Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 24.01.2006

Cтуденческий театр МГУ

Театр с высшим образованием

Мария Ческис

В Татьянин день, 25 января, отметит своё 250-летие студенческий театр Московского государственного университета. За два с половиной века существования он являлся своего рода отдушиной для многих поколений режиссёров и актёров. Имея статус любительского, театр почти не контролировался властями и цензорами, и за это был особо любим народом. В советские времена там шли пьесы, которые не могли быть поставлены ни на одной другой сцене, причём шли в таких авторских интерпретациях, которые тоже никогда бы не были утверждены.

Театр подарил русской культуре целую плеяду выдающихся имён: Ия Саввина, Алла Демидова, Ролан Быков, Марк Захарова, Роман Виктюк — все они вышли из «эмгэушной шинели». А в новейшее время благодаря Студенческому театру мы получили целую группу «Несчастный случай», самого известного телеведущего и пародиста Максима Галкина, камерную певицу Ирину Богушевскую и многих-многих других. В преддверии юбилея корреспонденты газеты «Версия» побеседовали с людьми, которые провели немалую часть жизни в этом прославленном заведении.

Студенческий театр МГУ

Ролан Быков открыл дорогу Саввиной и Демидовой.

Советский расцвет театра МГУ начался в конце 50-х, когда его возглавил молодой и мало кому известный режиссёр Ролан Быков. Он находился у руля всего пару лет, но именно тогда театр стал популярен не только в кругах студентов и преподавателей университета, но и среди простых зрителей.

— Первый же спектакль, который поставил Ролан, произвёл настоящий фурор, — рассказывает вдова режиссёра Елена Санаева. — Это была постановка по пьесе чешского писателя Когоута «Такая любовь». В спектакле дебютировали две студентки —Алла Демидова с факультета экономики, а Ия Саввина с журналистики. Спектакль имел постоянные аншлаги, зрители только что не в форточки лезли, чтобы попасть. Актёров со сцены не отпускали минут по 15...

Именно Быков решил реорганизовать общеуниверситетский театральный коллектив в Студенческий театр МГУ. Он отправился к директору ДК МГУ Савелию Дворкину и предложил переделать самодеятельный коллектив в официальный театр, но Дворкин испугался — мол, такое вряд ли позволят сделать. «Запретят на всякий случай», — объяснил он. Тогда Ролан Антонович открыл театр без всяких разрешений — на свой страх и риск. И 6 мая 1958 года в стенах храма Святой Татианы произошло значительное событие: великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ, продолжая традицию классического университетского театра.

«Несите красоту и правду жизни людям!» — пафосно напутствовала актёров Яблочкина. Ну а поскольку уже первый спектакль получил невероятное признание зрителей, вышестоящие начальники закрыли глаза на своеволие молодого режиссёра. Несколько лет название Студенческого театра МГУ гремело наравне с Таганкой и «Современником». В постановке Ролана Быкова вышел ещё один спектакль — «Король Пиф-Паф», была подготовлена пьеса Григория Полонского. Но она так и не была поставлена на этой сцене — Быков оставил МГУ и отправился покорять кинематограф.

Спектакли Захарова и Виктюка власти запрещали

Спустя какое-то время постановками спектаклей в Студтеатре занялся Марк Захаров. Для молодого режиссёра театр МГУ тоже стал стартовой площадкой, ведь до этого Захаров пробовал себя в качестве актёра.

— Режиссёром я всё-таки стал не случайно, — признался он. — Я никогда не мечтал об этой профессии, но когда соприкоснулся с ней, понял и ощутил себя человеком, имеющим некоторую генетическую и психическую предрасположенность... Так что я очень многим обязан Студенческому театру МГУ: он подарил мне профессию, здесь я узнал, что такое режиссура. Это была замечательная пора юношеского максимализма, были интеллектуальные молодые люди, которые дерзали, оплодотворяли общество и направляли театральный процесс в Москве. Я думаю, что спектакли «Ленкома» во многом обязаны тем идеям, которые рождались в этой среде.

Первый спектакль, поставленный Захаровым на студенческой сцене — «Дракон» по пьесе Евгения Шварца, — впоследствии был запрещён цензурой. В 1964 году Марк Анатольевич совместно с главным режиссёром Студенческого театра МГУ Сергеем Юткевичем поставил более политкорректный спектакль «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» Бертольда Брехта. Ну а в 1966 году состоялась ещё одна громкая премьера — спектакль «Хочу быть честным» Владимира Войновича.

Ещё один яркий персонаж, тесно связанный с театром МГУ, — режиссёр Роман Виктюк. Он поставил здесь «Уроки музыки», но долго просуществовать спектаклю не дали...

— Вообще, я считаю, что от природы все люди талантливы, — рассказывает Виктюк. — Поэтому при советской власти, когда о постановке в театре «Уроков музыки» Петрушевской нельзя было даже думать, я пришёл в университет, собрал профессоров, докторов наук, уборщиц — людей, которые никогда не выходили на сцену. Они играли плебеев, отбросы общества, которых советская власть никак не поддерживала. Открывался занавес, и вот эти профессора — в ватниках, чудовищных сапогах — в тишине шли на авансцену из глубины! Спектакль имел феноменальный успех! Конечно, его закрыли вместе с театром... Это был тот знаменитый студенческий театр, которым сначала руководил Ролан Быков, потом Марк Захаров. Его закрыли навсегда! На мне он и кончился! Но это было действительно интересно!

После скандала с «Уроками музыки» о театре МГУ надолго забыли.

В театре играли не только студенты, но и профессора, и даже уборщицы.

В значительно более благополучном 1985-м эту площадку начал возрождать Евгений Славутин. Его приход ознаменовался постановкой известного спектакля «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». Театр с успехом представлял свои спектакли на крупнейших театральных фестивалях Европы и Америки, был очень моден среди студентов. Неудивительно, что именно сюда попали популярные ныне шоумены Валдис Пельш и Алексей Кортнев.

— При поступлении читал прозу, басню, стихи, пел и даже играл на гитаре, — вспоминает лидер «Несчастного случая». — Все годы, что мы с Валдисом учились в МГУ, параллельно играли в театре. Как сейчас помню первую постановку, в которой я появился в качестве актёра, — «Счастливый неудачник» по повести Шефнера. А потом кого только не приходилось воплощать на сцене — даже вождя народов Владимира Ильича Ленина. Непохож, конечно, но вон Олег Янковский тоже непохож, а играл его на сцене «Ленкома». Этим я себя и успокаивал... Вообще, считаю, что благодаря театру МГУ я получил профессию — именно там определился, чем буду заниматься в жизни.

В стенах Студенческого театра появилась и группа «Несчастный случай», в составе которой сначала было только два человека — Кортнев и Пельш. А вот телеведущий Максим Галкин был студентом другого вуза, но карьеру свою тоже начал с подмостков театра МГУ. Максим начал упражняться в пародии ещё со средних классов школы, а в 1993-м поступил в РГГУ на факультет лингвистики. Годом позже состоялся полноценный дебют нынешнего главного шоумена страны на сцене театра МГУ с пародиями. Спектакль назывался «Фонтаны любви к ближнему». Чуть позже Галкин принял участие в спектакле «Кабаре 03». Он тоже признался нам, что без Студтеатра вряд ли вышел бы на сцену.

— Это был своеобразный перекрёсток, где сходились театр и эстрада, уникальное заведение, где человек мог пробовать себя в жанрах, на которые никогда бы не осмелился в обычной жизни. Именно поэтому я считаю, что моего образования вполне достаточно для сегодняшних выступлений.

Скоро у МОСТа появится собственное здание

9 декабря 1999 года на базе Студенческого театра МГУ открыли Московский открытый студенческий театр, который получил статус государственного. МОСТ — это уже профессиональный театр, эстетика которого рождается из молодёжной хореографии, авторской музыки молодых композиторов и работ молодых дизайнеров. Вот только в последние годы о театре опять мало говорят, о нём стал забывать массовый зритель. Никакой финансовой поддержки он не имеет, поэтому у театра много проблем.

— В основном мы существуем на те деньги, которые получаем за билеты, никаких спонсоров у нас нет, — поведала нам директор театра Ирина Большакова. — До сих пор нет даже нормального собственного помещения. И это при том, что сейчас труппа театра состоит из 180 человек.

В спектакле «Аэропорт», например, у нас должны одновременно танцевать на сцене 50 человек, а они репетируют на 70 квадратных метрах...

Впрочем, поклонникам театра не стоит посыпать голову пеплом. Во-первых, может быть, уже сейчас в этих стенах трудится новый Виктюк или Галкин. А во-вторых, мэр Москвы Юрий Лужков уже принял постановление о строительстве на Сокольнический площади специального здания для театра МГУ. Так что через пару лет у знаменитой столичной площадки будет свой собственный дом.

КСТАТИ

26 января 1756 года в Москве состоялся первый публичный спектакль, который представил театральный коллектив Московского университета, — пьеса Ле Грана «Новоприезжие». Показ приурочили к первой годовщине указа об основании университета. Самодеятельный театр университета стал первым публичным театром Москвы. Он появился на 50 лет раньше Московского императорского театра, предшественника Большого и Малого театров. Несмотря на то что актёры, 250 лет назад вышедшие на сцену, не были профессионалами, публика приняла их на ура, так как до этого в основном видела только народные гулянья и скромные постановки крепостных театров. Руководство Студенческим театром университета взял на себя ректор университета, поэт и драматург Михаил Херасков.

Оригианл статьи находится на сайте: газета "Версия"











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ