Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоКино

Тенгиз Абуладзе (31.01.1924 — 6.03.1994)

Тенгиз Абуладзе
Было полное впечатление, что Абуладзе держал ответ перед вечностью каждый миг своей жизни. Трудно сказать, в чём именно это выражалось, — во всём: в каждом слове, в особом терпении, с которым он внимал жизни, изучал нового знакомца, в молчаливом внимании ко всему, что происходило вокруг...
Он думал о главном в жизни человека и всех поднимал к ответственности. Ключевые слова для Абуладзе — долг, сострадание, вера.

Нинель Исмаилова

Он учился на режиссёрском факультете Тбилисского театрального института у Георгия Товстоногова, а затем вместе с другом Резо Чхеидзе написал самому Эйзенштейну, рассказав мастеру о желании служить кинематографу. «Должен вас предупредить: хлеб кинематографиста — тяжёлый хлеб! И труд, пожалуй, самый тяжёлый из всех разновидностей художественного труда», — ответил Эйзенштейн.

Друзья не раздумывая оставили родной Тбилиси и уехали в Москву поступать во ВГИК. Окончив его, Абуладзе и Чхеидзе сняли свой первый художественный фильм «Лурджа Магданы». Простая история о бедной вдове, трёх её детях и спасённом от верной смерти ослике получила золотую пальмовую ветвь в Каннах.

За 30 лет работы в кино Тенгиз Абуладзе снял семь художественных картин и несколько документальных. Почему так немного? В одном из интервью он объяснил: «У нас в Грузии говорят: „Поётся — и пою“. Вот когда у меня возникает внутренний настрой петь, тогда я начинаю работать над фильмом. Без глубокой, интересной философской мысли не существует впечатляющего произведения искусства».

Творческий путь Тенгиза Абуладзе не был простым. После выхода фильма «Чужие дети» его обвинили в подражании неореализму, в намеренном отходе от действительности, а после премьерного показа «Мольбы» зрители разошлись молча, фильму присвоили третью, самую последнюю категорию. Как приговор, звучали слова: «Простой зритель не поймёт». Режиссёр сильно переживал, а потом вдруг узнал, что на фестивале в Сан-Ремо «Мольба» заняла первое место. И хотя сам он в это время жил в долг, премиальные попросил отдать на перевод и популяризацию поэзии Важа Пшавелы, по которой был снят фильм.

Успех ещё одной картины — «Древа желания» — стал своего рода наградой режиссёру за долгие мытарства. «Это песнь свежему воздуху, тональность которого колеблется между печалью и радостью, между действительностью и сновидением», — писала итальянская газета «Темпо».

«Твоё дело должно приносить радость само по себе, твоя дорога должна быть прекрасна. Вовсе не обязательно легка. Но — прекрасна», — говорил мастер, и наверное, поэтому его фильмы хочется пересматривать вновь и вновь.


«Покаяние» (1984)

Тенгиз Абуладзе. «Покаяние» (1984) Замысел этой картины возник у Тенгиза Абуладзе после автокатастрофы, в которой он чуть не погиб. «Я вернулся с того света, — сказал режиссёр, выйдя из больницы. — Мне сейчас ничего не страшно. Не могу жить так, как жил раньше. Я должен сказать об очень важном. И обязательно скажу».

Через четыре года начались съёмки. «Покаяние» — рассказ о временах культа личности (в Грузии нет почти ни одной семьи, которая бы не пострадала от репрессий), в нём поднята вечная тема противостояния добра и зла, творца и диктатора. И хотя участь художника трагична, в поединке с тираном он выходит победителем.

Заключительная сцена фильма стала символом: старая женщина с котомкой и чемоданом обращается к героине: «Я спрашиваю, эта улица ведёт к храму?» — «Нет». — «Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?»

Кинословарик

Слово «сценарий» произошло от понятия «сценариус». Так называли человека за сценой, указывавшего актёрам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис. Из театра термин перешёл в кинематограф. Пока это искусство не поднялось над уровнем аттракциона, под сценарием подразумевали листок бумаги с записью выходов актёров перед кинокамерой. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превратился в произведение литературы. Компасом фильма, который должен ориентировать, но не сковывать воображение режиссёра, называл сценарий Тенгиз Абуладзе.


Литература
Маргарита Кваснецкая. Путь к «Покаянию».
Тенгиз Абуладзе. Портрет режиссёра.




Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство