Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 13.04.2006

Запад есть Запад, Россия есть Россия… И вместе им не сойтись?..

Юрий Богомолов

Запад и Восток. Изображение с сайта: http://www.dartmouth.edu
Запад и Восток.
Изображение с сайта: http://www.dartmouth.edu
Все как-то совпало: эксцессы этнического экстремизма в России, социальные буйства во Франции, возбужденное обсуждение того и другого в СМИ и "Х Всемирный русский народный собор", поставивший вопрос о сосуществовании Востока и Запада в духовной сфере.

И устроители Собора, и его интерпретаторы поспешили преподнести мировой общественности сделанный на нем доклад Митрополита Кирилла как ответ православной церкви на кризис человеческой цивилизации. Точнее, на кризис западной цивилизации в области морали. Кто-то из православных поспешил  квалифицировать этот кризис как «ренессанс язычества».

Вообще, надо признать, что давно уже у нас в России произнесенное с трибуны слово при большом стечении народа не рассматривалось как нечто основополагающее и как что-то определяющее на века нашу идейно-практическую деятельность. Давно мы не изучали и не несли в массы документы и резолюции очередного, непременно всемирно-исторического Съезда КПСС. Во всяком случае, энтузиазм, с которым федеральные телеканалы штудировали и объясняли  те или иные тезисы основного докладчика Х Собора, сильно напомнил усердие штатных советских пропагандистов, выстраивавшихся после каждого партийного пленума в очередь, чтобы объяснить народу всю истинность открывшейся на представительном форуме светочей коммунистического разума перспективы.

Ощущение дежавю усилено тем  обстоятельством, что и сегодня звучат речи о том же, что и вчера – о пороках Запада, о моральном кризисе либерализма, о просчетах в работе отечественного  ТВ, о необходимости поставить заслон экспансии растлевающей культуры Запада, о превратно толкуемых правах человека на Западе и т.д.

Есть и новая конкретика греховодной жизни, нуждающаяся в заслонах: пропаганда содомии, эфтаназии, абортов и вседозволенного дионисийства.

Есть и былая убежденность в том, что именно наша собственная духовность и всемирная отзывчивость все переможет.   

Нельзя, впрочем, не заметить и разночтений с прошлым.

В прошлом невозможно было представить, чтобы кто-нибудь из гостей, предположим, «9-й студии», возразил бы правдисту Юрию Жукову по поводу толкования хотя бы одной буквы Постановления съезда.

Сегодня и Юрий Жуков, доживи он до наших дней, сказал бы, что резолюция Собора по «Правам человека» – не догма при всей ее мудрости и гармоничности, что это приглашение к дискуссии, к диалогу, к соразмышлению о тех проблемах, которые волнуют все человечество.  

Что же тогда говорить о нынешних телеведущих, в программах которых то и дело предоставляется слово сторонникам западных ценностей.

Справедливости ради, надо заметить, что и сами пункты и формулировки основополагающих документов последнего форума выдержаны в сдержанных тонах; нет былой ригористичности и железобетонности.

Например: «Вероятно, было бы неправильным устанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм, но и нельзя принимать их в качестве законодательной нормы, и что еще более важно, в качестве общественно одобряемой нормы».

Мы бы сошли с ума, если бы митрополит по идеологии Михаил Суслов сказал бы: «Думаю, что было бы нецелесообразно устанавливать уголовную ответственность за инакомыслие и ревизию основополагающих положений марксизма-ленинизма».

Все вроде не так ортодоксально, как в былые времена. С другой стороны…

Мягко постелено церковным иерархом, но жестко декларируют свои требования к государству его интерпретаторы: государство обязано здесь вмешаться, там контролировать, тут преградить, то выкорчевать, а телевидение и кинематограф как важнейшие из искусств хорошо бы национализировать.  

А иные готовы идти дальше и требовать жесткой национализации самой культуры и, следовательно, ее нацификации.

Общество, настаивающее на тотальном огосударствлении культуры и всякой иной духовной жизни (а оно сегодня очевидным образом настаивает на этом) готовит ловушку, в которую рано или поздно само и угодит – оно не заметит, как станет сиамским близнецом государства, коими они и были при советской власти.

Церковь, которая ищет у власти поддержки в деле нравственного возвышения народных масс, всего лишь расписывается в своем духовном бессилии.

Культура, обивающая пороги сильных мира сего, доказывает только свою внутреннюю немощь и сердечную самонедостаточеность.

Православный киноартист и кинорежиссер Николай Бурляев любит при каждом удобном случае по многу раз повторять слово «духовность», но при этом слаще во рту от его малохудожественных картин не становится.  

Собор ободрил и обнадежил ту часть российской творческой интеллигенции, которая недееспособна без кормушки госзаказа. Последний невозможен без казенной идеологии. Претензия либерализма с его декларацией прав человека и личной свободы на это свято место после крушения советского режима оказалась безуспешной и тщетной. Посему на возникшую вакансию напрашивается наиболее распространенная на Руси религия – православие. Пока достаточно осторожно. В качестве доброго советчика, мудрого наставника и рассудительного моралиста.

Нет, объясняют православные отцы, мы не против западных либеральных ценностей, мы за то, чтобы внести в них «нравственный ограничитель», за то, чтобы соединить, даже скрестить религиозные заповеди с демократическими установлениями.        

А надо ли мешать в ХХI веке юридическое право с религиозной верой? Сначала смешаем, потом будем подменять одно другим. И тогда адекватным ответом на ренессанс язычества станет ренессанс инквизиции.

В ХХ веке человечество его дважды пережило. Один ренессанс назывался фашизмом; другой коммунизмом. Нам этого мало? Нам в эпоху глобализации надобен еще один Великий Инквизитор. Церковь и государство не для того разделились, чтобы снова слиться в едином порыве. Нет, уж лучше Богу – богово, а кесарю – кесарево. Так вернее будет. И для Запада и для России.

…А пока мы не устаем спорить о собственном пути, о том: Запад ли для нас – свет в окошке? Или наоборот: Россия для всего мира – путеводная звезда.

***

Тут на днях Михаил Жванецкий в одной телепередаче в порядке шутки спросил: «Что наша жизнь?» И ответил себе: «Свет в конце тоннеля. Но тоннель все не кончается».

И не кончится, пока будем ходить по кругу. Или в этом и состоит специфика особого пути России?

Оригинал статьи находится на сайте РИА "Новости"











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ