Дата: 10.02.2009

Жизнь в экстримальных условиях

Помпейский червь приспособился суровым условиям с помощью симбиоза с бактериями, которые наподобие меха окутывают его тело – такой защитный слой может достигать 1 см.

Как сообщает ScientificBlogging, американские биологи исследовали новый вид бактерий Nautilia profundicola, обитающих на глубине более 2,5 км в Тихом океане неподалеку от побережья Новой Зеландии. Эти крохотные существа паразитируют на так называемых помпейских червях (Alvinella pompejana), которые живут в системах гидротермальных жил («черных курильщиках»).

Условия в этих горячих трубках, представляющих собой выход нагретых магмой растворов, казалось бы, совершенно не подходят для живых организмов. Во-первых, в них высокая температура (примерно 300-350'С) и давление в 250-300 атмосфер. Во-вторых, «курильщик» окружен плотной взвесью, в которой присутствуют метан, сероводород и рудные соединения, всего около 15 химических элементов. Но самая главная проблема для существ, населяющих гидротермальную жилу, состоит в значительной разнице температур между поверхностью «курильщика» и окружающей водой.

Помпейский червь (на фото) приспособился к этим суровым условиям с помощью симбиоза с бактериями, которые наподобие меха окутывают его тело – такой защитный слой может достигать 1 см. Выяснилось, что бактерии обладают геном RGY, при помощи которого они осуществляют часть жизненно важных химических реакций с участием сероводорода, а также выдерживают колебания температур в несколько десятков градусов.

«До настоящего времени этот ген встречался только у микроорганизмов, живущих при температуре выше 80'С и погибающих в более прохладной воде, однако Nautilia profundicola способна жить и при более низких температурах», – говорит Барбара Кемпбелл (Barbara Campbell) из Делавэрского университета (University of Delaware), США, одна из участниц исследования. «Обнаружение гена RGY в глубоководных бактериях говорит о том, какую важную роль он играл для выживания организмов во время формирования биосферы Земли», – считает Мэтт Кейн (Matt Kane) из Национального Научного фонда США (National Science Foundation,NSF).

Известно, что анаэробные бактерии, не нуждающиеся в кислороде, живут даже в горных породах – так, например, микроорганизмы были обнаружены в породах южноафриканской золоторудной шахты на глубине 2,8 км, где температура составляла 60°С. А Кольская сверхглубокая скважина показала, что условия для обитания микроорганизмов есть даже на глубине более 12 км.

Оригинал статьи находится на сайте Вокруг Света