Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмЖивая традиция

Предмет на конце шнура

Ирина Разинова

Божество счастья Фукурокудзю в виде черепахи. Слоновая кость. 6,7х4,1 см. XIX век
Божество счастья Фукурокудзю в виде черепахи. Слоновая кость. 6,7х4,1 см. XIX век
Божество счастья Фукурокудзю в виде черепахи. Слоновая кость. 6,7х4,1 см. XIX век
Божество счастья Фукурокудзю в виде черепахи. Слоновая кость. 6,7х4,1 см. XIX век

Что такое «предмет на конце шнура»? Не торопитесь отвечать: «Электрическая лампочка или микрофон!» Ведь спрашивающий может иметь в виду нэцкэ: слово это в переводе с японского буквально и означает — «предмет на конце шнура», «маленький висящий предмет» или «прикреплять и подвешивать».

Нэцкэ — удивительные произведения японской миниатюрной пластики, изящные резные фигурки со сквозными отверстиями — некогда возникли с целями вполне бытовыми. Дело в том, что традиционный японский костюм не предусматривал карманов, и все необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу с помощью шнура, который связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли и прикрепляли нэцкэ — в качестве проти-вовеса.

Справедливости ради следует заметить, что родиной нэцкэ является Китай, подвесные брелоки там изготавливали еще в III веке до н.э. В Японию мода на нэцкэ пришла только во второй половине XVI — начале XVII века. И распространению их способствовали «запреты на роскошь», благодаря которым офи-циально разрешенная город-ская одежда стала выглядеть весьма скромно, а нэцкэ остались почти единственным ее украшением. Неудивительно, что столь важной детали кимоно стали уделять много внимания.

Запросы увеличивавшегося городского сословия стимулировали появление виртуозных мастеров нэцукаси — резчиков нэцкэ. Изготавливали нэцкэ из самых разных материалов: из дерева, слоновой кости, оленьего рога, клыков вепря и медведя, моржовой кости, древесных корней, латуни, меди. Потом стали появляться изделия из коралла, нефрита, янтаря, панциря черепахи. Использовались в качестве нэцкэ и маленькие тыквы-горлянки, и красивые раковины.

Инро - коробочка для лекарств и парфюмерии - и нэцкэ с помощью которого ее крепят на поясе
Инро - коробочка для лекарств и парфюмерии - и нэцкэ с помощью которого ее крепят на поясе
Лягушка на сломанной черепице. Дерево. 2,2х4,5 см. XIX век
Лягушка на сломанной черепице. Дерево. 2,2х4,5 см. XIX век

Но из какого бы материала ни делались нэцкэ, им следовало быть гладкими, иметь обтекаемую форму, без выступов, острых углов и граней, и в идеале — хорошо помещаться в сжатой ладони. При этом сквозные отверстия не должны были портить композицию.

Нэцкэ бывают нескольких видов, а самые распро-страненные и многочисленные — катабори, фигурные нэцкэ. Это миниатюрные резные изображения людей, животных, птиц, цветов, рыб, богов, героев японского эпоса, богов индийского и китайского пантеонов, знаменитых полководцев, поэтов и даже героев романов. Словом, сюжетам нэцкэ нет числа! Они — неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений, историче-ских, театральных, литературных и бытовых реалий Японии прошлых веков.

Среди изображений божеств самыми популярными всегда были Ситифуку-дзин — Семь богов счастья. Это шесть богов: Дайкоку, Эбису, Хотэй, Дзюродзин, Фукурокудзю и Бисямонтэн — и богиня Бэндзайтэн. В такой божественной группе представители синтоизма, буддизма, даосизма и индуизма прибыли в Страну восходящего солнца на корабле сокровищ — такарабунэ, чтобы присматривать за справедливым распределением семи благ, установленных по приказу правителя Токугава монахом по имени Тэнкай (1536–1643). Эти блага — долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворенность жизнью, известность, мудрость и сила. В нэцкэ Ситифукудзин изображались и в группе, и порознь.

Осьминог и рак. Слоновая кость. 3,3х3,9 см. Начало XIX века
Осьминог и рак. Слоновая кость. 3,3х3,9 см. Начало XIX века
Хотэй с мешком. Слоновая кость. 2,6х5,8 см. XIX век
Хотэй с мешком. Слоновая кость. 2,6х5,8 см. XIX век

Самый любимый из семи — Хотэй, «Холщовый мешок», бог счастья, веселья, общения и благополучия. Его принято изображать улыбающимся бритоголовым толстяком в монашеском одеянии. Мочки ушей у него, как правило, сильно вытянуты. Хотэй почти всегда бос, его толстый животик отнюдь не результат неумеренного аппетита, а воплощение его неизбывной жизненной силы. Считается, что, если потереть живот Хотэя 300 раз, держа в уме свои заветные желания, они непременно сбудутся. Типичные атрибуты Хотэя — четки, веер и мешок. Иногда вместо четок и веера этот веселый бог держит посох, связку волшебных грибов, монеты или жемчужину. Часто ком-панию Хотэю составляют дети числом от одного до четырех. В этом случае трак-товка образа нэцкэ приобре-тает дополнительный благо-желательный подтекст.

У Хотэя был прототип — легендарный дзэн-буддийский монах, которого знали под именем Ци Цы и который проживал в эпоху Тан (618–907). Этот монах, по натуре эксцентричный мечтатель, пренебрегал монашеским уставом, повсюду разгуливал в непристойно распахнутой одежде и с удовольствием нарушал все общепринятые нормы поведения, но зато там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-то спрашивал, что в его мешке, он отвечал, что там у него весь мир. Ци Цы был канонизирован и причислен к Семи богам счастья в эпоху Токугава.

Хотэй считается еще и воплощением Майтрейи — Будды грядущего образцового миропорядка.




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство