Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоКино

111 лет кино. Из истории кинотеатра

Евгения Марковская

Кадр из фильма Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота (1895), одного из самых известных фильмов братьев Люмьер. Он был показан на первом киносеансе в Париже и длился около полутора минут
Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота" (1895), одного из самых известных фильмов братьев Люмьер. Он был показан на первом киносеансе в Париже и длился около полутора минут

В последние бесснежные дни ушедшего года отмечал свой 111-й день рождения кинематограф: 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок 35 человек, заплативших по франку за сеанс еще никому не ведомого синематографа, стали свидетелями рождения нового искусства. В России первые демонстрации нового изобретения состоялись весной 1896 года в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве в театре «Эрмитаж».

Долгое время сеанс кинематографа считался техническим аттракционом наряду с другими номерами, включавшимися в эстрадные программы варьете и цирков. Сеанс длился 10–15 минут. Интерес зрителей держался на необычности зрелища, а отнюдь не на содержании картины. На волне интереса к новому развлечению сотни мелких предпринимателей приобретали проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и путешествовали по городам и весям. Бродячий кинематограф мог обходиться одной-двумя программами, так как всякий раз имел дело с новой аудиторией, и одни и те же ленты часто демонстрировались до полного их износа.

С 1903 года в крупнейших, а потом и других городах России начали появляться стационарные «электротеатры», так называемые иллюзионы. В Америке, в городе Питтсбург, в 1905 году под кинотеатр переделали пустовавшее помещение одного из магазинов. За вход брали пять центов (по-английски «никель»). Спустя три года подобных никельодеонов в Америке было уже 5000. Это дало мощный толчок производству фильмов. Стационарный кинотеатр требовал постоянного обновления репертуара. Их владельцам стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких сеансов они теряли ценность. В результате возникла практика перепродажи и обмена картинами, а затем их проката созданными специально для этого фирмами.

Китайский театр, открытый Сидом Граумоном в Голливуде
Китайский театр, открытый Сидом Граумоном в Голливуде
Египетский театр, открытый Сидом Граумоном в Голливуде
Египетский театр, открытый Сидом Граумоном в Голливуде

По мере того как содержание фильмов усложнялось, совершенствовались и помещения, где их демонстрировали. С 1920-х годов никельодеоны Америки стали уступать место богато украшенным «кинодворцам». Самым знаменитым из таких «дворцов мечты» был Китайский театр Сида Граумана в Голливуде. На тротуаре перед театром красуются отпечатки рук и ног знаменитых актеров. В 1922 году Грауман открыл еще и Египетский театр. Колонны у экрана были покрыты иероглифами, а над экраном тянулись ряды пиктограмм.

В России развитие кинематографа связано с именем Александра Алексеевича Ханжонкова. Первый русский кинопредприниматель и кинодеятель, влюбленный в новое искусство, он основал лучшую в стране дореволюционную кинофабрику, собрав у себя артистов и литераторов для работы в кино. Ханжонков всегда мечтал о кинотеатре. Планы его были наполеоновскими. Он уверял, что в новом «синемадворце» будут даваться «смешанные представления, то есть пьесы драматического жанра, тесно связанные с кинематографом. Артисты будут разыгрывать целые сцены вперемежку с демонстрацией картин, дополняющих на экране действие пьесы. Для этого потребуются особые сценарии, которые будут заказываться русским драматургам».

На съемках фильма
На съемках фильма

Впрочем, ничего удивительного в этих планах нет. В те времена довольно много спорили о том, вытеснит кинематограф традиционный театр или нет. Естественно, идеи синтеза этих искусств также витали в воздухе.

И вот 1 августа 1913 года в Москве на Триумфальной площади было торжественно заложено здание нового кинотеатра. А уже 24 ноября, спустя всего четыре месяца, он открылся для публики. На открытие была приглашена вся театральная и газетная Москва. Самое же интересное произошло в конце киносеанса: зрители вдруг обнаружили на экране себя. Естественно, все переполошились, стали вскакивать с мест, кричать, махать руками. А дело было в том, что съезд гостей тайком засняли, быстренько проявили пленку и продемонстрировали приглашенным. Но по тем временам этот аттракцион был сенсацией необычайной.

Поначалу тот «синемадворец» носил имя собственное «Электротеатр ЧПегас“ кинофирмы ЧА. Ханжонков и К“». Но владелец его был столь популярен, что довольно скоро кинотеатр стали называть просто ханжонковским. При советской власти, когда никаких хозяев и владельцев быть не могло, его принялись переименовывать. В разные времена он назывался «Русь», «Горн», «Межрабпом», затем «Москва». Появлялись новые громадные кинотеатры, например «Ударник». Но ханжонковский кинотеатр еще долго не сдавал своих позиций. В путеводителе 1935 года о нем сообщалось: «В театре 800 мест, музыкальная иллюстрация немых фильмов — рояль; в фойе играет джаз в составе 13 чел., в специальном зале звуковой кинохроники через каждые 45 минут демонстрация последних номеров звуковых киножурналов, читальный зал, шахматы и шашки, кафе-буфет, парикмахерская».

Кинотеатр Ханжонкова
Когда-то здание "синемадворца" на Триумфальной площади выглядело именно так. Кинотеатр Ханжонкова считался самым престижным в Москве.
Александр Алексеевич Ханжонков
Александр Алексеевич Ханжонков

Вспомним советскую эпоху, типовые кинотеатры, прокат знаменитых кинолент знаменитых советских режиссеров, прошедшие цензуру иностранные фильмы, летние кинотеатры под открытым небом, часовые очереди на «Унесенные ветром»ѕ В перестроечные времена кинотеатры превратились в магазины, все заполонило пиратское видео и т. д. Европа и Америка тогда переживали новый кинобум, связанный с появлением мультиплексов. В 1996 году начался подобный бум и в нашей стране. Дату открытия кинотеатра «Кодак Киномир» можно считать поворотной в истории российского кинопоказа. Нам предложили абсолютную копию западного кинотеатра — с рекламными роликами, комфортабельными креслами, классным звуком. На презентации собирается столичный бомонд. По фойе разносится еще непривычный запах поп-корна, в баре разливают кока-колу, взбивают коктейли «по рецептам голливудских звезд», разносят сэндвичи и хот-доги. Магазин голливудской атрибутики торгует бейсболками, футболками, кружками, брелоками, саундтреками.

Как печально, что этот размах так отличается от «наполеоновских планов» Александра Ханжонкова! Признайтесь, разве, морщась от разговоров по мобильным телефонам во время сеанса и спотыкаясь о выброшенные пластиковые бутылки, мы не мечтаем втайне о том, чтобы в кинотеатре был рояль и джаз в фойе, читальный зал, шахматы, как в те недалекие времена, когда все только начиналось?




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство