Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоАрхитектура

Шартр. В лабиринте времени

Ольга Наумова

Если ехать по дороге Париж — Нант, километрах в 60 от столицы после одного из поворотов дороги далеко в поле вдруг появляется силуэт готического собора. Сначала даже кажется, что это мираж, как в пустыне. Сверившись с картой, понимаешь, что это Шартр. А чуть позже раскрывается и загадка миража: город — это как бы приложение к храму, его подножие. Где-то там, в древнем соборе, ждут тебя голубые витражи, таинственные крипты с Черной Мадонной, колодец друидов и загадочный лабиринт, и ты спешишь им навстречу, ожидая чуда...


Шартр
Шартр
Вся жизнь города Шартра — зримо или незримо — подчинена Собору

Городок разбежался по берегам речушки Эр — лабиринт узеньких чистеньких улиц, старинные дома, арочные мостики, фонари... Даже периодические нашествия туристов не могут нарушить этого очарования Средневековья. Хотя как раз в Средние века, когда шло строительство Собора, жизнь здесь бурлила: «...под сенью собора ютились жилые дома, на соборной площади сходились улицы; люди отворачивались от своих полей, лугов и деревушек, устремляя восхищенные взгляды на собор... И пускай крестьянин жил в убогой лачуге, а рыцарь — в замке... к жизни собора были причастны все без исключения» (итальянский писатель Э. Витторини). Город в те времена представлял собой братство строителей Собора. Каменщики, плотники и столяры, суконщики и меховики, пекари и мясники, каретники и бочары — труд всех, кто строил и кто кормил тех, кто строил, остался запечатленным не только в самом теле собора, но и в его витражах, наряду с житиями святых, мучеников и царей.

Есть, конечно, и современная часть Шартра — с многоэтажными домами, производством и суетой, но она мудро вынесена из исторического центра и не заслоняет его.

Впрочем, Собор заслонить трудно: он виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц, из окна кафе. Он как путеводная нить, как цель и смысл всего этого маленького мира.


Известно, что как город Шартр появился в середине I тысячелетия на месте кельтского святилища, у святого источника. А вот когда появилось святилище — неизвестно... Шартр — одно из тех особых мест, которые, кажется, были священными всегда, какой бы народ ни жил здесь.

Как пишет Цезарь, «в определенный день друиды собирались в священном месте, куда со всех сторон стекались люди, чтобы разрешить свои споры, подчиняясь мнениям и постановлениям друидов». В преданиях упоминается языческий алтарь, посвященный «молодой девушке, которой предстояло стать матерью». Иными словами, еще до появления христианского храма здесь поклонялись Деве-Богоматери. Многие исследователи связывают ее с египетской Исидой.

К VI веку относятся первые свидетельства о существовании алтаря в честь Марии, а в королевском указе VIII века уже упоминается святая Мария Шартрская. В течение следующих нескольких столетий здание церкви не раз страдало от пожаров и разрушений. Очередную реконструкцию храма после разорения, которому город подвергся во время набега норманнов, начал в 859 году епископ Жильбер, превратив церковь в городской кафедральный собор.

Примерно в это же время в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — Покров Девы Марии. Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия оказалась в Шартре благодаря французскому королю Карлу II Лысому, внуку Карла Великого.

Пребыванию в Шартре Покрова приписывают много чудесных событий, однако самым впечатляющим выглядит удивительное спасение ларца, где хранилась святыня, во время трехдневного пожара 1194 года, уничтожившего почти весь собор.


ШартрШартрШартр
Ангел с солнечными часами, короли и святые, плотники и философы, — скульптурное убранство собора поражает богатством и выразительностью
ШартрШартр
Над западным фасадом возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134-1150) северная башня имеет тяжелое, массивное романское основание и ажурный шатер XVI века, украшенный прихотливым каменным кружевом. Южная же башня — «старая колокольня» (1145-1165) — ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Центральная часть западного фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три великолепных портала, относящихся к XII веку. В центральном Королевским портале находится композиция «Христос во славе» — по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых.

Сразу после пожара 1194 года в Шартре началось строительство нового собора. Христиане всех сословий устремились в город, чтобы помочь восстановить Дом Богородицы. Каждый приносил что мог — кто камни, кто дерево, кто золото, кто съестные припасы. И даже больные и неимущие помогали общему делу своими молитвами.

От прежнего романского сооружения в новом храме сохранились лишь часть фасада, крипта и нижний ярус башен с романскими скульптурами. При этом крипта разрушенного собора была включена в систему фундаментов, а фасад 1135-1180 годов оказался встроенным в новый фасад.


Шартр
Подобно древним паломникам обходя вокруг собора и видя за великолепными порталами «чудовищные ребра» (Мандельштам) контрфорсов и аркбутанов, вдруг остро понимаешь, какое это чудо — материя, превращенная в свет. Прекрасное, созданное «из тяжести недоброй».
Центральный неф собора с лабиринтом
Центральный неф собора с лабиринтом.
Шартр
Окно-роза северного фасада (XIII век), прославляющее Богоматерь
Шартр
Богоматерь прекрасных витражей — так можно перевести название одного из самых знаменитых и древних витражей Шартра. Он был создан в XII веке в мастерских Сен-Дени и чудом уцелел в опустошительном пожаре 1194 года. Говорят, что это последний подлинный образец «шартрской сини».
Шартр
В витражах собора остались запечатленными сами строители собора.

Строительство основной части здания (не считая капелл, которые были пристроены в начале XVI века) велось до 1225 года. Но даже если считать датой окончания строительства 1260-й, когда собор был освящен в присутствии короля Людовика IX, все равно, всего 65 лет для создания огромного прекраснейшего готического храма — какое колоссальное напряжение всех сил, какая концентрация средств! Некоторые источники намекают на то, что деньги для строительства поступали от Ордена тамплиеров, а другие подчеркивают, что в ходе работ все их участники проявляли необычайный энтузиазм, дисциплинированность и благочестие.

Новый храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии.

Это грандиозное здание дошло до нас в том самом виде, в каком и было построено. Кафедральный собор в Шартре был единственным, который не пострадал во время Великой французской революции, что само по себе удивительно. Уже при входе мы видим статуи царицы Савской, царя Давида, Соломона. В те времена статуи царей уничтожали в первую очередь. Революционеры громили соборы и монастыри с таким же усердием, как и замки аристократов. Здесь же сохранилось всё: скульптуры и барельефы, внутреннее убранство и даже поразительной красоты витражи.


На горе, у Собора, всегда ветер. И пусть внизу мирно и тепло, здесь он пронизывает до костей, проникает под одежду, толкает в спину... Хочется, запрокинув голову, долго-долго стоять и рассматривать все детали Собора, скульптуры, но не можешь — ветер сбивает с ног...

Богатейшее наружное и внутреннее убранство насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. Кто-то назвал этот Храм каменной книгой — и чтобы прочитать ее, потребуются годы и годы. Христос поучающий и осел, играющий на виелле, фигуры, изображающие сезонные полевые работы, и символы знаков Зодиака, пророки и философы, короли и святые... И чем-то трогающий душу ангел с солнечными часами на углу южной башни.

Собор в Шартре гордо носит имя Королевы соборов. Ведь это не только шедевр архитектуры и искусства. Это и величайшая святыня, и ведущий центр философского образования, внесший больший вклад в формирование мышления своего времени. В XII веке при различных монастырях, соборах и растущих городах стали возникать новые школы, обучение в которых основывалось на «семи свободных искусствах» — тривиуме и квадривиуме. Считалось, что изучение квадривиума — арифметики, геометрии, музыки и астрономии — должно было подготовить разум к восприятию божественных истин, ибо эти дисциплины были связаны со священными числами, присутствующими во всех вещах. Пифагорейцы и платоники учили, что число, интервал и пропорция являются истинной основой музыки и движения небесных тел. И поскольку готические соборы строились в соответствии с этими принципами, они могли послужить путеводной нитью, следуя которой разум мог прийти к своему священному источнику. Как доказательство значимости этих наук их скульптурные символы были помещены на раннеготическом Королевском портале собора в Шартре, там же можно видеть скульптуры Пифагора, Эвклида, Аристотеля и Боэция...


Ощущая себя крохотной частичкой тысячелетней армии молящихся, пройдем сквозь Королевский портал под пристальным взглядом царей и святых... Мы в просторном, широком (самом широком во Франции!) нефе, заполненном голубым сиянием витражей. Но не спешите, посмотрите на пол — у вас под ногами лабиринт, древняя загадка, ведущая свою историю из глубин времен.

Лабиринт Шартра состоит из огромного множества концентрических кругов, выложенных цветными камнями. Его диаметр — 12,9 м, а протяженность — 261,5 м. Дорожки лабиринта, никогда не реставрировавшегося, стерты коленями тысяч паломников: в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму. Однако, по мнению некоторых ученых, длина пути в лабиринте совпадает со временем пребывания младенца в утробе матери и может символизировать путь к новому рождению, возобновлению человека. По мнению других исследователей, лабиринт символизирует алхимическое Великое делание, в ходе которого грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень. К. Крич-Лоу считает, что лабиринт шартрского типа представляет собой модель мира, а путь в лабиринте есть не что иное, как неоплатоническое путешествие души от Бога (внешняя окружность) до земли (в центре) и обратно.

В центре лабиринта находилась медная пластина, которая в 1792 году во время кампании Наполеона была изъята и расплавлена. Металлические штыри, с помощью которых она крепилась к камню, видны до сих пор. На пластине были изображены Тезей, Минотавр и Ариадна со своей путеводной нитью. Борьба между Тезеем и Минотавром, подобно борьбе святого Георгия со змеем, символизирует психомахию (борьбу души), которая происходит между силами Добра и Зла на пути через лабиринт жизни.

Лабиринт, конечно, не изобретение шартрских мастеров. С египетских и греческих времен их известно немало. Существовали они и в других готических соборах, но в эпоху Просвещения лабиринты в Оксере, Сансе, Реймсе, Аррасе, Амьене уничтожили ревнители веры — как это нам знакомо!

Есть еще один секрет у лабиринта: расстояние между его центром и западным порталом очень точно соответствует расстоянию (31,75 м) между западным порталом и западной розой над ним, которая символизирует Последний Суд. Если уложить западный фасад на пол нефа, то окно розы практически точно ляжет на лабиринт. Совпадение или снова символ: Последний Суд станет вратами в Небесный Иерусалим?


Знатоки говорят, что лучше всего смотреть собор утром ясного зимнего дня, тогда игра света витражей предстает во всем своем великолепии. Но знаменитая «шартрская синь» — так называют ее за особый голубоватый свет, который наполняет собой пространство, — поражает в любой день.

Шартр — один из немногих соборов готической Франции, который, пройдя через все исторические катаклизмы, сохранил почти неизменным свое остекление. Он украшен витражами XII-XIII веков, занимающими около 2600 м2, — это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжетов. Витражи украшают также розы главного фасада и трансепта.

Собрание витражей кафедрального собора в Шартре называют стеклянной библией. Каждый витраж представляет собой эпизод из Библии или картину из французской жизни XIII века. «Читать» их нужно слева направо, но не так, как книги, а снизу вверх, то есть от земли к небу.

Во время мировых войн витражи собора разбирали и прятали в глубоких подвалах, чтобы, не дай Бог, эти сокровища не пострадали во время бомбежек и артобстрелов. Но главным врагом для стеклянных картин стало время.


Как в человеческом сердце есть тайные уголки, так и в соборе есть скрытые помещения. Расположенные под землей, они все вместе составляют крипту (от греческого «скрытый»). Спускаясь сюда, мы как будто совершаем круг в лабиринте времени, возвращаясь к самому началу Шартра — задолго до появления здесь христианского храма...

Некогда в этих подземных комнатах стояли статуи Исиды — с приходом в Галлию христианства они стали теми самыми Черными Девами, которые до сих пор окружены особым почитанием. Впрочем, и те и другие символизируют одно и то же — Virgini pariturae, Деву, которая должна родить.

Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. Сначала это была античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства», как говорится об этом в местных хрониках. Современное же изображение датируется концом XVIII века.

И еще один свидетель далекого прошлого ждет нас в подземельях Шартра — потомок священного источника, колодец друидов, хранящий память и о древних обрядах очищения, и о кровопролитных битвах и опустошительных пожарах, и о подвигах духа...


Чем дальше в воспоминания уходит Шартр, тем чаще он вспоминается... То блеснет невероятным синим всполохом витраж, то узенькая — руками охватить — улочка выведет к арочному мостику, то позовет таинственным зовом крипта, то потянет к себе лабиринт... И над всем этим вздымаются шпили собора.


Черная Богородица — святыня Шартрского собораКолодец друидов в подземельях собора Шартр
Черная Богородица — святыня Шартрского собора.

Фигура из грушевого дерева потемнела от времени, но именно она стала символом глубочайших таинств.
Колодец друидов в подземельях собора

Где-то здесь, у священного источника, начиналась история Шартра.


Литература:
Фулканелли. Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания.
М. Сартан. Шартарский собор. M. Miller. Die Kathedrale von Chartres.
Э. Панофский. Готическая архитектура и схоластика.






Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство