Дата: 01.07.2010

Обнаружены древнейшие останки многоклеточных организмов

В Габоне, неподалёку от  Франсвилля, палеонтологи обнаружили крупные окаменелости сложного строения возрастом около 2,1 млрд лет.
Один из обнаруженных образцов и его модель. Масштабные полоски — 1 см. (Иллюстрация из журнала Nature.)

На сегодня учёные отыскали более 250 образцов, размер которых варьируется от 1 до 12 см. «Найденные нами макроокаменелости появились в мире, населённом микроорганизмами, — замечает один из авторов Стефан Бенгтсон (Stefan Bengtson) из  Шведского музея естественной истории. — Это чрезвычайно важно, поскольку крупные организмы оказывают заметное влияние на функционирование всей биосферы». Солидный возраст образцов сближает их с так называемой  кислородной катастрофой— глобальным изменением состава атмосферы Земли, в результате которого в ней около 2,4 млрд лет назад появился свободный кислород.

Окаменелости были изучены с применением методик микротомографии и масс-спектрометрии. Анализ созданных трёхмерных моделей показывает, что организмы имели уплощённую округлую форму с «разрезами» по краям и «складками» в центральной части. «Это не те простые бактериальные маты, которые по возрасту могут и превосходить образцы из Габона, — утверждает не принимавший участия в исследования сотрудник  Бристольского университета(Великобритания) Филип Донохью (Philip Donoghue). — Здесь клетки должны были координировать свои действия с помощью химических сигналов, как это происходит во всех многоклеточных организмах».

Классифицировать окаменелости сложно, поскольку они сильно отличаются от всех известных форм жизни. Возможно, они относятся к эукариотам — организмам, клетки которых содержат ядра; в пользу этой гипотезы свидетельствует обнаружение следов  стеролов, встречающихся в мембранах эукариот. Впрочем, источником стеролов вполне могут быть организмы меньшего возраста, захороненные выше.

Некоторые специалисты, заметим, не соглашаются с тем, что обнаруженные образцы имеют биологическое происхождение: по мнению палеонтолога Адольфа Сайлахера (Adolf Seilacher) из  Йельского университета, пирит (минерал, сульфид железа) может принимать такие формы самостоятельно. В 1998 году г-н Сайлахер  сообщалоб обнаружении окаменелых останков организмов возрастом в 1,1 млрд лет, но теперь учёный считает и их, и новые образцы «псевдоокаменелостями».

Создание трёхмерной модели образца:

Примеры макроокаменелостей и созданных моделей. Масштабные полоски — 5 мм. (Иллюстрация из журнала Nature.)

Полная версия отчёта опубликована в журнале  Nature.

Подготовлено по материалам  Nature News.

Оригинал статьи находится на сайте Компьюлента