Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно


Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru


Обсудить статью в сообществечитателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоКино

"Последний Самурай"

Андрей Букин

Last Samurai, 2003.
Режиссер: Эдвард Цвик.
Сценарий: Джон Логан, Эдвард Цвик.
Продюсер: Том Круз, Эдвард Цвик.
Композитор: Ханс Циммер.
Оператор: Джон Толл.
Монтаж: Стивен Розенблюм.
В ролях: Кен Ватанабе, Том Круз, Билли Коннолли, Масато Харада, Шичиносуке Накамура, Того Игава, Шин Коямада.

 

Нет! Это, конечно же, не рецензия. Это скорее отклик, впечатление, «импрешн», то самое «ах!», которое мы издаем непроизвольно, когда еще не включился водоворот мыслей — анализирующих, перебирающих, оценивающих и расставляющих все по ранжиру. Хотя от оценок все равно никуда не уйти. Итак, сначала впечатление.

Здорово! Красиво!! Глубоко. Трогательно. Немножко горько. Те, кто умеет видеть красоту в нюансах, красоту, предстающую перед нами через вроде бы банальный (Япония все-таки!) видеоряд: цветущая сакура, белоснежная вершина Фудзи, небо и лес и т. д. — будут вознаграждены сполна. Но разве не очевидно для нас то, что мы видим, наблюдая восход или закат? Однако же это трогает нас, оставляет внутри саднящее чувство горьковатой ностальгии... Здесь то же самое. Да, безусловно, можно начать предсказывать сюжетный ход фильма с самого начала просмотра: и «плохие», и «хорошие» выявлены с первых кадров, но в том-то и весь фокус, что интерес, привязывающий нас к экрану всеми «шестью» чувствами, не ослабевает. Не пересказывая все сюжетные переплетения фильма, кое-что расскажем тем, кто не в курсе киношно-культурной жизни.

Герой Тома Круза, американский военный Нейтон Альгрен, волею судьбы попадает в Японию в тот момент, когда там достигает кульминации бунт самураев, протестующих против перемен, вроде бы ведущих отсталую страну к техническому прогрессу и «светлому будущему». Нейтон Альгрен попадает в плен во время первого же боя с самураями. Предводитель бунтовщиков — потомок древнего рода, верой и правдой служившего императору, — сохраняет пленнику жизнь, не представляя, что в абсолютно чуждой культурной среде тот переродится в друга, соратника... А главный герой воленс-ноленс начинает ощущать, что конфликт между прошлым и будущим переносится в его сознание, на протяжении фильма преображая его из врага самураев в одного из них, того самого «последнего самурая». Молодой император в растерянности, потому что перед ним выбор: цивилизованность, ружья и гаубицы или цивилизация, мечи и доспехи.

Может быть, главное достоинство фильма в том, что внутренние конфликты, поиски и метания героев, кто бы это ни был, от малых детей до стариков, не диссонируют с поражающими своей отточенностью эффектными батальными сценами и тем более с картинками природы. Фильм не распадается на части, как часто бывает в Голливуде, это единое целое, это жизнь, невольным участником которой ты становишься, сопереживая героям фильма и незаметно для себя тоже делая выбор. Это выбор в пользу кодекса чести, жизни во имя долга и еще очень многого, что олицетворяет старая добрая Япония. И мы вместе с Альгреном принимаем из рук императора меч самурая Кацумото, олицетворяющий Традицию, Путь воина и подлинную культуру народа, для которого честь превыше всего.

«Последний самурай» — тот редкий случай, когда не испытываешь неловкости за актеров, диалоги, музыку, потому что в фильме нет искусственности, лубочности, той ничем не прикрытой фальши, которая сопутствует многочисленным историческим драмам. Многие ценители жанра, уверен, даже будучи настроены критически, не найдут здесь «голливудщины» — так искренен этот фильм.

Конечно, абсолютная победа фильма — его визуальный ряд, грозная глубокая музыка Ханса Циммера, юмор и самоирония в диалогах, — все уместно и предельно органично.

Посмотрите фильм. Здесь невозможно объяснить то, что, на мой взгляд, удалось передать авторам, актерам и всем создателям фильма исподволь, изнутри, между строк...

Конечно, если вы поклонник Ларса фон Триера и Дэвида Линча, вам, может быть, фильм не понравится. Но вполне возможно, что даже вы, скептически-скрупулезно анализируя увиденное, в конце сеанса ощутите, что новое — это не всегда прогресс. А может быть, почувствуете стыд, который испытал я на сеансе в кинотеатре, когда невероятно целомудренная романтическая сцена стала объектом для идиотских шуток тех, кто во всем пытается найти источник для юмора «ниже колен», для смеха над чистотой. Ей-богу, в такие минуты становится жалко, что времена поединков за честь прошли.

Ну вот, получилось только хвалить. Но я предупреждал, что это лишь впечатление, а в таких случаях можно и не быть объективным. А вы смотрите и решайте сами. Удачи!

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство