Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 09.03.2008

Почему люди не летают так, как птицы?

Почему люди не летают так, как птицы?
Почему люди не летают так, как птицы?
– Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого, – снова и снова повторял Джонатан, – это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело…
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


В 20 веке было написано достаточно книг, которые могли бы изменить жизнь человечества. И, наверное, они все-таки что-то изменили внутри нас, чтобы сделать нас такими, какими мы стали, – не верящими никому кроме себя и одновременно испытывающими ностальгию по чуду. Для российского читателя «Чайка» Ричарда Баха как раз одна из таких книг, зачитанная, обдуманная, многократно цитированная, очень личная в восприятии, и поэтому можно предположить, как сложно было воплотить ее на театральных подмостках. И ясно, что на такой эксперимент мог отважиться только режиссер, работающий с молодыми актерами, направляющий эту сочную яркую энергию юности в экзистенциальные переживания героя. Это могло произойти только здесь! Добро пожаловать, Московский молодежный экспериментальный театр-студия Вячеслава Спесивцева.

Нам удивительно повезло – мы попали на спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» в тот день, когда сын режиссера Семен Спесивцев впервые вышел на сцену в роли чайки-Джонатана. Роль его ученика чайки-Флетчера сыграл 14 летний Дима Романов.

Кстати, музыку для спектакля написала легендарная группа «Ария», песню «Я свободен», которая звучит лейтмотивом, вы и сами наверняка слышали по радио. И может быть, даже задумывались «почему люди не летают?» А кто вам сказал, что не летают?

– На самом деле каждый из нас воплощает собой идею Великой Чайки, всеобъемлющую идею свободы, – говорил Джонатан по вечерам, стоя на берегу, – и безошибочность полета – это еще один шаг, приближающий нас к выражению нашей подлинной сущности. Для нас не должно существовать никаких преград. Вот почему мы стремимся овладеть высокими скоростями, и малыми скоростями, и фигурами высшего пилотажа…
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


– В чем, ты – Джонотан Ливингстон, а в чем Семен, и в чем ты – Флетчер и в чем ты – Дима?

Семён: – Семен я во всем, а насколько я Джонатан, наверно, судить, не мне. В каких-то поступках, ситуациях я стараюсь идти вместе с внутренним Джонатаном, хотя мир диктует свои правила. Я не подчиняюсь стае, но могу подчиниться руководству, если это связано с работой. Будни – это будни, а, все-таки, книжки – это книжки.

На самом деле, никогда не сыграешь роль, если под образ героя не подкладываешь своего жизненного опыта. Естественно, когда я играю Джонатана, там во многом я ищу точку соприкосновения с самим собой. Наверное, вот эта точка и есть искусство.

Дима: – Флетчер свободен во всем и готов пойти на все ради свободы. Мне же в жизни, как и всем, приходиться себя иногда сдерживать. Против стаи в чем-то серьезном идти все-таки опасно и страшно. Если человек выделяется, то его обычно начинают его презирать, игнорировать.

– Джонатан, … Такие птицы, как ты, – редчайшее исключение. Большинство из нас движется вперед так медленно. Мы переходим из одного мира в другой, почти такой же, и тут же забываем, откуда мы пришли; нам все равно, куда нас ведут, нам важно только то, что происходит сию минуту. Ты представляешь, сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней, Джон, десять тысяч! А потом еще сто жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим. Тот же закон, разумеется, действует и здесь: мы выбираем следующий мир в согласии с тем, чему мы научились в этом. Если мы не научились ничему, следующий мир окажется точно таким же, как этот, и нам придется снова преодолевать те же преграды с теми же свинцовыми гирями на лапах.
Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


– Когда Джонатан Ливингстон учит летать подрастающих чаек, он говорит им: «вы только осознайте, что вы это уже умеете». Вот ты осознал, что уже умеешь летать?

Семен: – Когда я учился в школе, мне казалось, что учиться – это самое главное в жизни, и на это все заканчивается. Сейчас, оглядываясь на те временя, я думаю: «Ну, это же даже не школа была, а детский сад, где все педагоги нас тянули, лишь бы мы тройку заработали». Потом я закончил Щепкинское театральное училище, моим художественным руководителем был Николай Николаевич Афонин, за что ему и его педагогам я очень благодарен, потрясающее образование, потрясающие люди. Именно эти люди и мои родители сформировали мое «я», ведь основы закладываются не самим человеком, а обществом, теми, с кем он общается.

Когда я учился там, мне казалось, что это самое главное, но потом я понял, что и там не было ничего ужасного, сложного. Просто надо было заниматься творчеством и не лениться. Потом я пошел в армию и думал: «Не дай бог, что-то не так сделать, это будет конец». Но я демобилизовался, и помню, как на следующий день уже шел по Москве и думал: «А было ли это?» Я говорю об этом потому, что мы преодолеваем периоды в своей жизни и обнаруживаем, что предыдущая ступень вовсе не была сложной.

Доказано научно, что человеческий мозг используется на 11%, если бы он использовался на все 100%, то всего вероятнее, человек мог бы летать. Ричард Бах был летчиком, и мечтал, что следующее поколение полетит. Человек без крыльев, так возьмет и полетит. Усилием воли. И я в этом уверен.

Дима: – Да, конечно, я это осознал. И в жизни, так и на сцене. Артист в жизни как зритель, а на сцене он живет, пытаясь что-то доказать зрителю. Я осознал, то, что я могу летать и пытаюсь научить этому другого. Действительно, человек идет семимильными шагами к познанию. Оглядываясь назад, видит, что все в прошлом было не так уж и трудно.

– «Чайка» Ричарда Баха стоит в одном ряду с другой его работой «Иллюзиями, или приключениями вынужденного мессии». Тема обучения нового поколения, передачи знания очень важна и для автора, и в спектакле она, пожалуй, уступает только апофеозу личной свободы героев. Как на ваш взгляд, кто не в театре, а в жизни научит «новое человечество» жить, летать?

Семен: – Эти учителя в книгах, в колоссальном опыте, накопленном человечеством, да и всегда рядом найдутся люди, у которых есть чему поучиться. Принято считать, что люди из поколения в поколение становятся все хуже. Но мне кажется, что на самом деле, человек не становится хуже, просто есть какие-то временные отрезки, когда он становится более жестоким, но потом все равно как-то выкарабкивается. «Чайка» Ричарда Баха в том числе и об этом, что есть не только материальные ценности, но и духовные.

– Ох, Флетч! Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью. Интересно, когда ты, наконец, это поймешь?
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


– А вот постоянно в спектакле постоянно повторяются слова «любовь, свобода». Что за категория такая «любовь»? Дима: – Любовь – это то, что дано постигнуть далеко не каждому. Каждый человек стремиться сделать что-то для себя. И, только достигнув чего-то действительно совершенного, когда поймешь то, что ты хорошо знаешь свое дело, тогда уже захочется передать это кому-то другому. Любовь проявляется в стремлении к тому, чтобы поделиться с кем-то другим тем, что ты уже знаешь, тем, что ты освоил.

Семен: – Любовь может быть разной, к женщине, к любимому делу, к искусству (я вот хочу играть на сцене), даже к наркотикам. Любовь – это опьянение, когда ни о чем другом просто не думаешь.

– Что такое свобода?

Дима: – Свобода – это не тогда, когда ты можешь делать все, что угодно. А свобода – это, когда ты можешь заниматься своим любимым делом, и тебе в этом помогают, когда ты можешь развиваться и направляться в ту сторону, в которую тебе хочется.

Семен: – Согласен с Димой. Моя свобода – это театр. Наверное, самая уникальная в мире свобода – это актерская свобода, потому что ты можешь в любое время перенестись и стать кем угодно – Треплевым или Отелло. Настолько много создано в драматургии и в литературе колоссальных образов, положительных и отрицательных.

Если говорить словами Ричарда Баха, то есть Единый закон: «ты вправе жить здесь и сейчас так, как подсказывает тебе твое «я»». Есть физические, математические законы, а этот закон распространяется далеко не на всех, а только на тех людей, которые это поняли.


Оригинал статьи находится на сайте Новое человечество











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ