Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмЖивая традиция

Дворец Тысячелетий, или дары разрушения

Светлана Обухова

Среди множества событий 2000 года, связанных со сменой тысячелетий – запланированных и случайных, смешных и трагических, грандиозных и скромных, – было одно, которое не получило большой огласки.

Редкие посетители Музея современного искусства, привлеченные странной афишкой «Дворец тысячелетий, или Дары Разрушения», войдя в один из залов, оказывались... в тибетском монастыре. Горящие на алтаре свечи, изображения Будды на стенах, ритуальные колокольчики, необычное гортанное пение, похожее на рычание тигра, запах сандалового дерева... И среди всего этого четверо монахов, выкладывающие из разноцветного речного песка, освященного самим Далай-ламой, хрупкое чудо – мандалу Ченрезига...

Мандала – это один из самых священных символов буддизма. Это и колесо, и годовой круг, и лабиринт. Ее построение – способ постижения мира, преодоления противоречий и беспорядка, воссоединения с изначальным сакральным центром мира... Две недели, день за днем, песчинка за песчинкой, с помощью нехитрых приспособлений монахи создавали тончайший рисунок – изображение небесного дворца Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания, основателя Тибета и покровителя его народа.

Все это время музей был открыт для тех, кому интересно было увидеть, как медленно раскрывается яркий цветок мандалы, загораются небесные костры, появляются божества – безмятежные и устрашающие; для тех, кто хотел ощутить покой и сострадание хозяина небесного дворца.

А потом красочный рисунок, стоивший многих часов кропотливой работы, был разрушен за несколько минут – в знак непостоянства и мимолетности всего земного, как символ равновесия и постоянного круговращения жизни и смерти, в которых кроется гармония мира. Освященный песок был высыпан в Москву-реку, чтобы благословение и милосердие Будды распространилось по всей России.

Так завершилось ритуальное путешествие по всему миру монахов тантрического монастыря Гьюдмед. Монастырь этот – один из крупнейших центров школы гелугпа тибетского буддизма. Он существует уже более 500 лет и известен совершенством искусств горлового пения и построения песочных мандал. Кроме всего прочего, Гьюдмед замечателен тем, что находится он сейчас не в Тибете, а в Индии: в 1959 году 150 монахов бежали сюда от китайских репрессий, чтобы сохранить древние буддийские традиции, много веков передававшиеся из уст в уста от учителя к ученику. И им это удалось.

Накануне смены двух тысячелетий монахи Гьюдмеда строили и разрушали свои мандалы во многих городах Европы и Америки, и Москва стала их последней остановкой перед возвращением в Тибет.

...Вместе с другими посетителями я медленно спускалась по лестнице, стараясь не расплескать ощущение прикосновения к тайне и тишины, родившееся в душе. И вдруг за спиной резким диссонансом раздалось разочарованно-будничное: «И это – всё?!»

Разноцветные песчинки из Тибета... Смогут ли они что-то изменить в нашей стране, в нас самих? Станем ли мы внимательнее, мудрее, чище? Едва ли... А вдруг?


Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





речной песок

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство