Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмЖивая традиция

Луперкалий, он же Громница

Валерий Каджая

Икона Сретение Господне
Икона Сретение Господне
Кого встречают на Сретение

Сретение – последний из зимних православных праздников, входящих в число «двунадесятых», то есть двенадцати самых главных. Однако, несмотря на официальное свое величие, он за 70 лет насильственной атеизации, в отличие от, скажем, Рождества или Пасхи, совершенно стерся из сознания, и сегодня никто, кроме священнослужителей, толком не объяснит, в чем смысл торжества.

В старину в деревнях убежденно верили, что в «Стречань» встречается зима с летом, чтобы побороться, кому идти вперед, кому возвращаться назад. Известный исследователь древнерусских обычаев Н. Степанов записал в высшей степени лиричное народное поверье: «Лето говорит: «Помогай тебе Бог, зима!» – «Дай Бог тебе здоровья!» – отвечает зима. «Ты видишь, – говорит лето, – что я уже наделало и наготовило, – довольно ты попила и поела».

В наши дни слово «сретать» в смысле «встречать», да и вообще в любом смысле, исчезло из современного русского языка. Умерло. А ведь еще совсем недавно по историческим меркам, в середине XIX века, оно было широкоупотребительным. Читаем у В. Даля: «Архиерея колокольным звоном сретают и провожают; Мы вышли крестный ход сретить; Не срелись мы, стало быть, разминулись» и так далее. Широко употреблялось это слово в большой литературе тех времен: «Бегут – и в тьме ночной их глад и смерть сретают…» (А. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»); «Феб лучезарный из морей поднялся. Казалось, что с собой он в жизнь принес весну,/ И в Сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался». (И. Крылов «Чиж и еж»).

На самом же деле истоки этого христианского праздника – всего лишь освященный новой религией старый иудейский обряд, согласно которому каждая мать должна на 40-й день после рождения принести своего младенца-сына – только первенца – в синагогу и совершить молитву очищения, представить ребенка Богу и выкупить его у Него, так как каждый первенец мужского пола принадлежит Ему. Цена выкупа составляла по Библии пять сиклей.

Так трансформировался у древних евреев первобытный обычай человеческих жертвоприношений. Смутная память о нем и послужила основой для библейской легенды об Аврааме и сыне его – первенце Исааке, которого Бог потребовал принести Ему в жертву, но затем смилостивился и удовлетворился ягненком, случайно оказавшимся в кустах и заблеявшим в тот миг, когда Авраам уже занес нож над Исааком. В дальнейшем, в воспоминании об исходе евреев из Египта и об избавлении от рабства каждый первый сын в иудейской семье посвящался Богу.

Иисус Христос родился, как стало принято считать с IV века, 25 декабря. Сороковой день от этой даты приходится, следовательно, на 2 февраля. Поскольку Дева Мария была правоверной иудейкой, а Иисус родился у нее первым, то на сороковой день она с мужем своим Иосифом понесла ребенка в Храм.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа…

И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лука: 2-22, 24).

Как видите, событие это в жизни Христа было совершенно обыденным и заурядным. Поэтому первые христиане никак его не выделяли. И лишь в 496 году Папа Римский внес Сретение в реестр особо важных. Причиной же послужили соображения не столько теологического, а, как бы сейчас выразились, конкурентного характера. Дело в том, что в начале февраля римляне испокон веков отмечали праздник Луперкалий с жертвоприношениями в честь бога Фавна, одно из прозвищ которого как охранителя стад от волков было Луперк. То был разгульный праздник очищения и плодородия. Жрецы-луперки в шкурах закланных на алтаре козлов обегали вокруг Палатинского холма, после чего в Луперкале, святилище фавна Луперка, начинались народные игрища с обильным возлиянием вина и любовными утехами. Давно разрушили языческое капище, но разрушить привычку всеобщего разгула в этот день никак не удавалось.

В Византии же Сретение утвердилось лишь полвека спустя, в 541 году. В Константинополе тогда три месяца свирепствовала моровая язва, и к ней добавилось страшное землетрясение в Антиохии, унесшее множество жизней. Поскольку подоспело 15 февраля, то в избавление от кар небесных было совершено всенародное торжественное моление. Землетрясение, естественно, больше не повторилось, а чума пошла на убыль, видимо исчерпав себя. Но в сознании людей это связалось с Божественным Провидением, и Сретение стало с тех пор считаться великим праздником. Обряд этот на иврите носит название «пидион хабен», что означает «выкуп первенца». Первые христиане, точнее иудеохристиане, были евреями, говорившими на арамейском языке, а в рассеянии – на койне, «общем языке», употребляемом по всей территории Римской империи, этаком вульгарном греческом. Выговорить на койне «пидион хабен» было трудновато, поэтому он трансформировался в греческое «ипапанди», что означает всего лишь набор звуков, но и по сей день в Греции праздник, называемый у нас Сретением, звучит именно так.

Изображение с сайта: http://foto.rambler.ru
Пока не гаснет свет, пока горит свеча
Поскольку христианство пришло на Русь в самом конце X века, никакого «ипапанди» не потребовалось, да и резало оно русский слух своим неблагозвучием. Но к этому времени в самой Византии уже утвердился догмат о том, что встреча Симеоном Младенца Христа знаменовала собой встречу Ветхого и Нового Заветов, Закона Божия, данного еврейскому народу, и нового Закона, принесенного миру Иисусом Христом. Сцена эта поэтично описана в Евангелии от Луки: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон… Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа твоего Израиля"». (2:25-32).

Именно в таком значении и восприняла Русь православная Сретение, потому и назвала так этот праздник, и почитает его гораздо глубже, чем католики. А протестанты его вообще не отмечают, хотя Лютер и внес его в свой список важнейших дат жизни Христа.

Если у римлян Сретение вытеснило собой Луперкалий, то в Киевской Руси оно совпало по времени с языческим праздником Громницей, пришедшим с тех далеких времен, когда всесильный огонь признавался древними славянами божеством. Вот почему главным в этом празднике было изготовление и чествование Свечи.

Громничная, или, как ее стали затем называть, сретенская, свеча должна была оберегать всякий дом, где она хранилась, от грома и молнии, отсюда и название. Раз заделанная, она ежегодно увеличивалась прибавкой нового воска, а когда доходила весом до пуда, ее сдавали в церковь, а взамен начинали растить новую. В языческие же времена громничную свечу крутили из воска, собранного всей деревней, и принадлежала она тоже всему миру. Отсюда и средневековый церковный обычай сретенскую пудовую свечу давать на дом в связи с каким-либо особым событием в семье, причем очередь соблюдалась очень строго, а перед принятием ее в дом (обычно это происходило вечером) обязательно весь день семья постилась.

На Сретение в церкви освящались также малые свечи. К ним от громничных времен перешли многие поверья. Например, считалось, что если по пути из церкви домой огонь не погаснет и если к тому же воск упадет на руку тремя каплями, то это обязательно к счастью. Придя домой, огнем громницы подпаливали себе волосы. Потушенную свечу разламывали на кусочки и разбрасывали по хлеву, дабы уберечь скотину от падежа. Свечу брали на поле при начале сева и жатвы. И вы не поленитесь на Сретение зайти в церковь, купить свечу и принести домой. В грустную минуту зажгите свечу и поведайте ей, что томит вашу душу.

Оригинал статьи находится на сайте "Новое Время"


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство