Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоКино

Анджей Вайда

Евгения Риле

Анджей Вайда
«Если искать образ настоящего поляка, то ближе всего к нему был бы Дон Кихот»

Анджей Вайда считается родоначальником польской школы кино. Дата выхода на польские экраны его второго фильма «Канал» — 20 апреля 1957 года — отмечается как дата рождения этой школы. В том же 1957 году на Каннском фестивале фильм был удостоен премии Серебряная пальмовая ветвь.

Он рассказывает об антифашистском Варшавском восстании, в котором погибла лучшая часть молодежи Польши. Восстание началось 1 августа 1944 года по команде из Лондона, где в то время работало польское правительство в изгнании, и через девять недель закончилось полным поражением. Причиной этого стало бездействие Красной армии: поддержка прозападных сил не входила в планы советского руководства, и наступление войск на этом направлении было приостановлено. Пока немецкие войска уничтожали восставших, советская армия стояла на другом берегу Вислы... Выход фильма, рассказывающего правду о тех трагических событиях, в советской Польше был почти невозможен. И все же это произошло. Анджей Вайда говорил об этом так: «...я знал, что условием создания картины является как раз как можно более глубокое ее (правды) сокрытие в драме индивидуальных судеб повстанцев». Делая фильм, он обращался к памяти поляков, которые читали его картину «между строк».

Фильмы Вайды автобиографичны: сын польского офицера и школьной учительницы, он сам был из того поколения, о котором снимал свои киноленты. Когда война началась, Анджею было 13 лет, а когда закончилась — 19. Военная тематика, по словам режиссера, возникла, возможно, из потребности оправдаться за то, что сам он не был участником тех важнейших событий, а возможно, из осознания обязанности своего поколения — поколения сыновей — рассказать об участи отцов.

После войны Анджей поступил в Краковскую академию изящных искусств, но через три года ушел оттуда, не окончив курса. Разочаровался в системе обучения. Ему и его сверстникам, видевшим дым крематориев, аресты, уличные облавы, Варшавское восстание, казалось неуместным и надуманным учиться рисовать пейзажи и натюрморты. Он понимал, что для их преподавателей рисование пейзажей в годы войны тоже было своего рода сопротивлением. «Но теперь война закончилась, и мы думали, что мы должны писать по-другому».

Впрочем, полученные в академии уроки не прошли зря, недаром фильмы Вайды называют более живописными, чем литературными. «Несмотря на все наши аргументы и критику наших преподавателей, мы говорили об искусстве и мыслили с точки зрения искусства. А киношкола была техническим колледжем — там мы говорили о том, как сделать фильм, как сориентировать себя в политической ситуации, как показать ту или иную тему».

О том, что киношкола в Лодзи набирает учеников, Анджей узнал из объявления в газете. Школа была создана в пропагандистских целях: польский кинематограф должен был служить советской идеологии — способствовать политическим и социальным преобразованиям в стране. Однако учителя Лодзинской киношколы, несмотря на приверженность коммунистической идеологии, были людьми широко образованными и никогда не теряли собственного видения ситуации. Обучая студентов жанру соцреализма, они в то же время знакомили их с «другим» кинематографом. Ректор Ежи Теплица рассматривал свою школу как часть европейского кино, а не как обособленное провинциальное заведение.

Фильмы Вайды глубоко польские, они о поляках и для поляков. И в то же время они часть мировой культуры, а самого Анджея Вайду называют классиком мирового кинематографа. Вайда гордится тем, что его фильмы, и не только его, а всей польской школы, помогли изменить страну. «Быть понятым другими и при этом волновать сердца поляков, воздействовать на воображение чужих образами нашей жизни и нашего прошлого, разорвать замкнутый круг отчужденности и кружить со всеми вокруг польских проблем» — так формулирует Анджей Вайда свою задачу режиссера.

Анджей Вайда«Пепел и алмаз» (1958) Анджей Вайда считает своим «главным» фильмом.
«Последний день войны. Утро первого дня мира. Показать на фоне этой особенной ночи судьбу молодого человека с драматическим оккупационным прошлым, уставшего от героизма, предвкушавшего другую, лучшую жизнь... В эту особенную ночь прошлое встречается с будущим — и они садятся за один стол. Под аккомпанемент танго и фокстротов герой фильма Мацек Хелмицкий ищет ответ на вопрос, как жить дальше — как сбросить давящий груз прошлого, то есть пробует решить извечную солдатскую дилемму. Быть послушным приказу или думать самому» (из анонса фильма).
Анджей ВайдаК фильму «Катынь» (2007) Вайда шел больше 10 лет. Там, в Катыни, или в Медном, лежит его отец, польский офицер Якуб Вайда. Неготовая к обороне и оказавшаяся между двух огней — фашистской Германией и Советским Союзом, польская армия быстро капитулировала, а весной 1940 года сдавшиеся в плен польские офицеры были расстреляны НКВД. Трагические события начала Второй мировой войны долгие годы были в Польше запретной темой. Дети расстрелянных офицеров, заполняя документы, не решались указывать дату смерти отца. Сам Вайда, подавая документы в академию, поступил так же.
«Катынь» — первый художественный фильм о тех событиях. Он, как и все киноленты режиссера, глубоко символичен и вместе с тем документален.


Литература
А. Вайда. Кино и все остальное. М., 2005.
Материалы сайтов www.inoekino.ru и www.wajda.pl.







Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство