Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 26.07.2005

Социологи выяснили, с чем у россиян ассоциируются слова «еврей» и «чеченец»

Александр Колесниченко

Центр межэтнического взаимодействия «Диалог» обнародовал результаты опроса о стереотипах, связанных с представителями 10 народов. Какие-то оказались вполне предсказуемыми, но были и достаточно неожиданные. По мнению участников социологического исследования, русские – это алкоголики, украинцы – любители сала, евреи – хитрые, а вот курды – это борцы за свободу.

Опрос проводился в начале лета среди студентов нижегородских вузов. Всего были опрошены 505 человек, которым предлагалось назвать первую пришедшую в голову ассоциацию, возникающую при упоминании каждой из 10 национальностей. Слово «русские» чаще всего (в 15% случаев) ассоциировалось с водкой и алкоголизмом. Следом идут «я/мы» (8%) и Россия (6%). Лень в качестве первой пришедшей в голову ассоциации назвали 3% опрошенных, силу и гостеприимство – по 2%. Таким образом, самым распространенным стереотипом, связанным с понятием «русские», оказалась склонность к алкоголизму.

Украинцев участники опроса связывают в первую очередь с салом (24%). Затем вспоминаются такие слова, как «хохол» (20%), «горилка» и «оранжевая революция» (по 6%). Борщ вспомнили только 3%. Социологи делают вывод, что образ украинца у студентов связан прежде всего с национальной кухней и несет в целом отрицательный заряд.

При слове «евреи» чаще всего упоминались иудаизм (14%), хитрость (13%) и жадность (11%). Умными представляют евреев 6% опрошенных, слова «деньги» и «Холокост» всплыли в сознании 3% опрошенных. Еще в 4% случаев первой ассоциацией было одно из уничижительных прозвищ.

По отношению к азербайджанцам уничижительные прозвища звучали в 5% ответов. А лидирует представление об азербайджанцах как о торговцах на рынке (22%) и продавцах фруктов (19%), прежде всего арбузов. У 10% опрошенных при слове «азербайджанец» возникает ассоциация «человек с Кавказа», у 4% – «черный», у 2% – «шашлык».

А вот при слове «чеченцы» у 30% опрошенных первая ассоциация – это война. На втором месте (15%) – участники чеченского конфликта – боевики, шахиды, сепаратисты. В представлении 10% опрошенных чеченцы – это, прежде всего, террористы. По 3% назвали такие ассоциации, как зло и кинжал.

Цыгане в представлении 16% респондентов – это кочевники, живущие в таборе. У 12% представители этой национальности ассоциируются с песнями и танцами, у 10% – с воровством, у 6% – с гаданием и попрошайничеством. По мнению 4% опрошенных, цыгане – это прежде всего торговцы наркотиками.

При слове «татары» чаще всего упоминались ислам (17%), Казань (13%) и монголо-татарское иго (10%). В представлении 4% опрошенных татарин – это хитрый человек, в представлении 2% – злой.

Чуваши почему-то заслужили ассоциации «бестолковый» (4%), пиво (3%) и грязный (2%). Удмурты для 20% опрошенных – это оленеводы, живущие в чуме на Севере. Еще упоминались такие слова, как «Ижевск» (7%), «раскосый» (4%) и «Сибирь» (2%). А вот курды-езиды у двух третей опрошенных никаких ассоциаций не вызывают. Лишь 5% сказали, что это «связано с Кавказом», 3% – с Курдистаном, а для 2% представители этой национальности – беженцы либо борцы за свободу.

Получается, что участники опроса – а это российское общество в миниатюре – никаких лестных характеристик ни соседям, ни себе самим дать не могут. Практически все ассоциации либо крайне негативные, либо уничижительные. Получается, что нам безразлично, о ком идет речь – об удмурте, еврее или азербайджанце. Все они, включая русских, кстати, получились на одно лицо – злые, жадные и глупые.



Почему мы никого не любим?

Яна ДУБЕЙКОВСКАЯ, директор Центра прикладного психоанализа:
– Нелюбовь к чужим закладывается в раннем детстве, когда для ребенка весь мир делится на свой и чужой. Чужой значит плохой, тот, кто внушает страх, кому приписывается агрессия. На этом построены ужастики с инопланетянами, пауками. Все это образы чужих. И апелляция к национальному мотиву всегда будит в человеке это качество – боязнь и нелюбовь к чужому. Бытовая ксенофобия – одна из глубинных доминант человеческой психики. Ее можно перекрыть высокими мотивами, соответствующей системой воспитания, культурной средой, идеологическими рамками. Но базовое состояние – это отвержение чужих, и национальная проблематика всегда ложится на это чувство.

Александр ТАРАСОВ, содиректор Центра новой социологии «Феникс»:
– Особенность национального, конфессионального и расового сознания заключается в том, что в первую очередь люди думают о различиях, а не об общем. И только во вторую очередь могут назвать какие-то хорошие качества. Что евреи – умные, русские – добродушные, кавказцы – гостеприимные. Но чтобы понимать, что ты находишься в оппозиции к другим народам, расам, религиям, ты должен помнить, почему они другие. А другие – это не такие, как ты, это что-то нехорошее по определению. И эта особенность сводит на нет все наивные рассуждения о хорошем национализме. Впрочем, от того, что введено никому не понятное слово «россиянин», легче тоже не стало.

Оригинал сообщения находится на сайте "Новые Известия"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ