Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 27.04.2008 Куритиба - прообраз идеального города в Бразилии. Города для человека
Какой цели хочет достигнуть наше общество и как оно достигнет этой цели? Уроки того, что не следует делать, можно часто встретить в городах, где большинство должностных лиц, захлебываясь в потоке проблем, пытаются определить их и справиться с каждой из них поодиночке. Если они сталкиваются с автомобильными пробками, то в ответ расширяют улицы и строят объездные пути и гаражи. Преступность? В тюрьму нарушителей. Смог? Установить контроль за эмиссией. Неграмотность? Ужесточить стандарты. Мусор? Повысить штрафы. Бездомные? Строить ночлежки, а если это не помогает, сажать бездельников в тюрьму. Не хватает денег, чтобы финансировать все эти конкурирующие приоритеты? Повысить налоги или проповедовать суровый аскетизм, выбирайте на ваш вкус. Разочаровавшиеся избиратели? Обвинить политических врагов. Посмотреть фотографии Куритибы >> Иногда подход "единственная проблема - единственное решение" работает, но часто, как уже упоминалось выше, оптимизация одного элемента в изоляции от других ухудшает работу всей системы. Скрытые связи, которые не были обнаружены и полезно использованы, в конечном счете, имеют тенденцию создавать помехи. Куритиба - город на юго-востоке Бразилии с численностью населения Хьюстона или Филадельфии. Как и сотни других городов подобного размера он характеризуется опасным сочетанием скудных ресурсов и взрывообразного прироста населения. Население в городе с окрестностями выросло примерно с 300 000 в 1950 г. до 2,1 млн в 1990 г., причем 42% населения было в возрасте до 18 лет. Ожидается, что к 2020 г. население вырастет еще на 1 млн человек. Большинство городов, сталкивающихся с подобными проблемами, как в Бразилии, так и повсюду на Юге, стало центрами бедности, безработицы, убожества, болезней, неграмотности, несправедливости, скопления транспорта, загрязнения, коррупции и отчаяния. Однако Куритиба, благодаря деятельности ответственного городского правительства в сочетании с энергичной предприимчивостью, достигла противоположных результатов. Хотя на старте в Куритибе имела место унылая экономическая ситуация, типичная для всего региона, примерно за три десятилетия город достиг заметно лучших уровней образования, здоровья, благосостояния, общественной безопасности, участия людей в демократическом процессе, политической целостности, защиты окружающей среды и единства взглядов, чем его соседи, да и большинство городов в Соединенных Штатах, как считают некоторые. Это достигнуто не учреждением нескольких экономических мегапроектов, а с помощью сотен многоцелевых, дешевых, быстрых, простых инициатив, рожденных на месте, сосредоточенных на интересах людей, использующих рыночные механизмы, здравый смысл и местные навыки. Этот подход принес успех, потому что он рассматривал всех граждан - и прежде всего детей - не как бремя, а как самый драгоценный ресурс, создателей будущего. Успех обеспечен не центральным планированием, а объединением дальновидного и прагматичного руководства с системным проектированием, активным участием общества и бизнеса и поддержкой широких слоев общества, которая превышала партийные интересы. Уроки преобразования Куритибы сулят надежду всем городам и всем народам мира. Однажды в пятницу в 6 часов вечера в 1972 г., через час после закрытия судов, началось возрождение Куритибы. Городские рабочие начали крушить отбойными молотками мостовую центрального исторического проспекта, улицы 15 ноября. Работая круглые сутки, они уложили брусчатку, установили уличные фонари и киоски и посадили десятки тысяч цветов. Через 48 часов их тщательно спланированная работа была выполнена Первая в Бразилии пешеходная улица - одна из первых в мире - была готова. К полудню в понедельник она была запружена такими толпами людей, что владельцы магазинов, которые угрожали предъявлять иск, потому что они боялись отмены автомобильного движения, подали прошение о продлении улицы. Некоторые люди начали рвать и уносить домой цветы, но городские рабочие быстро снова сажали их, день за днем, пока грабеж не прекратился. В следующий уикэнд, когда члены автомобильного клуба попытались использовать улицу для автомобильного движения, их караван был отражен армией детей, которые рисовали акварелью на бумажных рулонах, развернутых городскими рабочими во всю длину улицы. Проспект, теперь часто называемый улицей Цветов, быстро стал сердцем городского ландшафта нового типа. Дети тех детей в память об этих событиях теперь рисуют на улице каждую субботу утром. Куритиба гордится двадцатью кварталами с пешеходными улицами в центре города, которые возродили царство человека и стимулировали развитие торговли и городского самоуправления. Из многих инициатив, которые изменили лицо города, смелое воскрешение исторического проспекта, который планировали разрушить и построить эстакаду, было наиболее символичным. В то время почти каждый город в мире уничтожал свое историческое ядро, расширяя пространство для движения автомобилей, перевозящих людей между районами, предназначенными для совершенно различных видов "деятельности" - работы и отдыха. Но в 1971 г., когда Бразилия была еще под властью военной хунты, губернатор штата Парана выбрал в качестве мэра столицы штата тридцатитрехлетнего архитектора, инженера, градостроителя и гуманитария по имени Джейм Лернер. Жизнерадостный, неформальный, энергичный, чрезвычайно практичный, с головой технократа и душой поэта, Лернер был выбран не только за его знания потребностей города, но также и по причине его предполагаемого недостатка политического таланта: губернатор искал человека, не представлявшего политической угрозы. Неожиданно Лернер оказался харизматическим лидером, не лишенным сострадания к людям и провидческих способностей. Он проработал в общей сложности три срока на посту мэра, всего двенадцать лет, и стал наиболее популярным мэром в бразильской истории. Периоды его работы чередовались с деятельностью трех других мэров, потому что в Бразилии нельзя занимать этот пост два срока подряд. С тех пор Лернер дважды избирался губернатором Параны. На этом более высоком посту он и новый мэр Куритибы, его протеже Кассио Танигучи, стремятся координировать реакцию штата и города на миграцию населения, решать проблему сточных вод и другие общие проблемы, которые они не могут преодолеть поодиночке. Теперь Лернера рассматривают как вероятного кандидата на пост президента Бразилии. Он также помог воспитать целое поколение учеников, влияние которых простирается далеко за пределы Бразилии. Эффективность, здравый смысл и политический резонанс политики Лернера и ее опора на широкое участие населения стали возможными в результате организованных ранее ярких общественных дискуссий с целью сформировать широкое и продолжительное политическое согласие. В результате все шесть мэров Куритибы после 1971 г., хотя и характеризовались различными политическими взглядами, а один был прямым противником Лернера, следовали единой политике, и каждый с уважением относился к предшествующим достижениям и вносил свой вклад в дальнейшее развитие города. Пять из шести мэров были архитекторами, инженерами или градостроителями, которые относились к развитию города и политическому лидерству как к проблеме проектирования, которая постепенно расширялась, поскольку генеральный план города 1965 г. был пересмотрен и начал развиваться, чтобы удовлетворить изменяющиеся потребности. Двадцать восемь лет успешного управления этих шести мэров позволили принять целый блок взаимосвязанных, интерактивных решений - предложенных и осуществленных главным образом партнерством частных фирм, неправительственных организаций, муниципальных агентств, предприятий коммунального обслуживания, общественных групп, ассоциаций микрорайонов и индивидуальных граждан. Куритиба - это не управляемый сверху мэром город; хотя город имеет лидеров, многие из лучших идей предлагаются и реализуются гражданами. Это поощряет деловые решения. Лернер верил, как выразился покойный эколог Рене Дубос, что "тенденция - еще не судьба". Отказавшись от разрушения городов, населенных людьми, и превращения их в города для автомобилей, Лернер стремился восстановить оживление и разнообразие уличной жизни, которой он наслаждался, когда был ребенком, играя рядом со складом галантереи, который принадлежал его отцу - польскому эмигранту - и располагался на улице неподалеку от центрального железнодорожного вокзала. Ранее Лернер был президентом Института исследований и городского планирования Куритибы. С середины 60-х годов Институт являлся ядром творческих идей в городском проектировании. Лернер и его коллеги рассматривали Куритибу как живую лабораторию, чтобы проверить свою новую концепцию; но времени для поисков не оставалось. С населением, которое удваивалось каждое десятилетие, без нового подхода к урбанизму в городе росло число забитых машинами улиц, ухудшался воздух, а общественная жизнь приходила в упадок. Лернер знал: для того, чтобы полностью изменить признаки чрезмерной автомобилизации, ему нужно действовать быстро и взять на себя риск. Обновление улицы 15 ноября послужило толчком для нарождающегося нового отношения к предназначению городов и к жизни их обитателей. Как жители города, так и наблюдатели считают эту модель заслуживающей дальнейшего распространения. Транспорт и использование землиНаиболее известное нововведение в Куритибе заключается в "развитии по следам памяти и транспорта", как это выразил Лернер. "Память - это лицо города, а транспорт - его будущее". Он понял, что транспорт - это не только способ перевозки людей, но также и способ ввести в нужное русло использование земли и контролировать рост города таким образом, чтобы влиять не только на маршруты и виды движения, но и на начальные и конечные пункты маршрутов. Вместо экспроприации и уничтожения расположенных в центре зданий для расширения дорог - во многих городах такое "обновление" привело к созданию безлюдных сетей автострад, переполненных машинами - администрация Лернера приняла крамольное решение использовать для автотранспорта существующие улицы, отказавшись лишь от нескольких зданий. Вдоль каждой из пяти связанных осей развития города были реконструированы три параллельных проспекта. По среднему проспекту было организовано двустороннее движение автобусов-экспрессов, а по его боковым полосам - местное движение. Два боковых проспекта - это дороги для одностороннего движения к центру или от центра города с высокой пропускной способностью. Эта система скоростных авеню по своим характеристикам равноценна огромной автостраде шириной почти в 60 м из-за распределения движения между тремя существующими смежными улицами. Необходимое строительство было выполнено всего за четыре года.Чтобы согласовать плотность населения с возможностями транспорта, новое районирование определило, что здания, расположенные ближе всего к маршрутам автобусов, могут иметь площадь, в 6 раз превышающую площадь занимаемого ими участка, а для зданий, удаленных от транспортных магистралей, это отношение уменьшается до единицы. Участки с повышенной плотностью заселения - до двух дополнительных этажей в домах в нескольких конкретных областях с достаточно развитой инфраструктурой - были позже проданы городом за наличный расчет по ценам, составляющим 75% от рыночной стоимости, или на этой земле строилось жилье для семей с низкими доходами. Были обновлены парки, чтобы оживить искусства, культуру и историю городского ядра. Многие исторические здания были взяты под охрану и отреставрированы; владельцы получили возмещение за отказ от освоения земельных участков, где размещались эти здания. Богатое этническое наследие города было окружено вниманием и сохранено. Для каждой главной этнической группы были созданы церемониальные арки и специальные центры, где работают главным образом представители этой группы. Поощряется смешанное использование зданий, гарантирующее доступность жилья в центре города и согласованное распределение помещений для жилья и коммерческих нужд. Город финансировал специальную, открытую круглосуточно, галерею магазинов, занимающую целый квартал, чтобы поддержать жизнь в центре города в ночное время. Городское ядро, освобожденное от коммерческого давления, которое могло бы привести к чрезвычайной плотности, было возвращено пешеходам как обновленный центр общественной жизни. Обычные улицы остались маленькими и приятными для глаза; исторически сложившаяся планировка и разнообразие улиц подразумевали, что отношение площади улиц к площади частных землевладений остается гораздо меньшим, чем в случае сети автострад. Осевые транспортные коридоры формируют последующее развитие города. Но перед созданием этих коридоров (и, следовательно, повышением цен на землю) город в стратегических целях купил поблизости от них землю в специально подобранных областях и построил недорогое жилье. Это гарантировало доступ к рабочим местам, магазинам и местам отдыха. Кроме того, город построил школы, клиники, детские сады, парки, продовольственные магазины, культурные и спортивные центры во всех предместьях, т.е. осуществил демократизацию удобств, которые ранее были доступны только тем, кто совершал поездки в центр города. Это соответствующим образом уменьшило число поездок, а отдаленные районы получили множество разнообразных и удобных магазинов. Небольшие и недорогие жилые дома были построены по всему городу, чтобы обеспечить социальную справедливость и интеграцию. Общедоступность планов и правил использования земли уменьшила неуверенность землевладельцев и таким образом препятствовала спекуляции землей. Недавно был нанесен новый удар по спекуляции в виде общедоступной Географической информационной системы, которая предоставляет каждому равный доступ к информации относительно всей земли в городе. Чтобы поддерживать эту базу данных на современном уровне, для получения разрешения на строительство требуется сообщить сведения о рабочих местах, движении, стоянках и других специфических особенностях, необходимых для продуманного городского планирования и бюджета. (Городское управление осуществляется главным образом за счет налогов с собственности.) Районирование было основано на соображениях, включающих географию, гидрологию, топографию, климат, ветры, культурные и исторические факторы, а не только поступления от налогов, политическое давление или предложения застройщиков. Даже при такой упорядоченной модели развития, как город мог бы обеспечить быстрорастущее население транспортом без засилья районов с высокой плотностью? Чего Куритиба не сделала - она не доверила свою судьбу инженерам по транспорту, которые редко адекватно воспринимают сложную структуру города, включающую земельные участки, жилые дома и транспорт. Вместо этого Лернер полагался на градостроителей и архитекторов, главным образом из Института исследований и городского планирования Куритибы. Все они подходили к транспорту и использованию земли, гидрологии и проблемам бедности, потокам питательных веществ и отходов, здоровью и образованию, рабочим местам и доходам, культуре и политике, как к переплетающимся частям единственной интегральной проблемы проектирования. При анализе потребностей в транспорте, который рассматривался как средство, а не цель, они следовали ряду простых принципов: отдавать предпочтение общественному транспорту, а не частным автомобилям. Поддержать потребности людей, а не нужды специфических видов транспорта. Удовлетворить потребности беднейших. И не тратить деньги, которых у вас нет. Куритиба начала перестройку транспорта с автобусов, потому что у города были автобусы и не было средств на что-либо другое; но прежде всего нужны были различные виды автобусов. Старые транспортные средства, первоначально построенные на шасси грузовиков и предназначенные для перевозки как животных, так и людей, были шумными, тряскими, неудобными, медлительными и неуклюже высокими. Пассажиры должны были карабкаться по крутой лестнице и пробираться через двери, которые были сделаны узкими, чтобы воспрепятствовать уклонению от оплаты за проезд. Но архитекторы и инженеры Института исследований и городского планирования изобрели совершенно новый вид автобуса, оптимизированный для перевозки людей, - комфортабельный, экономный и быстрый. Эти специальные длинные автобусы состоят из двух, ас 1991 г. - из трех секций, которые шарнирно соединены друг с другом для прохождения поворотов и имеют до пяти очень широких дверей. Собираемые в местном отделении фирмы "Вольво", они могут перевозить до 270 пассажиров, используя на 42% меньше топлива на километр/место и еще меньше - на поездку одного человека, потому что совершают маршрут в 3 раза быстрее. Систему использования автобусов в Куритибе, возникшую в 1928 г., также необходимо было полностью пересмотреть: от маршрутов до процедуры посадки, от ее организации до финансирования, от политических лозунгов до политических убеждений. Путаницу в работе несогласованных региональных транспортных фирм необходимо было заменить эффективной транспортной системой, построенной на простых новых технологиях. "Ручное" планирование маршрутов и составление расписаний уступило место программному обеспечению отечественного производства, позже коммерциализированному. На скоростных маршрутах автобусы теперь идут мимо изобретенных командой Лернера "станций метро" [586] - поднятых над землей стеклянных цилиндров, параллельных автобусному маршруту и примыкающих к нему. Вход в них осуществляется через турникет, в них есть ясные схемы маршрутов, и они доступны для инвалидов. Двери открываются согласованно - и на станции, и в автобусе. Нет никаких лестниц: полы станции и автобуса находятся на одной высоте, как в поездах и на платформах метро. Все пассажиры выходят из автобуса через один конец станции и совершают посадку через другой, это также напоминает организацию движения в метро. В зависимости от времени и маршрута эта операция занимает в среднем примерно 30 сек. - за это время кондуктор автобуса успел бы получить плату за проезд у семи пассажиров, если бы они предварительно не оплатили проезд при входе на станцию метро. Сейчас автобус нуждается только в водителе и может перевозить больше пассажиров, быстрее и по более низкой цене. В часы пик автобусы-экспрессы отправляются каждую минуту. Больший автобус, более широкие двери, станция метро плюс автоматическое управление - светофоры переключаются из автобуса, что обеспечивает им приоритет в движении - все это позволяет в среднем перевозить в 3 раза больше пассажиров в час, и в 3 раза быстрее, чем в традиционном автобусе. Это уменьшает мертвый капитал (на 69% меньше автобусов выполняют ту же самую работу), расход топлива, загрязнение, шум и стоимость и сокращает приблизительно на 40 мин. продолжительность типичных ежедневных поездок на работу и обратно. Вся система предназначена не только для того, чтобы удобно и безопасно доставлять пассажиров, но и сделать это так быстро, чтобы у них осталось больше времени для семьи, друзей и наслаждения жизнью. Каждая скоростная автобусная линия перевозит 20 000 пассажиров в час. Это примерно столько, сколько и метро; и действительно, эта система напоминает метро, за исключением того, что она стоит по крайней мере в 100 раз дешевле (и в 10 раз меньше, чем наземный поезд) и может быть открыта через шесть месяцев, а не через поколение. Рио-де-Жанейро построил метро, которое перевозит в 4 раза меньше пассажиров, чем автобусы Куритибы, и стоит в 200 раз больше. Избежав огромных затрат капитала и бесконечных эксплуатационных расходов, Куритиба освободил фонды для многих социальных усовершенствований. Как полагают многие, Куритиба имеет лучшую в мире систему автобусного движения, а может быть, и лучшую систему общественного транспорта. Более 1250 автобусов девяти типов приспособлены для решения определенных задач, одна из них -чтобы оставалось меньше пустых мест. 245 тщательно согласованных радиальных, кольцевых и соединительных маршрутов, обозначенных 12 разными цветами и сходящихся на 25 терминалах, охватывают весь город и его окрестности. Автобусы совершают ежедневно 17 300 поездок на расстояние 800 км на маршрут, покрывая 370 000 автобусо-километров в день - расстояние, позволяющее девять раз объехать вокруг земного шара. Британская газета "Гардиан" сообщила, что по сравнению с эффективным автобусным обслуживанием в Куритибе "Лондон выглядит старомодным. Автобусные пробки никогда не возникают, случаи вандализма неизвестны" даже по отношению к красивым, но преднамеренно хрупким стеклянным станциям метро - благодаря всеобщей гордости граждан. Люди могли бы легко уклоняться от оплаты проезда в автобусе, входя в любой открытый конец терминала, но они не делают этого, потому что отвечают взаимностью на ощутимое уважение города к своим жителям. Система автобусов находится на полном самофинансировании за счет платы за проезд; вклад города заключается только в финансировании порядка на улицах, станциях (4,5 млн долл. за все 200 с лишним остановок) и уличного освещения. Город устанавливает плату за проезд, маршруты, графики движения и действующие стандарты. Плата за проезд, составляющая 45 центов США, покрывает все расходы, включая парк автобусов стоимостью 45 млн долл., и прибыль для десяти частных эксплуатационных фирм. Структура оплаты за проезд возмещает 1 % от инвестиций оператора в месяц - хороший стимул для повторного вложения капитала. Финансовое управление эксплуатационных компаний подчинено строгим и простым правилам и подвергается проверке, открыто для общественной инспекции. Операционная лицензия на двух страницах может быть отозвана в любое время - средство устрашения, которое помогает устранить плохих предпринимателей. Банки, не желающие вкладывать капитал в автобусы других городов, прекрасно чувствуют себя в Куритибе. Система автобусных маршрутов преуспевает и материально, и социально, потому что опирается на правильные основные стимулы. Распределение всей платы за проезд между десятью автобусными компаниями определяется не тем, сколько людей они перевезут, а тем, сколько километров маршрута они покрывают, так что у них есть стимул, чтобы охватывать все районы и не участвовать в разрушительном соревновании на маршрутах, которые уже хорошо обслуживаются. Единая плата за проезд с неограниченным числом пересадок (каждый пассажир "покрывает" в среднем 1,4 остановки) эффективно использует более короткие поездки среднего класса для субсидирования более длительных поездок бедных. Это - одна из многих причин, почему бедный человек в Куритибе обычно наслаждается более высоким уровнем жизни, чем бедный человек в Сан Пауло, который обладает, по существу, той же покупательной способностью, но должен тратить на транспорт вдвое больше. Автобусы Куритибы - наиболее плотно загруженная система автобусных маршрутов в Бразилии, она осуществляет три четверти всех городских и пригородных перевозок - 1,9 млн пассажиров в рабочий день, больше чем в Нью-Йорке, причем 89% пассажиров высказывают свое удовлетворение ее работой. К 1991 г. привлекательность системы способствовала отказу многих жителей от автомобилей в пользу скоростных автобусов, что привело к увеличению числа пассажиров автобусов и уменьшению поездок на автомобилях примерно на четверть. То же обследование показало, что 28% автобусных пассажиров имеют автомобили, но предпочитают не пользоваться ими, несмотря на то, что транспортные пробки возникают редко. Куритиба все еще имеет полмиллиона автомобилей - один на 2,6 человека, это самая высокая доля собственных автомобилей в Бразилии, кроме столицы страны - города Бразилия, который специально проектировался в расчете на автомобили. И все же Куритиба не имеет проблем с движением. Благодаря мягкому противодействию автомобилям, Куритиба имеет самую низкую интенсивность автомобильного движения в Бразилии и наслаждается самым чистым городским воздухом. Город экономит около 26 млн л топлива в год и расходует на четверть меньше топлива на душу населения, чем другие бразильские города, обеспечивая лучшую доступность транспорта. Не плохо для начала. А представьте себе результаты, которые могли бы быть получены с гиперавтомобилями и гиперавтобусами. Жители Куритибы располагают множеством других средств передвижения, кроме автомобилей и автобусов. Город имеет более 2200 такси, две трети из них снабжены радиосвязью и 90% находятся в собственности водителей. Велосипедисты пользуются 160 км хорошо спроектированных, отделенных от проезжей части велосипедных дорожек двух типов - ровных для спокойных прогулок и холмистых для спортивного катания. Эти дорожки объединены в единую сеть с улицами, автобусными маршрутами и парками. Специальные автобусы, такси и другие услуги предусмотрены для инвалидов, включая доставку в 32 специализированные школы. Вода, сточные воды и зеленые зоныПроектирование землепользования в сочетании с транспортом уменьшило транспортные пробки и смог, обеспечило экономию энергии, оживило добрососедские отношения и укрепило гражданский дух. Но успех плана зависел также от менее заметного фактора - воды. Куритиба расположена между двумя крупными реками и по ней протекает пять небольших речек. В течение двух столетий люди и реки жили в гармонии. Но в 50-х и 60-х годах переселенцы из бывших кофейных плантаций - на смену кофе пришла механизированная сборка таких культур, как соя - начали селиться в трущобах в поймах рек. Тем временем водонепроницаемые покрытия улиц и другие вмешательства в естественный дренаж вызывали все более серьезные наводнения в центре города. Многомиллионные проекты канализации русел рек дали минимальные результаты. Проблема стала безотлагательной, когда Лернер в первый раз занял свой пост. Его проектанты решили переключиться от борьбы с наводнениями к использованию воды как подарка естественной среды. Они ввели строгие правила для защиты прибрежных зон, превратили берега рек в узкие и длинные парки и использовали небольшие канавы и дамбы, чтобы сформировать новые озера, каждое из которых стало ядром нового парка. Эта стратегия "проектирования в согласии с природой" остановила наводнения, причем затраты оказались гораздо меньше, чем при традиционных методах борьбы с ними. Теперь, как остроумно замечают планировщики, сильный дождь всего лишь заставляет уток в парках плавать на метр выше. Заброшенные прибрежные здания были превращены в спортивные сооружения и места для отдыха. Возникли общественные группы, которые защищают парки, используют их для экологического воспитания и включают это воспитание в школьные программы. Зеленые зоны, предназначенные для защиты от наводнений, также дают хорошие результаты как преграда на пути загрязнений от близлежащих трущоб. Стратегическая цель всех этих мероприятий состояла в том, чтобы защитить огромный бассейн реки Игуасу от серьезного загрязнения, так как эта река снабжает питьевой водой почти весь город. Шестнадцать парков, которые заботливо взращивают как общественное достояние, образуют первую линию защиты этого жизненно важного водного ресурса.В то же время город ввел требование отступа на 4,6 м от красной линии при строительстве всех новых зданий вне центра города (это место предназначается для садов). Жилое строительство ограничено 50% от площади участка, запрещены водонепроницаемые покрытия незастроенных участков. Город обеспечил постоянную защиту растительности в слабо заселенной трети города и ввел налоговые льготы для владельцев лесов и садов: более 1100 частных лесных участков теперь зарегистрированы, и площадь частично освобождаемых от налогов частных зеленых зон превышает 10 кв. км. Все это позволяет дождевой воде впитываться там, где дождевые капли падают на землю, и обеспечивает широкомасштабное озеленение города. В Куритибе повсюду посажены сотни тысяч деревьев: "Мы обеспечиваем тень, а вы обеспечиваете воду". Деревья - это легкие города, они очищают воздух и защищают от шума. Шестую часть города составляют лесные массивы. Два питомника ежегодно выращивают для города 150 000 саженцев деревьев и кустарника и 2,2 млн саженцев растений. Без разрешения никто не имеет права срубить дерево, даже на своей собственной земле, а разрешение дается при условии посадки двух новых деревьев вместо каждого вырубленного. Частные сады и леса дополняются общественными зелеными зонами, площадь которых за 25 лет, несмотря на то, что население города выросло в 2,4 раза, расширилась с 0,5 до 54 кв. м на человека - это в 4 раза больше, чем рекомендует ООН и чем обладают жители Нью-Йорка. Город охраняет почти 18 кв. км парков, девять лесов, Ботанический сад, пять экологических парков, две заповедные природные зоны общей площадью 13 кв. км вдоль крупных рек, 282 сквера и 259 "карманных" садов. CD-ROM Куритибы упоминает 242 вида птиц, живущих в городе, и еще 48 видов, которые, как полагают, могут там встречаться; многие птицы прилетают в парки города из предместий. Город богат земноводными и млекопитающими, здесь живут 50 видов змей, различные виды животных, которые раньше встречались в этой местности, а потом исчезли, вновь расселяются здесь. Прожив месяц в городе, писатель Билл МакКиббен сообщил: "Из каждого окна в Куритибе я мог видеть не меньше зелени, чем бетонных построек. И зелень порождает зелень; цены на землю вокруг новых парков резко повысились, а вместе с ними выросли и поступления от налогов". Промышленность и обществоЭкономика Куритибы была традиционно связана с торговлей сельскохозяйственными продуктами и переработкой пищевых продуктов. Но за последние 20 лет город превратился также в промышленный и коммерческий центр, связанный с другими городами Южной Америки железной дорогой, автострадами и авиалиниями. Город имеет два аэропорта - один из них высоко компьютеризированный и второй по величине в Бразилии. Расположенная на расстоянии 300 км к юго-западу от Сан-Паулу, Куритиба находится в пределах 1300 км от производителей 70-80% ВВП Бразилии и располагается между столицами Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая - рынок, насчитывающий 200 млн человек.Мэр Лернер рано понял: чтобы обеспечить услугами и работой растущее население, город должен сбалансировать интересы торговли и сферы услуг с новыми малыми и средними промышленными предприятиями. Прежде чем опомнились спекулянты землей, город в 1972 г. запланировал и в 1975 г. купил более 40 кв. км земли в 10 км к западу от центра для Промышленной зоны. Чтобы обеспечить доступное жилье вблизи рабочих мест, были предусмотрены дома для семей с низким доходом, школы, службы сервиса, культурные центры, улицы, автобусные маршруты (включая специальный маршрут к самому крупному бедному пригороду) и защита незастроенных площадей: в Промышленной зоне площадь леса почти равна площади фабрик. Город также начал расширять более 500 промышленных предприятий, не загрязняющих окружающую среду, которые обеспечивают пятую часть всех рабочих мест - 50 000 непосредственно на этих предприятиях и 150 000 - в смежных отраслях. Чтобы поощрить фирмы уменьшать, повторно использовать и перерабатывать отходы, их обязали хранить твердые отходы на своей собственной территории. Рабочие могут добираться на работу из близлежащих домов пешком или на велосипеде, без каких-либо затрат, и использовать свои ежемесячные транспортные ваучеры для покупки велосипедов. Отличительный маркетинговый знак Куритибы привлекает компании. Хорошо представлены международные фирмы, отчасти из-за высокого качества жизни: руководители рассчитывают, что они сэкономят двадцать часов в неделю на поездках на работу по сравнению с временем, которое они потратили бы в Сан-Паулу, или девять лет за все время работы. Перед началом своего развития Куритиба не была заметно богаче или беднее, чем другие города в Южной Бразилии. В 1980 г. ВВП на душу населения здесь всего на 10% превышал средний уровень для Бразилии. Но к 1996 г. этот показатель поднялся до 65%. Что более важно, эффективность муниципальных услуг увеличила ежемесячный семейный доход бедных граждан с 300 долл. до 400 или даже 500 долл. Что обеспечило это огромное преимущество для бедных жителей Куритибы? Не прямые платежи из муниципального бюджета города, которые в 1992 г. составляли 0,25 млрд долл. для города с населением 1,3 млн человек, или 156 долл. на душу населения - в 8 раз меньше, чем в Детройте. Это связано с тем, что финансирование социального обеспечения в Куритибе расходуется более эффективно, чем, вероятно, в любом городе Северной Америки. Муниципальное правительство привержено решениям, которые являются простыми, быстрыми, дарящими радость и дешевыми. МакКиббен назвал это "конструктивным прагматизмом". Лернер, убежденный, что надежда питается заметными изменениями к лучшему, насаждал культуру быстрых решений: "Кредитные карточки обеспечивают нам товары быстро, факсы передают нам сообщения быстро; единственная наша вещь, которая еще пребывает в каменном веке, - это центральное правительство". Доверие к муниципалитету Куритибы обусловлено тем, что большой парк создается здесь всего за 20 дней, а запуск обширной программы утилизации отходов происходит через несколько месяцев после принятия ее концепции. Жители Куритибы также привыкли, что у них прозрачное, честное и ответственное правительство - слишком большая редкость в Бразилии. Любой политический деятель, у которого не хватает ума придерживаться этих идеалов, будет немедленно поднят на смех Воса Maldita - колоритной секцией торгового центра Луиса Ксавьера, отражающей недовольство публики. Город построил реальное и мощное средство устрашения, которое градостроитель Джонас Рабинович называет "подлинным механизмом ... обеспечения всеобъемлющей законности своим действиям. Один пример: люди голосуют за усовершенствования, которые они хотели бы видеть в своем микрорайоне, тем, что платят налоги на недвижимость". Поскольку быстро изменяющийся курс склонной к инфляции национальной валюты трудно вычислить, некоторые куритиб-ские комментаторы измеряют городские инвестиции в новой единице - это стоимость асфальтирования 1 км улицы, или приблизительно 0,5 млн долл. Например, стоимость трубчатой автобусной станции эквивалентна 0,5 км; стоимость Маяка Знания -0,2 км. Каждый маяк - это библиотека в форме ярко расцвеченной 16-метровой башни, она содержит приблизительно 7000 томов, в том числе десятитомное издание об истории, культуре, гражданском обществе и окружающей среде Куритибы - фундаментальный элемент всего начального обучения. Бедные ученики получают это издание в обмен на мусор, подлежащий утилизации. Стоимость печати книг в количестве, достаточном, чтобы обучать не менее трети миллиона детей (в течение четырех лет), - это хорошее использование стоимости 3 км асфальта. Маяки также имеют подключение к Интернету и стали первыми общественными терминалами Бразилии. Вершина каждого Маяка используется как ночная дозорная вышка с прожектором и полицейским, который обеспечивает безопасность детей, приходящих из соседних кварталов. Маяки Знания вырастают по всему городу; поставлена цель, чтобы каждый ребенок мог прийти туда пешком из своего дома. В Куритибе все используется по-новому. Магазин пороха стал театром. Большой особняк был преобразован в центр планирования, армейский штаб - в фонд культуры, литейный цех - в популярный торговый центр, а самый старый дом - в издательский центр. Старая железнодорожная станция стала Музеем железных дорог, а фабрика клея - Центром творчества, где дети создают изделия кустарного промысла (которые магазины для туристов затем продают, внося средства в социальные программы). Карьер стал знаменитым амфитеатром, где из кабеля и поликарбоната построен (за 60 дней) каркас оперного театра. Мусорная свалка была преобразована в замечательный Ботанический сад площадью в 4,4 га, который стал домом для 220 000 видов растений, а еще один заброшенный карьер превратился в Свободный университет окружающей среды. Построенный из старых автопокрышек и опор линий электропередач, Свободный университет организует лекции для всех - владельцев магазинов, менеджеров по строительству, журналистов, преподавателей, домохозяек и (в обязательном порядке) водителей такси - об использовании земли и проблемах окружающей среды, имеющих отношение к их работе. Автобусы Куритибы также утилизируются. Средний возраст автобуса, находящегося в эксплуатации, здесь составляет 3,5 года, в то время как в среднем для Бразилии он равен восьми годам, а разрешенный предел - десять лет. Изношенные автобусы в Куритибе часто становятся передвижными учебными центрами для рабочих. Припаркованные в трущобах и снабженные инструментами, они называются Linha do Oficio ("Рабочий маршрут" или "Путь к работе"). В них работают часто сменяемые преподаватели из близлежащих кварталов, которые обучают более 10 000 человек в год сорока с лишним необходимым профессиям или дисциплинам. Обучение проводится главным образом по вечерам и выходным дням. Трехмесячный курс стоит всего лишь два автобусных жетона - меньше доллара. Другие выведенные из эксплуатации автобусы становятся клиниками, классными комнатами, детскими садами, продовольственными магазинами, суповыми кухнями и туристическими автобусами для экскурсий по паркам в выходные дни. Эти нововведения во многом обязаны персоналу муниципальных отделов города. Они часто возглавляются женщинами и имеют в своем составе архитекторов, которые умеют решать возникающие задачи профессионально, в отличие от традиционных бюрократов, умеющих объяснить, почему задачи не могут быть решены. Междисциплинарный семинар - стандартный процесс проектирования у архитекторов - является основным механизмом решения проблем в Куритибе. Концептуальный анализ новых идей быстро приводит к их реализации. В проект закладываются риски возможных ошибок, поэтому ошибки быстро обнаруживаются, диагностируются и исправляются. Когда бюджет не в состоянии полностью поддержать новую программу, она все равно запускается, чтобы провести предварительный анализ, пока изыскиваются дополнительные ресурсы или сбережения. Часто это приводит к неудачам, жизнь постоянно преподает трудные уроки, идет жестокая борьба за усовершенствования. Руководствуясь накопленным опытом Института исследований и городского планирования и коллективной мудростью всех слоев населения, Куритиба неутомимо экспериментирует и совершенствует любой начатый проект. Извне этот процесс может показаться легким, но это не так. Рабинович подчеркивает многие проблемы, с которыми регулярно сталкивалось правительство Куритибы. Однако процесс, в ходе которого правительство стремится преодолевать эти трудности, постоянно применяя системный подход, гораздо важнее отдельных успехов. Дети и здоровье, мусор и пищаДля многих детей и молодых людей Куритибы главная забота - добыть себе пропитание на завтра. Как остров благопристойности и успеха в трясине отчаяния, город породил вокруг себя в начале 90-х годов 209 районов трущоб. В них живет девятая часть населения, которое страдает от болезней, переносимых крысами и загрязненной водой. Во время своего третьего срока (1989-1992 гг.) Лернер столкнулся с проблемой выросшего вдвое населения и роста социальной напряженности. В ответ он удвоил постоянные усилия Куритибы, направленные на поддержку беднейших граждан, особенно детей, заботу о которых взяла на себя Первая Леди города.Внимание города к детям начинается со сдержанных советов по планированию семьи и продолжается благодаря заботе о женщинах в ранний предродовой и послеродовой период. Улучшение медицинского обслуживания сократило смертность младенцев почти на одну пятую за четыре года. В 1996 г. она все еще в 2 с лишним раза превышала средний уровень в США, но была в 3 раза ниже, чем в среднем по Бразилии. Это самый низкий уровень детской смертности в стране, и он устойчиво уменьшается. Бедные дети регулярно посещаются работниками службы здравоохранения, проводятся обязательные бесплатные осмотры, результаты которых регистрируются в персональной книге здоровья до пятилетнего возраста. Профилактическое здравоохранение внедрено повсюду - в школах, детских садах и центрах для детей и подростков. Город имеет 88 станций здоровья, пять из которых работают круглосуточно. Каждый центр включает аптеку, которая бесплатно распределяет 81 вид коммерческих и традиционных лекарств - 3 млн доз в месяц. Эти лекарства применяют при четырех пятых из наиболее распространенных заболеваний и покупают большими партиями, чтобы сэкономить затраты на упаковку. Поскольку здоровье тесно связано с санитарными условиями и питанием, Куритиба нашла творческий способ финансировать оба эти направления, превращая мусор в ценности. Эксперты предупредили, что когда население города превысит миллион жителей, потребуется не только метро, но также и дорогостоящий механический завод для ежедневной сортировки 800 т мусора. В обоих случаях Куритиба выбрал свой путь. В соответствии с инициативой 1989 г. под названием "Мусор, который не является мусором", больше 70% домашних хозяйств начали сортировать продукты, поддающиеся повторному использованию, и выставлять мешки с ними у кромки тротуара, где их трижды в неделю собирают зеленые грузовики частной фирмы, которая выиграла общественный конкурс и получила специальную привилегию от местных властей. Органические отходы помещаются в один пластмассовый мешок; бумага, металл, стекло и т.п. - в другой. Две трети раздельно помещенных в мешки утилизируемых продуктов перерабатываются и продаются. Этот замкнутый цикл компенсирует более половины эксплуатационных расходов, которые раньше часто представляли собой самый большой раздел в муниципальном бюджете. Сортировочные станции, построенные из деталей демонтированных домов, нанимают бездомных, нетрудоспособных и алкоголиков, прошедших курс реабилитации. Использование свалок уменьшилось на шестую часть по весу и еще больше по объему. Грунтовые воды защищены от загрязнения благодаря выщелачиванию мусора. Только переработка бумаги помогает Куритибе спасти 1200 деревьев в день. Город также финансирует Программу покупки мусора, иначе пришлось бы оплачивать сбор отходов в бедных пригородах, где нормальный сбор мусора почти невозможен, потому что грузовики не могут проехать по немощеным переулкам. Теперь в рамках проекта "Зеленый обмен" маленький грузовик останавливается в одном из более чем 100 стихийно возникших поселений города и звонит в колокол. Десятки тысяч граждан поселения отвечают тем, что приносят мешки мусора в обмен на продовольствие: за 60 кг хлама дают 60 билетов, достаточных для приобретения продовольствия в течение месяца (или автобусные билеты, школьные тетради, рождественские игрушки) для всей семьи. 2 кг утилизируемых отходов дают 1 кг продовольствия. Подобные обмены, составляющие в целом около 100 т в месяц, происходят также в школах и на фабриках. МакКиббен цитирует надпись на обложке билетной книжечки: "Вы несете ответственность за эту программу. Давайте продолжать сотрудничество, и мы сделаем Куритибу чище, чище и человечнее. Вы - пример для Бразилии и даже для всего мира". Эти продовольственные обмены удовлетворяют много потребностей сразу. Рис, бобы, картофель, лук, апельсины, чеснок, яйца, бананы, морковь и мед, которые получают люди, - это сезонные излишки, купленные у местных фермеров, что спасает их от разорения. Для поддержания общественного здоровья поощряют очистку от мусора участков земли, до которых трудно добраться, главным образом около рек. Эти усилия дополняются программой временного трудоустройства на работах по очистке под названием "Чистим все", финансируемой городом, но организуемой 135 ассоциациями микрорайонов, которые нанимают безработных или пенсионеров, нуждающихся в заработке. Программа дает основания общине гордиться огородами, которые разведены на прежних свалках детьми в свободное от школьных занятий время под руководством крестьян, получивших работу. Все эти инициативы полагаются не на затратную механизацию, а на общественное участие. Улучшению питания содействует не только программа "Зеленого обмена", но и другие проекты, ориентированные на большинство из 700 000 беднейших жителей города. Некоторые семьи могут получить садовые делянки в предместьях через "Программу общественных садов", реализуемую ассоциациями соседей, и выращивать продовольственные продукты для себя и на продажу. Одна из программ устроила фермы рядом с детским садом, школой и зданиями ассоциации соседей, где городские агрономы обеспечивают таких фермеров семенами, материалами, инвентарем и дают советы. Другая программа организует рестораны и другие подобные заведения, чтобы распределять пищевые продукты и излишки среди нуждающихся. Городской Отдел здравоохранения предлагает инструкцию по разведению лечебных растений в домашних условиях. Чтобы помочь беднякам более экономно расходовать свои средства и воспрепятствовать спекуляциям, город испытал компьютеризированную телефонную систему, которая сообщает покупателям текущие цены 222 основных продуктов в 12 крупнейших универсамах. Семейные склады совершают оптовые закупки продовольствия, туалетных принадлежностей и чистящих средств для продажи их семьям с низкими доходами по ценам на 30% ниже розничных. Образование, дневной уход за детьми и рабочие местаУчитывая, что ежедневно в Куритибе рождается почти 100 детей, город должен тратить 27% своего бюджета на образование. 120 с лишним городских школ, многие из которых повторно используются для вечернего обучения взрослых, позволили достигнуть одного из самых высоких уровней грамотности в Бразилии (более 94% в 1996 г.) и при этом у них самый низкий отсев из начальной школы. Экологическое образование также начинается в раннем детстве и не преподается в изоляции, а интегрировано в основной учебный план. Высший приоритет города начиная с 1971 г. - это подход к окружающей среде не просто как к паркам, но как к природному и социальному окружению, которое формирует завтрашних граждан. Десятки Центров комплексного образования работают рядом с обычными школами, половина учебного времени каждого школьника - это лекции прекрасно подготовленных преподавателей.Обучение - только один элемент в обширной сети социального обеспечения, ориентированной на детей. Более 200 детских садов, бесплатных для семей с низким доходом и открытых 11 часов в день (достаточно долго, чтобы помочь работающим родителям), расположены рядом со многими школами и обеспечивают четырехразовое питание примерно для 12 000 детей, которые иначе блуждали бы в трущобах, пока их родители находятся на работе. (Страдания от голода могли бы привести их, так же как в других бразильски. Оригинал статьи находится на сайте Роза Ветров Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |