Дата: 21.01.2008

«Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции»

Слои осадочных пород, накопившихся за миллиард с лишним лет, прорезанные — за миллионы лет — рекой Колорадо. Скорость накопления осадочных пород известна, и нельзя представить себе, что несколько тысяч лет назад она была в сотни тысяч раз выше, и нам остается либо предположить, будто Бог специально создал древние отложения, чтобы ввести людей в заблуждение, либо признать, что нашей Земле и правда много миллионов лет. Ископаемые остатки древних организмов в нижних слоях отличаются от таковых в верхних слоях, причем древние слои в разных частях планеты содержат остатки сходных флор и фаун, отражающих соответствующие ступени эволюции живой природы. Иллюстрация из обсуждаемой книги
В США вышло новое, переработанное и существенно дополненное издание книги «Наука, эволюция и креационизм» («Science, Evolution, and Creationism»). Задача книги состоит в том, чтобы показать всем, кто интересуется биологией, что эволюция живой природы в течение миллиардов лет — это несомненный факт, что теория эволюции вполне убедительно объясняет этот процесс, а представления о том, что живая природа была сотворена в ее современном виде или что она изменялась согласно некой заложенной в нее жесткой программе, давно опровергнуты наукой. При этом авторы подчеркивают, что доверие к научным данным вполне совместимо с религией. Книга дает грамотные и понятные ответы на интересующие многих вопросы и показывает значение эволюционной теории в науке и в жизни общества.

Национальная академия наук США (National Academy of Sciences) и академический Институт медицины (Institute of Medicine) выпустили книжку, в которой большой коллектив авторов во главе с известным специалистом в области эволюционной генетики и философии науки Франсиско Айалой (Francisco J. Ayala) последовательно объясняет широкому кругу читателей, что известно науке об эволюции жизни на Земле и почему учения креационистов ненаучны и не составляют приемлемой альтернативы эволюционной теории.

Это уже третье издание книги (первые два вышли в 1984-м и в 1999 году), существенно переработанное и дополненное — его объем увеличился вдвое по сравнению с изданием 1999 года. Стимулом к подготовке нового издания послужили непрекращающиеся попытки креационистов добиться преподавания альтернатив эволюционной теории в светских школах и колледжах США.

Книга включает в себя предисловие, четыре небольшие главы, ответы на важные часто задаваемые вопросы, большой список рекомендуемой литературы по эволюции и предметный указатель. В первой главе авторы кратко излагают современные эволюционные представления, во второй — приводят доказательства длительной эволюции жизни на Земле и эволюционного происхождения человека, в третьей — опровергают представления креационистов и показывают ошибочность креационистских аргументов, а в четвертой подводят итог. Текст этих глав перемежается вставками, в которых, в частности, разъясняется значение эволюционной биологии для современной медицины, для сельского хозяйства и промышленности и соотношение науки и религии как двух разных способов миропонимания, вполне сочетаемых друг с другом — по крайней мере, по мнению многих авторитетных ученых и религиозных деятелей (из чьих высказываний приведены цитаты). На полях даны определения научных терминов, встречающихся в тексте.

В книге довольно много иллюстраций, как декоративных (лишний раз напоминающих читателям об удивительной красоте и сложности живой природы), так и наглядно поясняющих текст с помощью реконструкций эволюционных деревьев, фотографий живых организмов и ископаемых остатков их древних родственников, схем строения зародышей, скелетов и фрагментов ДНК.

Отвечая на вопрос, является ли эволюция теорией или фактом, авторы объясняют, что она и то, и другое, и что заблуждения по этому вопросу во многом происходят оттого, что слова «теория» и «факт» имеют разное значение в повседневной жизни и в науке. В повседневной жизни под теорией обычно понимают ту или иную непроверенную версию, а под фактом — ту или иную несомненную истину. Для науки теория есть комплексное объяснение определенных аспектов природы, подтверждаемое множеством свидетельств. Научный факт есть результат наблюдений или опытов. Эволюционная теория относится к теориям, подтвержденным таким множеством научных фактов, и обладает такой объяснительной силой, что едва ли ее основы будут когда-либо поколеблены. Сама же эволюция есть факт в обоих смыслах слова: несомненно, что она имела место и длилась миллиарды лет, а эволюционные процессы удается наблюдать во многих научных исследованиях (что бы ни говорили креационисты).

Публикация этой книги в наши дни очень актуальна, причем далеко не только для Соединенных Штатов. Во многих странах, не исключая и Россию, креационисты имеют в обществе заметное влияние и усердно добиваются включения религиозных альтернатив эволюционной теории в образовательные программы научных дисциплин. Сторонники креационизма часто утверждают, будто их взгляды научны, но в действительности научное сообщество давно отказалось от представлений о сотворенности живых существ в их современном виде и не может принять версию об их историческом развитии согласно некой заложенной в их природу жесткой программе. Обе эти версии опровергнуты колоссальным множеством научных фактов и базируются лишь на предрассудках людей, чьи знания в области достижений науки оставляют желать лучшего.

Обеспокоенность научной общественности нашей страны попытками креационистов потеснить науку в учебных программах (см., например, дело Шрайбер) нашла отражение в известном открытом письме десяти академиков Российской академии наук Президенту России, опубликованном в июле 2007 года и направленном против клерикализации российского общества, то есть против наблюдаемого в последнее время усиления власти и влияния церкви. Правда, в тексте письма, к сожалению, есть несколько досадных ошибок, одна из которых как раз касается эволюционной биологии. Академики пишут: «Кстати, чтобы всё было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки». Но ближайшие общие предки современных обезьян и человека были всё же обезьянами, а не кем-нибудь другим, и это утверждал и сам Дарвин, и утверждают его последователи — современные эволюционисты.

Кроме того, письмо десяти академиков выдержано в довольно резком стиле, непочтительном по отношению к религиям и религиозным людям. В письме содержится, например, такое утверждение: «Опыт ученого делает религию совершенно несущественной». Многие ученые действительно так считают, однако (и это показано в американской книжке) далеко не все. Здесь стоит вспомнить, что один из эволюционистов-классиков, впервые поставивший эволюционную теорию на прочную генетическую основу, Феодосий Григорьевич Добржанский (Theodosius Dobzhansky, 1900–1975), по словам его ученика Франсиско Айалы (который возглавляет авторский коллектив книги «Наука, эволюция и креационизм»), был верующим — православным христианином, сам же Айала — католик и даже получил богословское образование. Для этих двоих, как и для многих других ученых, научный опыт не сделал религию несущественной, как, впрочем, и религия не помешала им заниматься наукой и многого в ней достичь.

Если мы хотим донести достижения науки до всех людей, как атеистов, так и верующих, нам стоит скорее подчеркивать (как Айала и его соавторы), что между наукой и религиями нет неразрешимых противоречий, нежели противопоставлять научное знание вере. Большое достоинство новой книги состоит в том, что она не отталкивает верующих от науки, но популярно разъясняет смысл научных достижений — и их значение для всех людей, независимо от вероисповедания. Издание этой книги на русском языке (которое мы надеемся осуществить) было бы полезно для ликвидации эволюционной безграмотности в нашем обществе и для примирения религиозных людей с наукой — в России и в других странах, где читают по-русски.

Эволюционная теория имеет особое значение для биологии в целом. Ф. Г. Добржанский не зря вынес в заглавие своего известного эссе, опубликованного в журнале The American Biology Teacher, слова «Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Популярная книга, изданная Национальной академией наук США, убедительно демонстрирует справедливость этого тезиса широкому кругу интересующихся биологией читателей.

Оригинал статьи находится на сайте Элементы