Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоКино

Вим Вендерс. Фильмы, меняющие людей

Максим Ладыгин

Вим Вендерс
«Мне нравится такое кино, которое трогает, задевает и надолго остается в голове и в сердце. Фильм хорош, если он продолжает свое существование в воображении зрителя. Вообще все, что делается — в кино в том числе, — должно делаться с любовью. Без любви все бесполезно, все пустое». Вим Вендерс

Вильгельм Эрнст Вендерс родился в августе 1945 года (неделю спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) в Германии, в Дюссельдорфе. И первые воспоминания Вима (именно так хотел назвать его отец) о детстве были связаны с руинами: «Горы развалин, печные трубы, направленные в небо, как указующий перст. Трамвай, который едет по холмам из развалин...»

Он мечтал стать архитектором, священником, художником. Учился на врача, потом на философа и стал... режиссером. «Кем бы я ни стал, я не был бы полностью доволен, поэтому я режиссер, чтобы иметь возможность заниматься всем сразу».

Road Movies («дорожные фильмы») — под таким общим титром вышли многие фильмы Вима Вендерса. Это не только название компании, созданной им в 1976 году, но и устоявшийся кинематографический жанр: герой выходит-выезжает-улетает из одного места и направляется в другое, иногда сам еще не подозревая какое. Важен не способ передвижения и даже не цель пути. Важно то, каким станет герой в конце, что переживет и поймет, насколько изменится.

Герои Вима Вендерса самые разные. Это журналисты, писатели, актеры и режиссеры, даже... ангелы (в фильмах «Небо над Берлином» и «Так далеко, так близко», более известного как «Небо над Берлином-2»). И большинство героев приходят к самым простым, но самым главным осознаниям. Так, стареющий, проведший всю жизнь на съемочной площадке актер (фильм «Входите без стука») на склоне жизненного пути обретает семью, хотя она всегда была где-то рядом. В фильме «Лиссабонская история» звукорежиссер едет к своему другу, чтобы помочь в съемках фильма, а помогает ему разобраться в том, где граница между реальностью и иллюзиями.
Кадр из фильма «Ложное движение» (1975)
Рудигер Фоглер в определенный период стал для Вима Вендерса тем актером, который появляется из фильма в фильм. И хотя герои Фоглера каждый раз разные, он словно раскрывает перед нами очередную грань человека, нас самих.
Герой фильма «Ложное движение», снятого как трактовка произведения Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», пускается в странствие вообще для того, чтобы научиться задавать вопросы, понимать других людей и себя самого.

Особое место в фильмах Вима Вендерса занимает музыка. Она не просто служит оформлением — когда звучит музыка, замирает действие. Мы ждем вместе с героем последних аккордов, слушаем и сопереживаем. Благодаря фильмам Вендерса стали широко известны, например, Ник Кейв, Лу Рид и португальская команда «Мадредеус». А лидер группы «U2» Боно стал не только одним из композиторов «Отеля „Миллион долларов“», но и автором идеи фильма.

Не только герои Вендерса путешественники. Его самого смело можно назвать человеком мира. Вышло уже несколько документальных лент, в которых режиссер раскрывает свое отношение к городам, а через них и к их людям. Фильм «Токио-Га», например, — это не признание в любви к великой древней столице. Это встреча с местом, где смешиваются древняя традиция и современный абсурд. Местом, которое подарило миру одну из ключевых фигур мирового кинематографа — Ясудзиро Одзу. Человека, на чьих фильмах учились Андрей Тарковский, Джим Джармуш и сам Вим Вендерс.

Кадр из фильма «Небо над Берлином» (1987) Отдельной страницей его творчества стали фильмы «Небо над Берлином» и «Так далеко, так близко». Это, скорее, притчи о жизни и смерти, о добре и зле, о вечных вопросах. Режиссер рассказывал, что над первым фильмом он работал без сценария, как над поэмой. Фильм был построен на инстинкте и изначально не имел сюжета. Завораживает масштаб и глубина еще не открытого и не познанного нами, соседство мира невидимого.

Вим Вендерс не только сам создает ленты, но и объединяет в творческие проекты современных киноклассиков. «На 10 минут старше» родился под влиянием и вдохновением одноименного фильма Герца Франка, в котором в течение 10 минут мы видим только лицо ребенка, смотрящего спектакль. За 10 минут маленький человек становится старше, пусть совсем немного, но это уже другой человек. В проекте для каждого режиссера история и жанр были свободными, оставалась единой только линия взросления, трансформации. Именно это важнее всего для Вима Вендерса: что человек переживает, прежде чем становится другим, более опытным и мудрым.

В мае 2008 года на Каннском фестивале режиссер представил свой новый фильм «Съемки в Палермо». Это история о фотографе, ставшем знаменитым и востребованным как журналами, так и выставочными залами. Но при всем кажущемся изобилии в творчестве в его душе — зияющая пустота. И, как во всех историях Вендерса, герой отправляется в дорогу. На этот раз в Палермо — навстречу тяжелейшим испытаниям, любви и Судьбе.

Вендерс мечтатель и романтик, но и жесткий реалист. Его называют сказочником и мудрецом, но и культовым эстетом. Как бы то ни было, для него в первую очередь важны зрители. Может, поэтому после каждого фильма остается щемящее чувство: зацепило...

«Кино может изменить людей. Фильмы остаются в человеке и формируют его мировоззрение, их нельзя выбросить из головы, из души. Вот и я, как захватчик, хочу захватить людские умы: вложить в головы зрителей некие идеи, образы, которые, я надеюсь, помогут им точнее увидеть мир и их собственную жизнь. Мои картины не содержат посланий. Только одно: каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть мое кредо».




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство