Дата: 06.05.2009

Лучи неизвестного происхождения

Астрофизик Дэвид Томас (David Thomas) из университета штата Колорадо (Colorado State University), США, поставил под сомнение гипотезу, согласно которой космические лучи ультравысоких энергий исходят из центра галактик, содержащих сверхмассивные черные дыры. Наблюдения ученого, озвученные на заседании Американского физического общества (American Physical Society, APS), цитирует Science News.

Высокоэнергичные космические лучи этого типа представляют собой поток заряженных частиц, обладающих энергией около 3 × 1020 эВ, что в несколько раз превышает теоретический предел энергии для космических лучей равный 6×1019 эВ (так называемый предел Грайзена-Зацепина-Кузьмина).

Впервые лучи ультравысоких энергий были зафиксированы два года назад обсерваторией имени Пьера Ожера (Pierre Auger Observatory) в Аргентине. В большинстве своем лучи исходили из галактического кластера, содержащем сверхмассивные черные дыры. На основании этого физики предположили, что частицы испускаются струями газа, который с огромной скоростью втягивается в черную дыру.

Однако наблюдения Дэвида Томаса показали, что эта гипотеза справедлива только для 40% наблюдаемых лучей ультравысоких энергий. В остальных случаях заряженные частицы вылетают из галактик гораздо меньшего размера, чем те, в центре которых могут находиться сверхмассивные дыры. Что именно разгоняет частицы до гигантской скорости, невоспроизводимой даже в современных ускорителях, пока остается неизвестным.

Как писал «Вокруг света», за последний месяц астрофизикам посчастливилось сделать как минимум два важных открытия. 23 апреля астрономы зафиксировали самый удаленный объект в наблюдаемой части Вселенной – вспышку гамма-излучения, находящуюся от нас на расстоянии 13,7 млрд световых лет. Источник под номером GRB 090423, вероятнее всего, является сверхновой, вспыхнувшей «всего» 630 млн лет после «Большого взрыва». А незадолго до этого с помощью наземного телескопа «Субару» (Subaru) было обнаружено газовое скопление, так называемое облако Лайман-альфа, находящееся от нас на расстоянии 12,9 млрд световых лет. Этот объект, названный Химико (Himiko) , отличается необычно большой массой и протяженностью – его поперечник составляет около 55 тыс. световых лет.

По материалам Вокруг Света