Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости науки

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 02.07.2007

Наука-мудрость и наука-манипуляция

«Газета.Ru» публикует лекцию о превращениях науки в ходе развития человечества.

Наука-мудрость и наука-манипуляция
Наука-мудрость и наука-манипуляция
Современный термин «наука» обозначает в общепринятом понимании, особенно типичном для ученых-естественников, способ познания мира, характерный для европейской цивилизации и возникший на основе религиозного мировоззрения, которое принято называть «авраамическим». Это мировоззрение представлено тремя религиями со сходными по многим элементам содержания священными текстами - иудаизмом, христианством и исламом.

В основе «классической» европейской науки лежит разделение на субъект и объект познания. Это разделение возникло в результате знакомства христиан с учением Аристотеля (Аристотель Стагирит, 384/383 - 322/321 до н.э.) в XIII веке. Европейские ученые раннего средневековья впервые прочитали Аристотеля в переводах с арабского вместе с комментариями, данными Ибн Рушдом (Аверроэсом, 1126-1198) для согласования «языческого» учения с исламом. Преподаватель философии из Парижского университета Сигер Брабантский (ок.1240-1277/1284) развил положения Аверроэса: есть истина религиозная, которая по определению не может быть понятна человеку и не является предметом изучения, и истина философская, зависимая не от божественных, но от природных законов, которую должны изучать философы. В результате дискуссий Сигера Брабантского с доминиканскими монахами Альбертом Великим (Альберт фон Больштедт Магнус, 1193-1280) и его учеником Фомой Аквинским (1225/1227 - 1274) возникла теория «двух истин» - теория независимости истины философской и религиозной, знания и веры.

Этой теории придерживался в своей деятельности великий русский ученый М.В.Ломоносов.

Свое мировоззрение он кратко и ясно изложил в широко известной работе по экспериментальной астрономии. Приведем цитату полностью, поскольку часто приходится встречаться с весьма вольными ее изложениями:

«Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия. ...

Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое Величество, в другой Свою Волю. Первая - видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное писание. В ней показано Создателево Благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую Волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтире научиться можно Астрономии или Химии.»

Религиозно-философские мировоззрения Востока (индуизм, буддизм, учение о Дао, учение Конфуция) являются достаточно цельными, и проблема антагонизма рационального философского знания и веры в них никогда остро не вставала.

Главную роль как в древних, так и в современных «науках Востока» играют дисциплины, связанные с человеком (медицина, в том числе «внутренняя алхимия», медитативные практики).

В начале XIII века был открыт Оксфордский университет, в котором зародились основы экспериментального естествознания. Основателями этого научного метода стали Роберт Гроссетест (1168-1253) и Роджер Бэкон (1210/1214 - 1294). Роджер Бэкон считал, что наука обязательно должна быть экспериментальной, проверяющей опытом все выводы и заключения.

Опытно-математическое естествознание началось с работ Галилео Галилея (1564-1642). В своих трудах по механике и астрономии он соединил наблюдение, эксперимент и умозрительный анализ полученных данных, позволяющий создавать подлинно научную теорию. В XVII в. возникло философское обоснование новой науки. Имелось два основных варианта такого обоснования: рационализм Декарта (Рене Декарт, 1596-1650) и эмпиризм Бэкона (Фрэнсис Бэкон, 1561-1626).

Рационалисты считают, что человеческий разум является высшей инстанцией познания, опытные данные - лишь материал для обоснования и применения общих принципов. Исследователь - совершенно независимый от природы наблюдатель и экспериментатор. Именно с такой позиции возможно завоевание природы человеком. Декарт научил людей мыслить так, что они смогли осуществить технический прогресс. Благодаря Декарту началось согласование научной терминологии - «Определите значение слов и вы избавите человечество от половины его заблуждений». В то же время Декарт сомневался в истинности своего бытия вне выражаемых словами понятий, считая несомненным лишь факт существования сомнения: Cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»).

Эмпирики полагают, что настоящее знание содержится в чувственном опыте, мышление нужно лишь для систематизации опытных (экспериментальных) данных. Из опыта должны выводиться не только естественнонаучные теории, но также мораль и нравственность.


Оригинал статьи находится на сайте Газета Ру











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
http://www.mta33.ru станок абразивно отрезной. . Асбестовая труба цена gkpartner.com.
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ