Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 16.07.2005

Легко ли быть буддистом?

Учение Будды дает опору в современном мире, считает глава Традиционной Сангхи России
Александр Петров

В июне этого года исполнилось 10 лет с тех пор, как Пандидо Хамбо Лама Дамба Аюшеев был избран главой Центрального духовного управления буддистов Российской Федерации, впоследствии переименованного в Буддийскую Традиционную Сангху России. В интервью корреспонденту "НГР" Пандидо Хамбо Лама рассказал о жизни современной буддийской общины.

- Пандидо Хамбо Лама, расскажите, пожалуйста, что значимого удалось сделать за эти годы? Что вы считаете своим главным достижением на этом посту?

- Прежде всего Буддийская Традиционная Сангха России обрела целостность и стала действительно централизованной религиозной организацией. Главное наше достижение - это объединение и возрождение дацанов и буддийских общин Бурятии, строительство новых храмов на месте разрушенных.

- Расскажите о своем пути к вере. Трудно ли быть буддистом в современном мире?

- Я родился и вырос в селе, где, несмотря на репрессии и угрозы, было сохранено драгоценное собрание буддийских трактатов - священный Ганжур. Стремление узнать тайны этой святыни привело меня впоследствии в Буддийский университет им. Занабазара в г. Улан-Баторе (Монголия), где я учился у буддийских лам, которые стремились передать нам мудрость учения.

Быть буддистом в современном мире трудно и одновременно легко. Трудно - потому, что современная цивилизация без конца ставит перед нами все новые и сложные вызовы. Легко - потому, что буддийское учение дает опору и ответы на эти вызовы.

- В каких регионах буддизм имеет наибольшее распространение?

- Естественно, что в традиционных буддийских регионах: Бурятии, Тыве, Алтае и Калмыкии. Много интересующихся буддизмом и в других регионах России.

- В советский период буддисты разделили судьбу верующих других религий с вытекающими отсюда последствиями... Можно ли сейчас говорить о возрождении российского буддизма?

- В 30-е годы прошлого столетия были закрыты все буддийские монастыри, большинство храмов разрушено и все ламы репрессированы. Только в 1946 году было разрешено строительство Иволгинского дацана, нынешней резиденции Пандидо Хамбо Ламы и вновь был открыт Агинский дацан.

Я до сих пор восхищаюсь мужеством лам, вернувшихся из ссылок на службу в дацаны и сохранивших преемственность учения вплоть до наших дней. Мы сегодня возрождаем российский буддизм именно благодаря этой связи времен.

- Распространен ли буддизм среди людей, не принадлежащих к традиционной буддистской общине? Или буддизм исповедуется лишь среди определенных народов?

- В нетрадиционных регионах распространения буддизма, а это в основном крупные мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, есть люди, интересующиеся нашей верой. Некоторые из них отдают дань моде, особенно на Западе, некоторые находят в буддизме духовную опору. Но традиционный буддизм выступает против прозелитизма.

- Чем сегодня живет Традиционная Сангха? Что вы считаете приоритетной задачей для Сангхи?

- Сегодняшняя Сангха России восстанавливает традиционные направления изучения буддизма: философию, тантрические системы, астрономию, медицину и живопись. Мы много занимаемся строительством.

Наша цель - восстановить бывшие дацаны. Конечно, без поддержки верующих это было бы невозможно. Мы благодарны им за то, что, несмотря ни на какие трудности, они сохранили духовность и веру.

- В каких российских буддийских учебных заведениях можно получить религиозное образование?

- Одной из наших главных задач является подготовка современных кадров буддийских священнослужителей. Для этого мы открыли два учебных заведения - Буддийскую академию при Агинском дацане и Буддийский университет "Дашичойнхорлин" им. Дамба Даржа Заяева при Иволгинском дацане.

Наши студенты обучаются также в монастырях Индии и Монголии. Что касается изучения традиционной тибетской медицины, то здесь мы практикуем индивидуальные обучение. После получения буддийского образования ученик должен найти учителя - эмчи (лекаря), который и посвящает его в тайны традиционной медицины. Я сам в свое время специализировался в тибетской медицине и могу сказать, что это длительный и трудный процесс.

- Современный буддизм разделен на множество разных направлений и школ. Существует ли конкуренция между Традиционной Сангхой и нетрадиционными для России направлениями?

- Иногда возникает ситуация, про которую говорят "нет пророка в своем отечестве". Тем не менее говорить о какой-то конкуренции между традиционной Сангхой и нетрадиционными направлениями буддизма не приходится. Каждый выбирает то, что ему подходит. Наша задача, как и задача всех традиционных религий России, - противостоять новоявленным тоталитарным сектам любого толка.

- Как складываются отношения у Традиционной Сангхи с представителями других религий, например с Русской Православной Церковью?

- Наряду с иерархами Русской Православной Церкви и представителями ислама и иудаизма я являюсь сопредседателем Межрелигиозного совета России, где мы вырабатываем согласованные позиции по всем проблемам, стоящим перед миром и страной. У нас сложились добрые и гармоничные отношения со всеми представителями традиционных религий России.

По долгу духовной и пасторской службы я периодически встречаюсь с председателем Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом (Гундяевым), муфтиями Талгатом Татджуддином, Равилем Гайнутдином, раввинами Берлом Лазаром и Адольфом Шаевичем. Это мои братья в духовном служении россиянам.

- Помогают ли власти восстанавливать разрушенные ранее монастыри и храмы?

- Мы ощущаем поддержку государства на федеральном уровне. Конечно, хотелось бы получить более действенную поддержку от местных органов власти для восстановления разрушенных дацанов. Это было бы взаимовыгодное сотрудничество в области социального, культурно-национального и духовного развития народа.

- Можно ли считать, что российские народы, исповедующие буддизм, сохраняют тем самым свою национальную идентичность?

- Учение Будды в прошлом пронизывало все сферы деятельности российских народов, исповедующих эту веру. Поэтому я считаю буддизм важнейшим фактором сохранения идентичности этих народов. Это тем более актуально, так как буддизм проповедует ненасилие, сострадание и любовь ко всему живому. Пусть будет добро и благо!



Оригинал сообщения находится на сайте "Независимая Газета. Религии"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ