Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмЖивая традиция

Назначайте встречу у фонтанов!

Ольга Никишина

Римский миф рассказывает, что нимфа Ювента была превращена Юпитером в фонтан, обладавший свойством омолаживать всех, кто в него погружается. Ювента почиталась на Капитолии вместе с Юпитером, что символизировало вечную молодость Рима. Вечная молодость — вот что несут в себе фонтаны. В европейском искусстве встречаются сюжеты, где старики изображаются входящими в фонтан, а выходят из него юношами и девушками, обнимаются и танцуют на глазах у Купидона, любителя фонтанов, ведь и сила любви возвращает молодость.

Всегда считалось, что родниковая вода, дар матери-земли, а также дождь и роса — дар небесных богов — имеют целебные свойства и являются формой божественной милости. Струи фонтана, вырываясь из земли и одновременно падая с неба, воплощают в себе сразу два эти дара — земли и неба — и дают дважды благословенную воду.

В Москве говоришь «фонтан» — подразумеваешь «ВДНХ»: знаменитые «Дружбу народов», «Золотой колос», «Каменный цветок». В крайнем случае — фонтан у Большого театра. А знаете ли вы, что их два? Видели ли вы второй, а точнее, первый, знаменитый, поставленный в 1835 году по проекту Витали, известного русского скульптора, академика, автора прекрасных скульптурных портретов Пушкина, Брюллова, но больше известного именно как создателя московских фонтанов? Красивейший из них был установлен на молодой Театральной площади. Чашу фонтана поддерживают путти — крылатые малыши, ангельские духи, с атрибутами четырех муз: Поэзии, Музыки, Трагедии и Комедии. У их ног — театральные маски. Фонтан этот часто изображали на старинных картинах и гравюрах в окружении водоносов и водовозов — ведь он долгое время был основным источником воды в Москве. Можно всю жизнь прожить в Москве и не увидеть его: фонтану не повезло, его заслонил Карл Маркс, ставший к нему спиной и лицом к Большому театру.

Слово «фонтан» — от латинского fons, «источник». Фонс в римской мифологии — бог водных источников. На праздниках Фонса в источники бросали цветочные гирлянды и украшали колодцы. У разных народов источник — символ космического центра, Духа Божьего, очищения, вдохновения и знания. По христианской и исламской традиции место источника — в центре рая, у корней Древа Жизни, от которого течет поток в четырех основных направлениях. В скандинавском мифе бог Один отдал свой глаз, чтобы испить из источника знаний, вытекающего из земной оси, древа Иггдрасиль. В соответствии с греческой орфической традицией, обойдя источник забвения и испив из источника памяти у входа в Гадес, можно получить бессмертие.

Фонтаны неизбежно становятся магическим центром пространства. Они мистифицируют; кажущаяся статика водной глади соседствует со стремительным полетом бьющей вверх струи воды, как бы нарушающей законы тяготения. Благодаря фонтанам скульптуры не только изображают движение, но как бы живут, участвуют в некоем действии.

Как у всего в мире, у фонтана есть свои циклы. Наступает вечер, и он меняется. Миллионы дневных солнечных брызг и игривых струй окутываются таинственным флером вечерней подсветки, маня и ускользая от взгляда.

Приходите вечером полюбоваться фонтаном на новой площади Европы перед Киевским вокзалом, рядом с пешеходным мостом через Москву-реку, похожим на ледяной замок или хрустальный дворец. В центре фонтана — подаренная Москве скульптура «Похищение Европы» бельгийского скульптора Оливье Стребля. Это настоящая водная мистерия! Вода стекает с одного яруса на другой сложными каскадами, между которых на разных уровнях в разных направлениях бьют струи — мощные и тоненькие; они будто танцуют сложный танец — приседают и встают на цыпочки, подпрыгивают и замирают, словно лебеди, исполняющие свой ритуал на воде — поднимая и опуская поочередно свои изящные шеи. «Космические» синий и зеленый цвета меняют друг друга, и вдруг вверх вырывается струя молочно-белая, с желтоватым отблеском, и шорох падающей воды аккомпанирует этому балету струй. Оторваться от этого зрелища невозможно. Обходя фонтан кругом, открываешь все новые картины, и взгляд по ступенькам ярусов поднимается к центру, где не всякий увидит Быка и Европу, но после секундного недоумения отдаешься ощущению порыва, движения вверх — то ли взметнувшейся волны, то ли коснувшейся воды птицы, то ли играющего на ветру паруса. И вдруг замечаешь, что ноги ступают по-другому, с носка, и приседают, как в старинном танце, и почему-то улыбаешься, не чувствуя холода и ветра. А обернувшись к знакомому до боли Киевскому вокзалу, замечаешь, что он, оказывается, красивый, прекрасно отреставрирован, и разглядываешь изразцовые изображения Архангела Михаила и Георгия Победоносца, и с благодарностью читаешь на входной двери вокзала надписи «Добро пожаловать» и «Счастливого пути». Вот что делают с нами фонтаны!

А видели ли вы фонтаны на Болотной площади — возле Третьяковки, у горбатого мостика рядом с памятником Репину? Без особенных затей — бьющие из воды струи. Почему же с моста так трудно уйти? Так бывает иногда в старинном тихом городке солнечным полуднем. Время исчезает, и чувствуешь себя здесь и везде, сейчас и в вечности. Доверьтесь магии фонтанов, позвольте им возвратить юность вашей душе.

Фонтан на Пушкинской площади, «Натали и Александр» у Никитских ворот, «Поющий журавль» на Чистопрудном, фонтаны сада «Аквариум», фонтан на Цветном бульваре, цветомузыкальный фонтан в парке Горького, Калужский фонтан... — их много. Назначайте встречи у фонтанов!

Когда-то в монастырских садах на перекрестье аллей ставился фонтан, символизировавший собой жертвенную жизнь Христа. Светские фонтаны могли иметь или не иметь явное посвящение, но они непременно имели символическое значение, выраженное в стиле. Фонтаны барокко «играли с водой, как султан со своими драгоценностями». Они должны были изумлять, поражать, оглушать шумом. Они грохотали, звенели, пели благодаря специальным музыкальным органам. В фонтанах же Ренессанса журчание воды, бег воды должны были призывать к размышлению.


Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь":


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"

href="http://www.newacropolis.ru">www.newacropolis.ru






Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство