Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмЖивая традиция

Окно в сокровенное. Какие секреты хранят шаманы?

Вадим Бурлак

Фото с сайта http://www.evenkya.ru

Среди шаманов были шарлатаны и хапуги, невежды и психически больные. И все же именно они являлись главными носителями знаний своего народа.


Каких только эпитетов не существует для разных участков материкового побережья Норвежского, Баренцева и Карского морей: суровые, студеные, ледяные, безжизненные, труднодоступные, непроходимые и так далее. От хранителей древних тайн и просто исследователей старины можно услышать и еще одно название берегов студеных морей – "Земля дивная и чародейская".

В легендах и преданиях говорится, что именно там обитают самые опытные маги и шаманы, знахари и предсказатели. Почему именно суровое Заполярье приглянулось им?

Наверное, труднодоступные и безлюдные места на планете, с их необычной для южан природой и суровым климатом, заставляют пришельца мобилизовать ради выживания все свои духовные и физические ресурсы, больше созерцать, рассуждать и давать волю фантазии.

Как сосуществовали они? Обменивались ли своими знаниями или соперничали? Были у них единые учителя, или каждый постигал искусство врачевания, магии, дара прорицания своим путем?

Поклонение Северному сиянию

В старину шаманы и всевозможные чародеи учились танцевать, петь, бить в бубен так, чтобы согласовывать свой ритм с пульсацией и игрой огней полярного сияния. Если это удавалось, то наступала гармония и согласие духов умерших с живыми людьми, неба – с землей, льда – с огнем, неба – с землей. А шаман или чародей, сумевший правильно совершить в ритме с полярным сиянием свои действа, на долгое время приобретал небывалую силу власти над злыми и добрыми духами, животными, различными предметами и явлениями природы.

О влиянии полярного сияния на судьбы людей, о волшебных свойствах этого явления рассказывали волхвы, странники, целители, шаманы жителям южных земель. А в своих пророчествах и предсказаниях они ссылались на "полыхающие небесные знаки" ночного Севера.

Многие тайные северные обряды, ворожба, заклинания, предсказания были связаны с холодным климатом и погодными условиями. Так, у алеутов, ненцев и русских, живущих в низовье Печоры, существовал способ предсказания "по первольду".

Когда наступали осенние заморозки, на озере выламывался небольшой кусок из только что образовавшегося льда. Потом шаман или волхв дышал на него и произносил заклинания. По образовавшимся от теплого дыхания каплям и потекам предсказатель определял будущие события на целый год вперед. Чтобы закрепить добрые предзнаменования, он держал в руках лед, пока тот полностью не растает. Водой предсказатель омывал себе лицо и разбрызгивал капли на четыре стороны света и на людей, явившихся узнать будущее.

В XVIII – XIX веках традиция гадания "по первольду" из заполярных земель дошла до средней полосы России. Примерно в те же времена распространился другой северный способ предсказывать судьбу. Его называли "вьюжник". В кувшин или горшок прорицатель вставлял девятнадцать засохших веточек ольхи, осины или березы. Когда начиналась вьюга, кувшин или горшок выносили в открытое место, где особенно свирепствовал ветер. Вначале прорицатель слушал, как завывает вьюга, играя с засохшими ветвями. По звукам он определял всевозможные будущие события наступившей зимы. Затем подсчитывалось, сколько из девятнадцати веточек ветер вырвал и унес из кувшина, далеко ли разметал их, не опрокинул ли сосуд.

У индейцев Северной Америки в древние времена существовал способ вызова добрых духов и запугивания злых. Назывался он "бить в красный бубен, в желтый, в серебристый и зеленый". Под бубнами этих цветов подразумевалась луна. В зависимости от того, какой оттенок принимало "ночное светило", выполнялся особый ритуал с танцами, пением, заклинаниями.

Шаман, совершавший этот ритуал, во время пляски старался подпрыгнуть как можно выше. В руке он держал большую кость медведя или моржа. Шаман как бы наносил удар по луне, а его помощник в тот момент бил в настоящий бубен. А всем участникам ритуала казалось, что звук исходит от ночного светила.

Чем искусней шаман, тем больше ударов он наносил луне. Значит, и больше злых духов отгонял и больше привлекал добрых на свою сторону. Странно, что очень похожий обряд совершали колдуны в Вологодских и Пермских землях примерно в XVIII веке.

Самые одаренные

Шаманы... Трудно переоценить их роль в жизни и развитии народов Севера. Их почитали и ненавидели, боялись и преклонялись перед ними... соплеменники и пришлые чужаки.

Были, безусловно, среди них шарлатаны и хапуги, невежды и психически больные. И все же именно они являлись главными носителями знаний своего народа. Не случайно, что путешественники, первопроходцы, ученые, каких бы взглядов они ни придерживались, относились к шаманам чаще всего с почтением.

Польский писатель и этнограф, сосланный в Сибирь в конце XIX века, Вацлав Серошевский писал: "Вообще в фигуре шамана есть что-то особенное, что позволяло мне, после небольшой практики, отличать их среди присутствовавших почти безошибочно: они отличаются некоторой энергией и подвижностью лицевых мускулов... Во время чарования глаза шамана приобретают какой-то особый неприятный тусклый блеск и выражение безумия, и их упорный взгляд, как я заметил, волнует и смущает тех, на кого он направлен..."

Многие исследователи считали, что шаманами становились наиболее впечатлительные и одаренные личности рода или племени, хорошо знающие психологию человека и многие законы природы. Они наиболее тонко ощущали мир и назревающие большие и малые перемены в нем.

Призыв духов

Гренландия и Чукотка, Северная Скандинавия и Алтай, Таймыр и Канадское Заполярье – как далеки они друг от друга! И все же во всех этих уголках планеты, приступая к лечению, гаданию, совершению различных ритуалов, шаманы произносили на разных языках схожую фразу: "Да услышат меня покровители моего народа и нашей земли! .. Да придут мне на помощь духи! .."

Шаман обращался к ним за помощью во всевозможных житейских ситуациях. Рождение ребенка и война с другими племенами, болезнь и выход на охоту или рыбную ловлю, выяснение погодных условий и спасение от стихийных бедствий – все это требовало вмешательства духов. Народы Севера считали, что только с их помощью шаман может поражать врагов и предсказывать будущее, лечить людей и призывать удачу.

Специалисты считают, что главными приемами шаманов, доводящими их до экстаза, являются: ритмические удары в бубен, пение, шепот или выкрики заклинаний, пляска и принятие определенных поз. Все это гипнотически действует на участников мистерии. Призывая добрых духов или обороняясь от злых, шаман подчинял своей воле соплеменников, внушал им то, что считал нужным, поднимал жизненный тонус и нередко избавлял от недугов.

Единый географический центр

Многим любителям книг и фильмов об индейцах известно выражение "закопать топор войны". Оно означает прекращение боевых действий и установление мира между враждующими племенами. У проживающих на другом континенте чукчей, ительменов, каряков, ненцев, вепсов, саамов существовали подобные обычаи. "Спрятать копье", "схоронить топор", "закопать нож", "спрятать стрелу" – все эти понятия тоже означают установление мира. Как правило, погребение оружия совершали шаманы или вожди племени.

Некоторые сторонники существования в древности Гипербореи предполагают, что этот обычай распространился оттуда. Жители легендарного материка во время прекращения боевых действий и установления мира якобы закапывали в землю золотую стрелу. Древние греки отмечали, что гиперборейцы являлись к другим народам, держа в одной руке пучок соломы, а в другой – серебряную стрелу. Солома означала мирные намерения, а стрела – предостережение о готовности гипербореев к боевым действиям. Но почему в руке был не золотой, а серебряный символ войны? На этот счет есть предположение, что золотая стрела выкапывалась, лишь когда у могущественной Северной страны появлялся равный по вооруженной мощи противник.

В начале XX века русский ученый, профессор Борис Эдуардович Петри писал: "Шаманство исповедывают народы самого различного происхождения. Его придерживаются все палеоазиаты, все тунгусы и все монголы; даже турецкие племена, обитающие на территории Сибири, Восточного и Западного Туркестана, и все фины...

Знаменательным является тот факт, что формы шаманства у этих народов, столь разных по происхождению и по языку, настолько сходны как в своих основных принципах, так порою и в деталях, что само собой напрашивается предположение о едином происхождении шаманства. Невольно рождается гипотеза о каком-то центре, где шаманство развилось из своего первообраза в сложную религию и оттуда распространилось по всей территории..."

Не отрицают подобное предположение и сами шаманы, по крайней мере те, с которыми приходилось мне встречаться в Северной Америке, в Сибири и на Дальнем Востоке. Почти все толковали о загадочной северной земле, исчезнувшей тысячи лет назад, где зародились многие знания и традиции, полученные в наследство разными племенами и народами.

Да, умеют шаманы любой нации заворожить, увлечь своими тайнами любознательных пришельцев. Но, как обычно, – в их речах полунамеки, недосказанность, неясность. Не любят до конца раскрываться. На то они и шаманы...

Оригинал статьи находится на сайте Религия и СМИ


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





грядки купить тут

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство