Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 31.10.2005

Православная оппозиция: за что боролись?

Александр Солдатов

Человеку, взявшемуся изучать церковную историю, нужно быть готовым к самым неожиданным парадоксам. Особенно изобилует ими новейшее время. Например, "сталинский период".

Казалось бы, время величайшей трагедии Русской церкви - кровь миллионов новомучеников, тысячи оскверненных и разрушенных храмов, расколотая и униженная церковная иерархия, пресловутое "сергианство". Однако нынешние церковные историки чаще говорят о Сталине с уважительным придыханием: создал "великую державу", "осознал патриотическую роль церкви" и возродил Московскую патриархию как важный политический институт. Профессор Ольга Васильева, возглавляющая кафедру религиоведения Российской академии госслужбы, утверждает, что именно при Сталине Русская церковь достигла высшей точки своего исторического развития, а кое-кто и вовсе призывает канонизировать "вождя и учителя".

И наоборот - "хрущевская оттепель". Время сокрушения кровавого идола, первый глоток свежего воздуха для измаявшихся в сталинской идеологической духоте советских людей. Но для РПЦ, да и для всех религиозных объединений страны этот период оборачивается новыми крупными неприятностями и входит в историю как "хрущевские гонения". Современные историки спорят относительно истинных причин этого явления: классическая гипотеза указывает на стремление Хрущева побыстрее построить коммунизм. Но более правдоподобной кажется прагматическая гипотеза: еще при Сталине, прямо запретившем "заглядывать попу в карман", РПЦ стала большой кормушкой не только для своих клириков, но и для огромной армии чиновников: начиная от уполномоченных по делам религий и кончая районными фининспекторами. При Сталине было открыто почти 20 тысяч храмов, что при 90-процентной атеизации населения было избыточным. При Хрущеве к тому же начался отток населения из сельской местности, где в основном и располагались храмы. Таким образом, сокращение числа храмов почти в три раза могло быть лишь мерой "финансовой оптимизации".

Но "хрущевские гонения" - это не только закрытие храмов. Новая религиозная политика государства изменила лик Московской патриархии: ее духовенство лишилось административно-хозяйственных прав (на приходах стали заправлять "двадцатки", назначаемые исполкомами), а внешнеполитическая деятельность (так называемая борьба за мир) стала проходить под жестким контролем советской разведки, которая внедрила в церковное руководство огромное число своих сотрудников. Резко упал моральный уровень иерархии, которая "верой и правдой" служила своим гонителям, не останавливаясь перед собственноручным закрытием храмов и ликвидацией общин. Некоторые представители нового поколения иерархии находили даже "богословские" объяснения своему коллаборационизму: например, митрополит Никодим (Ротов) считал, что коммунистическая идеология наиболее близка христианству, для которого вера в Бога не так важна, как "социальная справедливость".

На таком фоне осенью 1965 года два молодых священника, служивших на подмосковных приходах (о. Николай Эшлиман и о. Глеб Якунин) выступают со своим отчаянным демаршем. Они пишут открытое письмо патриарху Алексию I (Симанскому), которое рассылают всем архиереям, духовенству, в "там-" и "самиздат". В октябре 65-го сочетание двух фамилий - Эшлиман и Якунин - становится знаменем борьбы за свободу совести в Советском Союзе. Эти фамилии сразу же табуируются в официальных церковных кругах (патриархия отрекается от двух "вольнодумцев"), но они же вдохновляют на борьбу за свои права десятки православных, которым надоело быть "лишенцами" в собственной стране. Эшлиман и Якунин были первопроходцами, по стопам которых пошли священники Николай Гайнов и Георгий Эдельштейн, миряне Борис Талантов, Александр Огородников, Лев Регельсон, Владимир Пореш, Виктор Капитанчук, Феликс Карелин, Зоя Крахмальникова. В безнадежную эпоху "развитого социализма", в лагерях и психушках, они сумели сохранить веру в свободу, и эта вера в конце концов одолела "непобедимую мощь" тоталитарного дракона. Но подвиг православных диссидентов продолжается и сегодня, ведь что тяжелее: терпеть репрессии от атеистической тоталитарной власти или выслушивать презрительные насмешки от современных "князей церкви" и их "верных чад", успешно пользующихся свободой, добытой страданиями и исповедничеством тех самых диссидентов?

...Первый проект письма Эшлиману и Якунину помогал составить Анатолий Левитин-Краснов - церковный историк и публицист, бывший обновленческий диакон, приближенный к самому Александру Введенскому, а позже, в начале 70-х, сумевший выбраться из Союза. Вариант Левитина-Краснова в конце концов был отвергнут - в нем слишком часто цитировался Ленин и вообще была "обновленческая закваска". Письмо начисто переписали о. Николай со своим помощником Георгием Эдельштейном, о. Глеб выступал как бы рецензентом. Чуть позже о. Николай подключил к делу Виктора Капитанчука, Льва Регельсона и Феликса Карелина. Работа шла в доме о. Николая в подмосковном поселке Новобутаково, причем всем участникам "заговора" удалось соблюсти полную конспирацию.

Главный пафос письма состоял в требовании реального отделения церкви от государства, отказа от дискриминации верующих из-за убеждений. Удивительно, но эти требования остаются актуальными и в современной РФ, где срастание РПЦ с властью порождает тысячи случаев дискриминации не только "альтернативных православных", действующих на поле Московской патриархии, но и католиков, протестантов, кришнаитов и даже мусульман. Противоестественный альянс, эта уродливая "симфония властей" оказалась выгодна прежде всего руководству Церкви, за свободу которой и боролись пионеры православного диссидентства.

Оригинал сообщения находится на сайте Бабр.ru









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ