимым, мысль сохраняется как память, как отражение момента времени, стрежнем которого является мы сами. И наша индивидуальность (которую рассматривает Хабермас) существует как не только как память, но и как изменчивость времени (о чем говорит Кришнамурти), сливаясь с ним в управлении жизненными переменами. Мысль отрицает всякую устойчивость, чтобы быть живой – потому и себя саму тоже.

Философия Близнецов – исследование интеллектуального процесса в поиске того, что выходит за его пределы. Кришнамурти говорит о необходимости остановки мысли из-за ее постоянного бегства от себя самой за феноменами внешней реальности. Остановка есть ее встреча с самой собой – истиной Божественного сознания (а для человека – со своим сердцем, с «высшим я», со своим близнецом alter-ego). Любая абстрактная идея есть эта встреча, но идея формирует замыкание на себя более быстрое, чем естественный ход жизненного процесса (и тем самым искаженное). В идеале встреча должна быть не маленькой вспышкой (как замыкание напрямую слишком короткой цепочки проводов), но остановкой в точке единого сознания человечества – объединения всех (место встречи изменить нельзя: это точка отказа от себя, религиозной жертвенности). Такая остановка способствовала бы манифестации истин и перезагрузке компьютера человеческого интеллекта в ритме более ясного восприятия механизмов устройства мира.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ РАКА

Следуя своим изменчивым умом за космическим сознанием, знак Близнецов выходит к вечным взаимосвязям мира. Следующий знак, Рак, видит в них предопределенную гармонию бытия, говоря словами Лейбница. Точка отсчета Рака — диалектика жизни, в которой всё перетекает из одной формы в другую, не нарушая общего хода вещей. И внешнее многообразие мира связано между собой столь совершенно, что каждое новое явление, вызванное им к жизни, уже имеет в нем свое место. Так для Кальвина предопределена роль каждого человека в мире, и даже его религиозное спасение.

Кардинальный знак "воли", Рак в изменчивом течении жизни ищет постоянство, и находит его в неизменной сердцевине каждой вещи, позволяющей ей быть самой собою (таково понятие монады у Лейбница). Из этого рождается идея индивидуального пути: в жизни, как и в познании. О нем говорит притча Кафки о человеке, не решающемся войти в ворота рая, пока ангел, закрывая дверь, не сообщает искателю, что этот вход предназначался лишь для него. Гессе, называвший себя адвокатом индивидуальности, говорил: «Путь к спасению – дорога внутрь, в сердце человека. Только там есть Бог, только там есть мир.» Основа развития индивидуальности для Рака – внутренний закон природы, о чем писал Руссо. Идея естественного пути – ключевая для мировоззрения этого знака, которое можно определить как философию индивидуальности (причем не только человеческой).

Для философа-Рака за поверхностным хаотичным движением жизни кроется её невидимый закономерный подтекст. Фокус интереса Рака — душа явлений (и в астрологии качество души символизирует покровительница Рака Луна). Это знак, обращенный ко внутреннему миру людей и склонный обнаруживать скрытый смысл вещей (литературной иллюстрацией чего могут служить басни Лафонтена). Рак — знак эмоциональной стихии воды, для которого самым естественным методом познания служит ощущениеВико): отождествление с предметом чувств — с внутренней закономерностью его уникального существования. Можно определить философию Рака как идею религии в ее первичном, общечеловеческом понимании. Это предопределяет интерес Раков к древнейшим стадиям развития сознания, выявляющим единство мировой души.

В целом мировоззрение Рака, подспудно строящееся на невидимом движении жизни и неуловимом понятии души, непривычно для людей, воспитанных в духе материализма. Чтобы согласиться с его философской правомочностью, надо понять, что Рак исследует непрерывность мира — а материализм современной науки с самого начала подразумевает дискретность (атомов, квантов, полей) и недаром описывает взгляды противоположного знака, Козерога.

Непрерывность жизни познается легче в общественных процессах. Поэтому Ракам присущ патриотизм, а философы-Раки (как Руссо или Коген) достигают признанного успеха в вопросах воспитания или общественного права, нащупывая предустановленную естеством гармонию людей и классов общества, не ущемляющую индивидуальных интересов. В глубине естественной цельности «я» через свою судьбу ощущается судьба мира.

Движение Рака – спуск из внешней, поверхностной множественности до глубин единства и цельности, заложенных в каждом единичном явлении. Но предопределение, скрытое внутри, вновь является наружу по мере способности индивидуальности к познанию. И по Лейбницу, любая монада воспринимает Космос во всем богатстве и многообразии, но по большей части бессознательно, и лишь абсолютно разумная монада – Бог, проявившая вовне все качества мира, видит его в ярком свете сознания. Мы же непосредственно видим проявления божественного разума и единой души в людях, которые – поодиночке и все вместе – позволяют нам ощутить синхронизм всеобщей гармонии, в которой отражается божественный абсолют.

ТРИУМФ ЖИЗНИ ЛЬВА

Мировоззрение Льва, знака "чувства" – это философия любви, которую раскрывают слова Фейербаха: «Человек человеку бог». Ставя человека в центр внимания, философия этого знака учит уважать каждую личность.

Внутренний закон каждой вещи, который исследует Рак, составляет опору взглядов Льва. Суть жизни — в создании множества явлений, но из всех явлений жизни идею индивидуальности ярче всего раскрывает понятие Человека. Согласно Льву Шелли, в сотворении человека жизнь достигает своего триумфа. Лев — устойчивый знак развития, устремленный к раскрытию талантов человека и его высокого предназначения. К самореализации личности устремляет теория индивидуации Юнга. В осуществлении лучших человеческих желаний — смысл "разумного эгоизма" Чернышевского.

Знак летнего изобилия, Лев ставит цель проявить полноту человеческого существования. Этот знак самосовершенствования желает создать жизнь, достойную Человека с большой буквы. В астрологии покровитель Льва Солнце соотносится с сердцем – и с жизненным творчеством человека в мире, с телом так же, как и с духом. Идея рая на земле созвучна душе Льва — в чем проявляется несомненно материалистическая ориентация этого знака. И совершенство тела с его чувствительностью и способностью к трансформации – и даже к достижению бессмертия, о чем говорит философия Шри Ауробиндо, входит в орбиту его устремлений. Как Чернышевский или Юнг, Лев склонен воплощать собой свою философию, что обычно не дает теоретически сильных мыслителей (как в знаке Тельца), но делает мировоззрение этого знака популярным.

Высокие достоинства человека проявились не сразу: им способствовал достигнутый уровень цивилизации. Поэтому Лев включает в орбиту своей философии все, что относится к достижениям эволюции человечества: антропологию, мифологию, культурологию и психологию. Человеческий разум для Льва предстает вершиной развития сознания: это не просто способность отражения, свойственная всей материи, не мышление животных, но человеческая способность увидеть в жизни высший смысл и запечатлеть его в символе и мифе (у Кассирера). Все философы знака Льва (и Кассирер, и Юнг, и Шелер, и даже Фейербах, не говоря уже о Шри Ауробиндо) понимают под разумом не столько интеллектуальную деятельность, сколько центрированное в человеке духовное начало. В символизме восприятия, присущем лишь человеку, становится видна реализация абстрактных идей будущего через конкретику настоящего.

Человек созидает в жизни своей мир – мир своего Я, реализуя смыкание живого организма и окружающей среды, столь же телесной и столь же духовной. В этом процессе ради своего совершенства и воплощения своих желаний, индивидуум должен шагнуть за пределы ограниченности своих интересов (своей гордости), чему и служит любовь. Шелер видит в ней осмысленный акт восхождения. И девиз Фейербаха «Человек человеку бог» не замыкает индивидуума на себе, но открывает его миру. Всеохват жизни достигается в деятельности человечества в целом. Поэтому кульминация философского интереса знака Льва – коллективные процессы истории: в которых становится явно виден триумф достижений Человека, его разума и духа.

ХИТРОСТЬ РАЗУМА ДЕВЫ

Философию Девы можно выразить словами Гегеля: "Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно". То совершенство, которое Лев находит в человеке: единство сознания и бытия – знак Девы распространяет на весь мир. Но опираясь на коллективные процессы, в центр философии этот знак "разума" ставит не индивида, а всеобщий мировой разум. Хитрость мирового разума для Гегеля заключается в том, что индивидуальные интересы служат движущим средством воплощения общей идеи. Вся Вселенная таким образом предстаёт как налаженный организм – и это соответствует мифологическому образу матери-Земли и планете иерархического порядка и практического разума Церере: покровителю знака Девы.

От предопределенной гармонии Рака этот мировой организм отличает идея развития, к которой подводит историзм Льва. Фокус внимания Девы: переменного знака перехода от лета к осени – преобразование жизни. С именем Гегеля мы связываем представление о диалектике. Оставляя достигнутую ступень, дух осуществляет новое творение; познав ещё одну истину, сознание движется к рубежам непознанного.

Та же идея иерархического развития у Гердера: в любом организме заложена потенция породить организм более высокого порядка. Мировой организм предполагает одновременную жизнь разных временных форм, с разным уровнем разума, и это соответствует сохранению разных способов мышления: более конкретно-целостных, обращенных к человеческому организму, и более абстрактно-расчлененных, обращенных к человечеству – окружающей среде. Красоту иерархической структуры мира Дева переносит в свою философию: что показывает логическое совершенство системы Гегеля. В поступательном движении разум стремится исчерпать все, что он может познать. Этот знак сбора урожая подводит итог существующему, и философию Девы отличает энциклопедизм, присущий Гегелю, Гердеру и Гёте.

Энциклопедический подход Девы включает пошаговое понимание всех стадий и форм мысли, которые могут быть восприняты и описаны, не пренебрегая ни одной из них, чтобы как можно конкретнее была описана целостность творения. Как Локк, лучшим методом познания Дева считает опыт: но рациональное знание ставит выше всего, несмотря на относительность постигнутого на той или иной стадии. Если в жизни этот практичный знак земли часто довольствуется ролью скромного исполнителя, не ставя высоких задач, то философы-Девы от практики переходят к теории, которая дает возможность возвыситься над организацией мира и понять суть жизненных перемен.

Философия Девы разрабатывает теоретические основы преобразования действительности, и это позволяет уму подняться до великих утопий. Таковы "город Солнца" Кампанеллы, идеи будущего Кондорсе или образ заселения человеком космических пространств у Циолковского. Склонные видеть утопию в действии, философы-Девы и в жизни усматривают совершенство: так, Гегель мыслил монархию своего времени идеальным устройством общества. Дева отрицает несовершенство действительности ради возможности утопии, как показывает отрицательная диалектика Адорно или слова Гете: «Природа радуется мечтам. Кто разбивает их в себе или других, того наказывает она, как страшного злодея.»

Дева склонна к абсолютизму — но надо понимать, что подсознательная задача тех, кто рожден в пору сбора урожая,— сохранить существующее. Ведь все изменится, но то, что есть, станет основой будущего. Потому оно должно быть осмыслено как идеальное и абсолютное: тогда изменение станет развитием, шагом вперед и невозможностью повернуть процесс вспять. Путем позитивного осознания ступени настоящего цикл жизни организма превращается в спираль. Разум возносит нас над материальным круговоротом, который с древних времен демонстрирует человеку природа: рождение — смерть — новое рождение, до трансформации духа, не подверженного тлению. И это иллюстрирует мифология знака Девы, от праздников сбора урожая восходя к Элевсинским мистериям. А в философии – движение к конечной точке Абсолюта у Гегеля или идеи Циолковского о достижении телесного бессмертия в самозамкнутом организме. Философия Девы учит тому, что чем конкретнее мы понимаем процесс, тем яснее видна его цель.


ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ВЕСОВ

Стремление разума к абсолютному даёт отрыв от реальности: который становится точкой отсчета для еще более склонного к утопиям воздушного знака Весов (где родился Сервантес, создатель «Дон-Кихота» — которого нередко вспоминает исследователь утопий Унамуно и другие философы этого знака).

Период золотой осени показывает человеку, что природные процессы не только утилитарны: в самой природе скрыто чувство прекрасного. Это формирует у знака Весов эстетический взгляд на мир. "Искусство свершает истину бытия,"— пишет Хайдеггер. "Творческое усилие дано от Бога, если оно не сам Бог,"— таков взгляд Бергсона. Тот же смысл вкладывает в понятие Бога Дьюи, утверждая: "Искусство — это жизнь". Под знаком Весов родился Ницше, сначала поэт и потом уже философ, настаивающий на необходимости "прыжка выше своей головы". Из русских мыслителей мы можем добавить к ним художника-эзотерика Николая Рериха.

Дева — знак научного подхода: поступательно исследующего относительные истины в ряду развития. Тонко чувствующий эстетику знак Весов — знак художественного осмысления мира, постигающий истину в моменте. Философы-Весы призывают вернуться от науки к искусству, от логики к мифопоэтическому мышлению. Искусство выводит к границам реальности, к запредельному, выходящему за рамки обыденного. Оно приподымает над ограничениями и уводит от выявленных разумом закономерностей прошлого, привнося в познание и жизнь элемент случайности, которая служит эволюционному скачку.

Кардинальный знак Весов решает проблему выбора путей эволюции культуры. Этот знак "воли", которому в античном мире покровительствовал мастер Гефест: кузнец, ковавший чертоги богам, — основывается на идее творчества: способности человека к свободному, необусловленному жизненной необходимостью созиданию культуры. Философию «творческой эволюции» формулирует Бергсон: «творческий порыв» Вселенной проходит сквозь человека. Весы –знак создания искусственных моделей жизни и ее отношений. Свобода выбора – это творческое начало, позволяющее человеку самому осуществлять переход от гармонии настоящего к гармонии будущего.

Свободный выбор направления движения возможен в остановке: в равновесии сил, символ которого – осеннее равноденствие, начало знака Весов. Чувство меры и красоты, которое раскрывает искусство, служит границей, не позволяющей сделать неоправданный шаг вперёд. Как качаются чаши весов, так, воплощая в жизнь диалектику предыдущего знака, Весы каждый момент ищут новую гармонию, все время делая выбор. Для этого знака нет и не может быть навсегда готовой истины: истина раскрывается в моменте, ибо постоянно рождается и умирает. Это идея Дидро, который в творчестве прекрасного видел высшую способность человека. И для Хайдеггера человек в высшем смысле существует, лишь осуществляя волю своего присутствия в настоящем моменте.

Как и Лев, Весы высоко ставят понятие Человека. Но первый знак осени уходит от своей природы и себя самого: человек ценен не столько сам по себе, сколько в его отношении к иному. Для партнерского знака Весов "Я" существует лишь в соотнесенности с "Ты". Это хорошо иллюстрирует философия Хайдеггера и его образ «выдвинутости в Ничто». Творческий человек воистину живет лишь в состоянии причастности к истине своего собственного отсутствия – и лакуны того, что он хотел бы иметь, увидеть и постичь, – ведь это и дает возможность творения того, чего еще нет, и становления личности человека.

Как Ницше, Весы склонны к избирательности: не каждому дано вести жизнь творца, а тем более сделать выбор, значимый для человечества. Негатив элитарности этого знака исчезает лишь при преодолении антропоцентризма: представления о центральном месте человека в мире. Поэтому для философов-Весов человек является лишь отсутствием своего собственного идеала и ступенью в будущее; лишь исполнителем, руками которого Вселенная вершит свою эволюцию; лишь инструментом преобразования, исчезающим по исполнении своей миссии, — именно в этом его воистину человеческая, гуманистическая роль. Хайдеггер формулирует философскую задачу как смену прежнего метафизического взгляда, где человек противопоставлен природе и стоит над ней, на трансцендентный: буквально, действующий «сквозь», и ведущий за собой человека и мир в «спокойном согласии». Фуко говорит об исчезновении человека в современном мире. И даже высказывание «Бог умер!» Ницше намекает на транцендентность человека вместо его центральной роли, и на его присутствие перед лицом всеуничтожающего процесса преобразования, что и формирует его самостоятельность (и даже одиночество) творца.

Эта абсолютная самостоятельность человека (астрологически, Сатурн, который находится в Весах в сильной позиции), проявляется в понятии об индивидуальном психическом времени: «живом времени» Бергсона. В то же время представление Хайдеггера и других философов-Весов о постепенности перемен в эволюционном творчестве, растворенность «я» в мировых процессах и связанный с этим гуманизм, учат экологичному подходу. Шаг вперёд, в будущее, — это опасный шаг, поскольку прежде всего он есть уход от уже существующей гармонии — и только в некоем абстрактном пределе возврат к изначальному единству. Только с экологичным сознанием человек может исполнить свою роль творца, способствуя эволюции культуры.


СОКРОВЕННАЯ ИСТИНА СКОРПИОНА

Шаг в запредельное делает Скорпион, для которого подлинный интерес представляет лишь непостижимое. Призывая в помощники абсурд, он стремится не только прикоснуться к Ничто, но и удержаться «вблизи причудливой растительности этих краев», как говорит Камю, сделав постоянным процесс трансформации. Бунт Скорпиона выступает катализатором перемен (что может иллюстрировать теория «перманентной революции» Троцкого). Этот знак заведует массовыми процессами, и его задача – закрепиться на той грани, которая оказалась досягаема для творческого подхода единиц, чтобы удержать завоеванные культурой рубежи.

Философия Скорпиона – познание истины. Скорпионы рождаются, когда природа умирает: и их страсть к познанию питается энергией экстремальной, разрушительной ситуации, которую в астрологии символизирует планета Плутон. Символ жалящего себя Скорпиона, страстного знака "чувства", раскрывает ту сверхчеловеческую жажду познания, которая устремляет личность в напряжении всех сил понять не подверженный тлению смысл существования Вселенной, в которой тленно всё: смысл, находящийся за пределами этого мира. Как христианский теолог Августин или наш современник Камю, Скорпион рвется постигнуть последнюю истину — истину смерти.

Такой подход составляет суть религиозного пути (неслучайно под этим знаком родились выдающие деятели церкви, как Мартин Лютер, и известные теологи: Шлейермахер и Мартинен). Скорпиону от природы дан глубокий психологизм, и он стремится к кратчайшему пути познания: который непосредственно дан каждому изнутри. Столкновение со смертью и поиск смысла жизни – мощный внутренний двигатель для всех людей, и устойчивый знак эмоциональной стихии воды предлагает опереться на внутреннюю истину души, причастной к вечному. Наиболее философски этот подход излагает «психология вчувствования» Дильтея. Психологизм Скорпиона хорошо знаком нам по произведениям Достоевского, со всей остротой обнажающего в человеке его деструктивную суть и превозмогающую ее духовность.

Цель этого знака — достигнуть свободы от конечного погружением в бесконечное. Мобилизуя свои страсти, Скорпион проникает в тайники души. Он исследует природные инстинкты и рычаги общественных механизмов, чтобы освободиться от их власти. (Пример революционности Скорпиона – идеи об уничтожении государства теоретика анархизма Штирнера.) Но если преодолеть свою зависимость от внешнего старается любой Скорпион (как энергетически слабый знак), то философы этого знака стремятся найти объективный метод интерпретации истин, постигнутых изнутри: язык для того, что ещё не было высказано языком. Такой метод раскрывает герменевтика Дильтея, предлагающего "вжиться" в каждое явление, чтобы верно определить его суть и место в мире. Философия Скорпиона учит выявлению скрытого: осознанному и контролируемому, делая его общепринятой истиной: которая становится точкой отсчета коллективного разума Стрельца.


БОГ И ПРИРОДА СТРЕЛЬЦА

Объективная реальность и человеческая власть над ней — то, на чем основана высота взглядов Стрельца. Этот знак исследует проблемы природы и общества (которое символизирует его управитель Юпитер: планета коллективного разума и Бог богов). Язык науки — это его язык. А главная тема его философии, которую разрабатывали Спиноза и Энгельс,— развитие природы: на определенном этапе переходящее в прогресс, свойственный лишь человеку. Динамику взглядов Стрельца, для которого существование есть движение и развитие, акцентирует последователь Спинозы Толанд.

Кардинальный знак "воли", Весы, задаёт идею эволюции духа. Скорпион, устойчивый знак "чувства", развивает ее вглубь, заставляя страсть служить развитию. Стрелец, как переменный знак "разума", находит вечность в развитии сознания: которое мыслится свойством природы. Отождествление Бога и природы у Спинозы предполагает, что природа вершит эволюцией так, словно наделена разумом. Она сама является своим творцом, как утверждает диалектика природы Энгельса. Как сок в дереве, Бог есть внутренняя, а не действующая извне причина вещей (образ Бёме).

Пантеизму знака Стрельца: идее божественного разума внутри лишенной глаз природы и слепых человеческих страстей – соответствует мифологический образ кентавра, воедино сливающий низшее (природное) и высшее (божественное, человеческое). Эти два начала согласуются и сталкиваются друг с другом, в соответствии с образом единства и борьбы противоположностей. Мировоззрение Стрельца – философия битвы добра со злом. Её архетипический образ: сражения царя небес Громовержца со Змеем, владыкой подземного мира, которое живописует центральный индо-европейский миф, в средневековье проецируется на борьбу Бога и Дьявола внутри природы человека, а в последние века – на действие полярных сил общества. Коллективная мысль о том, кто с кем борется и кто должен победить, указывает путь, по которому развивается общество.

Знак Скорпиона, декларируя свободу человека, отделяет себя от общества (что соответствует цели жизни на рубежах непознанного, как эксперимента развития внутренней природы). Задача Стрельца – привести общество в соответствие с прогрессом человеческой природы. Для этой цели надо изменить коллективный разум. Активность материи, как и способность к действию – показатель совершенства для Стрельца (идея Спинозы и Ламетри), и этот взгляд согласуется со стремлением действовать во славу своих взглядов. Как странствующий философ-пантеист Сковорода,Стрельцы философичны в быту, а пропаганда своих идей доводит их до деятельности революционеров (как Энгельса, Плеханова, Кропоткина). В отличие от предыдущего знака "разума", Девы, призванного сохранить существующее, философы-Стрельцы во все времена выступали против существующей идеологии (в том числе религиозной, как Спиноза, Толанд или Ламетри), почти все они подвергались гонениям и были вынуждены покинуть родину.

Философия Стрельца смыкается с социальной жизнью. Общество, проверяющее действенность для всех и каждого достижений мысли и души единиц, привлекает Стрельца высоким уровнем активности: ведь оно обладает потенциалом к действию такого масштаба, на которое неспособен один человек. Говоря об иерархическом устройстве мира (подобно вложенным друг в друга матрешкам), Карсавин акцентрирует роль сообщества: коллективной личности, складывающейся из отдельных людей и снова распадающейся, как более весомой и высокой единицы, чем отдельный человек. Коллективный разум социума и его динамика настолько выше человека, что даже предстает для него как Бог. При этом, исследуя динамику развития, философия Стрельца утверждает, что социально-исторический процесс, как и любой другой, не может быть вызван внешней причиной (например, как говорит Карсавин, в революции 1917 года большевики лишь клеили ярлычки к внутреннему движению масс и их действия просто совпадали с нуждами жизни.)

Стрельцовская идея прогресса и построения справедливого общественного строя стояла в центре внимания минувших двух веков (что объясняется циклом соединения в этом знаке Урана и Нептуна, задающим идеологический миф общества на 170 лет): как практически действенная философия, которую мы очень хорошо знаем. Стрелец склонен создавать глобальные теории: соединяя и религиозно-культурные, и научные достижения мысли, чтобы выявить общие законы для природы и для культуры. (Примеры — "теория о мире как о едином целом" Лосского или единая "индуктивно-эволюционная" концепция развития природы и социума Кропоткина). Однако философия Стрельца не вечна: ведь его прямая цель — воплощение идеи на практике, и его истина — истина данного этапа развития. Со временем она должна быть пересмотрена: но не раньше, чем войдет в жизнь и станет общепринятой.


ПОЗИТИВИЗМ ЛИЧНОСТИ КОЗЕРОГА

Развитие основано на законах природы. Целеустремленный Козерог исходит из человеческого преобразования материи духом, осознавая предустановленные законы развития: неизменные законы движения материи и духа – имеющие силу императива, научные законы. Вершиной науки и философии этого знака стало выявление принципов механики, которые Ньютон считал основой всех явлений природы. Для Козерога все поступки человека на глубинном уровне предопределены природой и окружающей средой. Также предопределены дух народа и история человечества: ведь, как писал Монтескье, Бог сотворил Вселенную по объективным законам материального мира.

Это сведение жизни к единым фундаментальным принципам раскрывает астрологическую идею предопределения: которую символизирует покровитель Козерога Сатурн, планета времени и судьбы. Неслучайно астрологом был Козерог Кеплер, описавший законы движения планет.

Как знак стихии земли, Козерог — материалист в теории и на практике: для него истинно то, что отвечает успешности действия (в этом суть прагматизма Джемса). Этот поворотный знак зимы стремится завершить бесконечное развитие Стрельца. Для него важен не сам прогресс, а его причина и результат. Знак "воли", Козерог выдвигает идею воплотить результат прогресса в совершенстве личности. Все мировое развитие и само существование мира служит тому, чтобы каждый человек достиг своей вершины. Личность – абсолютная цель и ключевое понятие Козерога. "Личность — мой лозунг. Я стремлюсь формировать личности",— говорил индийский религиозный деятель Козерог Вивекананда.

Личностью становится человек, занимая деятельную позицию в обществе, и Козерогов волнует проблема их взаимодействия. Среди них много социологов и социальных психологов, и сам термин «социология», как наука о законах поведения личности в обществе, придуман Козерогом Контом. Это основатель философии позитивизма, предлагающей оценивать идеи с позиции того вклада, который они дали своему времени (в чем видна опора этого знака на результативность). Позитивный подход призывает к итоговой систематизации знания – поиску всему в мире своего собственного места (показывая закономерность каждого явления).

И для личности нет закона выше, чем предопределение ее судьбы. Но если в быту Козерог может ограничиться идеей судьбы, то философы этого знака добавляют к ней идею свободы воли (за реализацию которой в обществе призывал бороться социолог Эллюль). Общество помогает, но зачастую и мешает человеку реализовать свои возможности. Философия Козерога ищет пути того, как освободить человека от сковывающих влияний природы и общества, дав простор индивидуальному проявлению каждого. Пути могут быть различны (психология Роджерса или анархизм Прудона), но результат один — активная позиция и свобода личности. Философски, анархизм нацеливает на свободу и самостоятельность отдельных единиц общества, предполагая высокую степень ответственности личности за себя и ту часть материи мира, за которую она способна отвечать.

Но наиболее радикально человека освобождает духовный путь: показывая высшие ориентиры индивидуальных возможностей. Швейцер, как и Джемс, пример пути к свободе видели в буддизме, сориентированном на собственное свершение личности. И неслучайно в знаке Козерога, когда солнце по периметру ближе всего подходит к Земле, мы празднуем рождество Христа. Близость к Земле солнца, символизирующего тело и дух, соответствует восприятию Козерога, что духовное – это то, что не остается в рамках психологического процесса, а затрагивает материю. Если сознание Скорпиона видит в духовном процессе эксперимент – и ставит вопрос о праве человека на него, то для Козерога право на трансформацию становится обязанностью.

Собственное свершение имеет вершину и предел: его ограничивают нужды мира. Личность находит свое место в мире, чтобы отдать себя ему, жертвуя обществу свои способности, силы и разум – таков современный образ Козерога, некогда знака главных жертвоприношений года. И точка отсчета его духовного пути – переход от профессиональных достижений к альтруизму, примером которого является жизнь известного ученого-гуманиста Швейцера, оставившего Европу с высотами ее культуры и посвятившего себя деятельности врача для беднейшего населения Африки. Критерий достигнутого духовного и интеллектуального уровня личности – то, что она не теряет его в любых условиях (и этим становится выше общества, ведя других за собой). Когда Козероги реализуют свою духовность в жизни, они естественно видят цель философии в выработке позитивного образа мысли и создании оптимического мировоззрения, которое помогало бы преодолевать практические трудности, как об этом говорил Швейцер. Это – наиболее утилитарная роль философии.


В 1993-м году Уран с Нептуном соединились в знаке Козерога — и до 2164 года общественное мнение будет опираться на философию этого знака. А значит, оно утвердит идею об общих для материи и сознания законах предопределения и о свободном проявлении каждого индивида, смещая акценты:

1) с коллективного движения на индивидуальное развитие; с абстрактной идеологии общества на конкретную духовность самостоятельной личности;

2) с иерархического порядка на более гибкий порядок системного типа: в котором каждая из единиц признается равноценной доминантой и находит свое место в общей системе согласно собственной природе и ценности;

3) с экстенсивного на интенсивный путь развития, внешнюю и внутреннюю экологии деятельности; со скачкообразных, динамических процессов на равномерные, более доступные сознательному контролю и управлению.

Переломными для забвения прежнего, стрельцовского, и утверждения нового мировоззрения, по всей вероятности, будут 2008-2010 годы: когда в знак Козерога войдет Плутон, дав возможность эмоционально прочувствовать драматургию этого знака. Перспективу, которую наметил ещё Конт,— в построении такой системы жизни и мысли, где каждое явление найдет свою нишу и будет исполнять свою мировую роль — сегодня выражает политическая концепция многополярного мира. Наряду с поверхностным объединением на основе информационных связей, которое мы наблюдаем сегодня,— наиболее актуальным становится подчеркивание глубинных особенностей культур, религий и философских учений, возникших на основе разного климата, нац. характера и психологии людей (к чему стремился уже Монтескье).


БЛАГО, ИСТИНА, КРАСОТА ВОДОЛЕЯ

Оптимистическое мировоззрение Козерога ставит перед философией цель учить людей не только осознавать жизнь, но и радоваться ей. Практический смысл совершенства личности и всех ее достижений в том, чтобы люди жили счастливо. «Человечество не только должно жить, но и должно жить хорошо», — продолжает эту тему русский философ В. Соловьев, представитель следующего знака Водолея. В этом знаке тёмное время года остается позади: и увеличивающийся свет рождает надежду на лучшее. Лозунг этого знака "чувства" — "благо, истина, красота": его выдвинул Прокл и подхватили Шеллинг, Соловьев и Флоренский. Философия Водолея – образ того, какой жизнь должна быть.

Мечта о благе всех — ключевой момент мировоззрения Водолея. В самобытном стремлении каждого, в случайной игре общественного духа Водолей ищет ту универсальную необходимость, которая сливает людей в едином стремлении их мысли к тому, чего хотят все. Он создает образ коллективного гения, правящего движением общественного духа, перед лицом которого все равны. Так Шеллинг возрождает идею мировой души неоплатоников, к которым принадлежал Прокл, а Гадамер — идею всеобщего ума, сходного с нусом Анаксагора. Духовное начало Водолей способен воспринимать само по себе, вне человека и над ним: так для Гадамера не мы мыслим, а сознание мыслит через нас, "язык говорит на нас".

Водолей противопоставляет разноликой материи единый дух, стоящий над разными уровнями бытия. Его можно было бы назвать идеалистом, если бы не возникающий дуализм этих начал в вопросах творения: фокусе внимания Водолеев, покровитель которых — небесный демиург Уран – в мифологии связан с отделением Неба от Земли. Философия Водолея утверждает автономию материи и сознания. В отличие от архетипа Стрельца, дух и природа не вступают в противоборство, но независимы друг от друга (все имеет свое место, согласно логике Козерога). Для устойчивого знака Водолея абсолютная разнесенность полярных сторон вовеки хранит бесконечную широту и глубину жизненного пространства. Она проявляет благо, истину и красоту мира (и Бога).

Шеллинг утверждает, что мы можем равно опираться на субъективное «я мыслю» и объективное «вне нас существуют вещи». Бог и Вселенная – две стороны одного и того же. Человек обнимает все в идее (как говорит Соловьев). В тоже время в основе всего — материя и движение (и оно является неотъемлемым свойством мысли и духа). Это воззрения Бэкона и Гельвеция, и их принято считать первыми материалистами. Философию Водолея можно назвать как объективным идеализмом, так и первично-духовным материализмом (поскольку материя для этого знака содержит потенциал еще нераскрытых, неведомых свойств).

Сам Шеллинг называет свое мировоззрение идеал-реализмом – это тоже хорошее определение для Водолея, философия которого учит тому, как воплотить идеал. Благо людей, внутренняя истина и объективность красоты, выводящие нас к единству – ориентиры того, что должно быть и потому будет воплощено. Любой идеал человеческого сознания отражает единое, а потому воплотить его может лишь человечество в целом (даже идеал познания Бога). Этому знаку близки идеи религиозной соборности, социализма (так В.Соловьев находит социалистический идеал естественным для человечества) и концепции, построенные на универсализме. Водолей стремится сделать знание универсальным, объективным и конкретным – это знак науки, и родоначальником подхода, который мы сегодня считаем научным, является Бэкон.

Водолей — знак, предвосхищающий будущее. Это он придумал слово "утопия": изначально название благоденствующей страны, созданной Томасом Мором. Водолею первому приходят в голову теории, которые кажутся фантастикой: но не проходит и века, как они оказываются взяты на вооружение и реализованы. Ведь суть объективного идеализма Водолея – чтобы сознание человека, отождествившись с всеобщим сознанием, как зеркало (т.е. без субъективных искажений) отразило космический, общемировой процесс движения духа. И материи, свободной по отношению к нему: увидело конкретику их независимой эволюции. Как Дарвин, Водолей развивает эволюционные идеи.

Этот воздушный знак словно ловит из воздуха семена мысли, которые уже готовы упасть в почву Земли и принести буйные всходы. Как зимний знак, он подсознательно сориентирован на практику и ставит во главу угла прежде всего насущные, а не абсолютные идеалы человечества: например, научно-технический прогресс (как Вольф) или ограничение рождаемости (как Мальтус). Для воплощения высшей воли людей требуются тысячелетия (к ней устремлен осенние знаки Девы, Весов и Скорпиона). А интуиция Водолея держит курс к тому, что осуществится быстро.


ВОЛЯ И СОЗЕРЦАНИЕ РЫБ

Материализм зимних знаков Стрельца, Козерога и Водолея предстает как спуск с вершины абсолютизма, от абстрактного к конкретному (к достижению единства теоретического и практического духа, говоря словами Гегеля). Но если Лев утверждает царство человека на Земле, Водолей приходит к жертве земного как преходящего ради вечности идеи: в этом знаке экзальтируется Нептун, планета мудрости жертвы следующего знака Рыб.

Поэтому переменный знак Рыб имеет право сомневаться в явном знании Водолея и окончательности результатов Козерога. Это ещё один знак "разума", который, как и философы-Близнецы, ставит под сомнение рациональное постижение мира. Оставляя место тайне, Рыбы защищают метафизический подход и миф, как целостный взгляд на мир и человеческую историю (идеи Ясперса, Шлегеля или Коллингвуда, видящего в истории науку о смене мифов человеческого сознания).

Для этого глубоко чувствующего знака изменчивой стихии воды, как для Беркли, любое однозначное представление о реальности неверно. Всё относительно: неслучайно и в науке идеи относительности разработали представители Рыб Галилей и Эйнштейн. Для Ясперса философия обречена оставаться открытым процессом мышления, где вопросы преобладают над ответами. Но ученые-Рыбы не останавливаются на потоке сомнений и отрицания, свойственных этому знаку в быту. Они стремятся создать всеобщую картину реальности, способную охватить все грани бытия (как Коперник, Эйнштейн или Вернадский). С этой глобальной картиной, рожденной глубинными сомнениями в самом существе устройства мира, не поспоришь — и мы пользуемся ей как в науке, так и в быту. Подоплеку философии Рыб и их точку отсчета символизирует планета Нептун — правитель безбрежного океана, откуда возникло все. Неслучайно обращение этого знака к Космосу.

Рыбы уверенно опираются на бессознательное, остающееся за гранью видимой реальности (как Гартман или Мерло-Понти, говорящий об осмысленности подсознательных, телесных процессов). И созерцательный подход, где мысль не отделена от чувства (ощущения-идеи Беркли), делает их по значимости вторым философским знаком. В центре их философии: у Шопенгаура, Гартмана, Рикёра — стоит проблема воли. И для Бердяева человек есть акт: усилие воли. Вбирая в себя разноплановые потоки реальности, принимая их все без исключения, Рыбы стремятся воплотить собой сублимацию этих потоков в момент настоящего. Цель Рыб — выйти к тождеству субъекта и объекта: познающего, познаваемого и познания, о котором пишет Коллингвуд,— к изначальному тождеству, рождающему первичный импульс воли, который становится точкой отсчета Овна.

Рыбы – материалисты в том смысле, что именно материя образует переход от идеи Водолея к воле Овна – будучи в глубинах, которых касается знак Рыб, чистой энергией (т.е. деятельностью, если вернуться к этимологии этого слова, о чем говорит не только Эйнштейн, но и Шопенгауер). Но материя не представляет из себя ничего устойчивого, действие не связано с причиной – внешний мир словно распадается на части для этого знака, привыкшего видеть его в остановке созерцания. Все структуры, навязанные личности объективным миром, должны быть разрушены – чтобы высвободить истинное движение воли субъекта. (Это разрушение в пределе мы мыслим как смерть – но оно же и делает человека живым.)

Рыбы стремятся уподобить волю человека мировой воле, которая сама, безо всякой внешней подсказки и помощи, поддерживает огонь активности своего вечного существования. И хотя знак Рыб растворяют чёткость задач в относительности момента, их жизнь наполнена смыслом этой недостижимой цели: смыслом веры (как прочного, физически-неотъемлемого контакта с трансцендентным). На ней основано учение Бердяева о богочеловечестве, и чудо слышится за утверждением Шопенгаура: "Воле к жизни обеспечена жизнь".

Идея освобождения лейтмотивом звучит в философии последних знаков зодиакального цикла. Козерог, знак воли, ратует за свободу личности, высвобождая ее волю к действию; Водолей, знак чувства, за свободу творения в альтруизме объединения всех, освобождая душевную природу; а Рыбы, знак разума,ставит цель освобождения сознания. Радикальным путем к освобождению выступает духовный путь (индуизм для Шопенгауера, соборность православия как экзистенциальное общение для Бердяева). В поиске смысла научное смыкается с религиозным, вера – с ясным пониманием разума («философская вера» Ясперса или духовность, как основа философии, Шлегеля).

Обращаясь к метафизике Рыб, надо понимать, что логически мифотворчеству предшествует объективный разум Водолея, свободный от всех видов иллюзий (подробный реестр которых создал еще Бэкон). Но философы-Рыбы не останавливается на объективном отражении реальности, где субъект исчезает, становясь зеркалом ноосферы. В каждой точке отражения они ищут волю субъекта и его самоосознание (не обязательно человека – возможно, растения или животного: «забрасывая якорь в истоки всех вещей», как говорит Ясперс). Если воздушный, интеллектуальный знак Водолея отождествляется с безграничностью человеческого разума, то Рыбы, знак стихии воды, — с глубиной жизни.

Идея изначального толчка активности — воли — замыкает круг зодиакальных понятий: Овен отталкивается от импульса "я", освещающего сознанием мироздание. Говоря: "я мыслю", он хочет осознать в себе волю так, чтобы возглавить ее лидерством разума. Овен отрицает слияние Рыб с вечной тайной мира и отделяется от неё в утверждении себя, отвергает необъяснимое и активной позицией разума проявляет скрытый импульс бытия.


Совсем просто можно сказать, что Овен и Телец — субъективные идеалисты, исходящие из правоты внутреннего творческого импульса мысли. Близнецы и Рак обращаются к естественности жизни и природной непосредственности мышления. Лев и Дева раскрывают материальность человека как телесного, но одновременно разумного и духовного существа: способного изменять мир. Духовную трансформацию мира человеком описывают Весы и Скорпион. Стрелец и Козерог обращаются к объективным законам материи, существующей вне человека, воплощая то, что может быть воплощено сейчас, в обществе и личности. А Водолей и Рыбы расширяют человеческую реальность до глубинно-природной и возвышенно-божественной, сливая объект и субъект в изменяющемся единстве мира и творящего сознания.

Здесь мы описали переход от одной идеи к другой как последовательное движение в одном направлении, но оно может осуществляться и в противоположную сторону. Движение в обратную сторону отражает общественную эволюцию души, которая отталкивается от реалий внешнего мира, чтобы в конце пути прийти к кристаллизации самосознания "я" Овна. Описывая мифологические образы Зодиака, оно раскрывает перед нами картину прошлого и отражает бессознательные побуждения индивида.

Движение Зодиака по ходу Солнца, напротив, имеет точкой отсчёта субъект и символизирует последовательное освоение личностью объективной реальности. Для первой трети Зодиака сознание субъекта доминирует над объектом; вторая треть, начиная со Льва, уравнивает их в правах, разворачивая картину взаимодействия мира и человека. Знак Скорпиона доводит до абсолюта стремление к субъективной истине, и последняя треть Зодиака, начиная со Стрельца, отрешается от субъективного ради объективного познания внешнего мира. Оно оканчивается полным отождествлением субъекта с объектом в знаке Рыб, из которого человека вновь выводит разумное "я" Овна. Развитие логики философской мысли естественно прослеживать в этом направлении.

При этом надо иметь в виду, что когда моделью описания является круг жизни, он предполагает движение развития в обе стороны. Например, мы можем сказать, что Стрелец, отвергая индивидуализм Козерога, приходит к идее общественного переустройства и революционной разрушительности Скорпиона. Зодиакальный круг возможно представить как две спирали, направленные навстречу друг другу (подобно структуре ДНК).

Астрологический анализ показывает, что идеи философов одного знака согласуются между собой и сливаются в единый способ мысли: раскрывая предустановленную гармонию мышления людей. Продолжателем идей часто становится философ того же зодиакального созвездия или той же стихии. Это позволяет верно понять ориентацию знака, как и суть идей философа, порой невидимую и не для всех явную, точку отсчета его философии.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Авторская справка:

СЕМИРА (лит.псевдоним) — Щепановская Е.М., закончила Филолог.фак.ЛГУ, писатель-переводчик, астролог с 20-летним стажем, участник философских конференций в СПбГУ, основная тема исследований — история мифологического сознания. Автор 16 книг по астрологии, мифологии, символике и др.публикаций (в частности на филос.фак-те СПбГУ), преподаватель оригинального курса архетипов мировой мифологии (на курсах трансперсональной психологии). Выступала с лекциями в Санкт-Петербурге и других городах России. Некоторые книги автора: "Астрология: имя и символ". Спб/Лань, 1997 460 с. тир. 17 тыс.

"Астрология и мифология". 1-е издание. Воронеж/Модек, 1994 700 с. тир. 30 тыс.

"Астрология и мифология". 2-е издание. Спб/Атон, 1998 1100 с. тир.10 тыс.

"Астрология Каббалы и Таро". Спб/Лань, 1998 440 с. тир. 15 тыс.

перевод Юнга К.Г. Алхимия снов. с автор.коммент.и послесловием Спб, 1997 350 с.тир.10 тыс.

также с работами автора можно ознакомится на сайте

www.astrologer.ru страничка:раздел »Единомышленники». см. Семира и В.Веташ

e-mail Semira@zmail.ru, тел.245-07-28


[1] Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке. в кн.: Антология мировой философии. т.II с. 366

[2] Фихте И.Г. Избранные произведения. т.1 М., 1916 с.416

[3] Фромм Э. Психоанализ и религия. В кн: Сумерки богов. М,90 с.183


Статья основана на книге автора, которая подготовлена к публикации. "СОЗВЕЗДИЯ МЫСЛИ: астрология для философов и философия для всех остальных". Книга содержит описание архетипов философского мышления (связь мысли и характера). В ней дается энциклопедический охват идей, созданных философами, в сравнении с их зодиакальным психотипом (и личными астрологическими характеристиками каждого философа). В книге 12 крупных глав по филососфскому анализу идей каждого знака и личности философов. Она дает возможность читателю найти идеи, близкие его душе, и через это приобщиться и к другим философским концепциям.

Оригинал статьи находится на сайте


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство