Дата: 29.05.2007

Образование Солнца было инициировано звездным ветром

Николай Карташев

Наша Солнечная система появилась в результате воздействия звездного ветра, исходящего от массивной звезды. К такому выводу ученые пришли после анализа изотопного состава нескольких метеоритов. Ранее считалось, что наше светило начало формироваться из газопылевого облака после того, как неподалеку взорвалась сверхновая. Ученые предполагали, что это привело к уплотнению вещества в облаке, благодаря чему начали формироваться Солнце и планеты.

Мартин Биззаро из Копенгагенского университета (Дания) с коллегами исследовали наличие железа-60, который формируется во время взрыва сверхновой, в метеоритах, образовавшихся в первый миллион лет существования нашей звездной системы. По словам Биззаро, в результате анализа изотопа 60Fe не было обнаружено. Таким образом, версия о взрыве сверхновой была поставлена учеными под сомнение.

В тоже время, исследователи обнаружили алюминий-26, свидетельствующий в пользу другого предположения о том, под воздействием каких факторов началось формирование Солнечной системы. Найденный изотоп алюминия формируется в звездах с массой в 30 раз большей, чем у Солнца, и распространяется по пространству вместе со звездным ветром. Этот поток частиц, по всей видимости, и заставил начать сжиматься газопылевое облако, из которого сформировались впоследствии Солнце и планеты.

Наличие железа-60 в других метеоритах, которые образовались через 5 млн лет после формирования Солнечной системы, свидетельствует о том, что массивная звезда, ветер от которой способствовал началу зарождения нашего светила, примерно в этот период времени взорвалась. В настоящее время ученые под руководством Биззаро осуществляют поиск доказательств наличия других сверхновых, взрывавшихся вблизи Солнечной системы, сообщает New Scientist со ссылкой на журнал Science.

Оригинал статьи находится на сайте Компьюлента