Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ





Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняТолерантность

Бог един, да люди не едины

Зайнулла Багишаев

Ужасы террора. Изображение с сайта: http://www.theage.com.au
Ужасы террора - плата за различия?
Чуть ли не каждый день средства массовой информации сообщают о террористических актах и экстремистских заявлениях, за которыми стоят различного рода "религиозные организации".

Противостояние на религиозной почве нельзя назвать особенностью нашего времени. Оно существовало на протяжении тысячелетий. Но человечество вступает в новую фазу своего исторического развития. И религия в своем прежнем виде, как идеологическая основа общества, безвозвратно уходит в прошлое и занимает далеко не то место, которое она занимала когда-то. Хотя, разумеется, как в прошлом, так и в настоящем разные народы, как, впрочем, и люди одной страны, находятся на различных ступенях ментального и исторического развития, а религия оказывает на жизнь государства, как и отдельных людей, отнюдь не равную степень влияния.

По нашему глубокому убеждению, сегодня совершенно неправомерно говорить о противоборстве религий или о борьбе цивилизаций и исходя из этого строить внешнюю и внутреннюю политику государств. Так же как нельзя огульно причислять все живущие по своим исторически сложившимся убеждениям и традициям народы к отсталым, а тем более к потенциально террористическим.

О какой межрелигиозной борьбе может идти речь в современных условиях, когда, с одной стороны, большинство жителей планеты считают себя атеистами, а с другой – значительная часть тех, которые относят себя к верующим, не знают духовных основ той религии, к которой считают себя принадлежащими.

Далеко за примерами ходить не надо. Еще не успели улечься страсти вокруг "датских" карикатур на пророка Мухаммеда, всколыхнувшие "мусульманский мир" и в очередной раз противопоставившие его "миру христианскому", как пришло сообщение о том, что в Ираке шииты взорвали мечеть своих "единоверцев" – суннитов. Но действительно ли за весьма острой реакцией отдельных личностей, считающих себя мусульманами, стоит вероучение, изложенное в Коране? Именно так пытаются представить мировой общественности некоторые "знатоки ислама", навязывающие мировому общественному сознанию миф о якобы особом религиозном экстремизме этой религии? А ведь человек, даже мало-мальски знакомый с Кораном, знает, что эта Книга в силу многих исторически обусловленных причин значительно терпимее, чем Новый Завет, а тем более Тора, относится даже к язычникам.

Тем, что сегодня мнят себя апологетами веры и непримиримыми борцами за ее идеалы или за чистоту вероисповедания, можно было бы рекомендовать более внимательно читать Тору, Новый Завет и Коран. Но не будем столь наивны, ибо они преследуют отнюдь не духовные цели и не пекутся о мире между народами.

Разумеется, среди лиц, которые оказываются вовлеченными в экстремистскую, а нередко и в террористическую деятельность, далеко не все имеют политические цели или поклоняются "золотому тельцу". В их рядах нередко оказываются недалекие и обиженные жизнью заблудшие души. Есть среди них и люди с больной психикой. Есть и так называемые религиозные фанатики. Именно последние представляют особую общественную опасность, ибо ради идеалов веры готовы не задумываясь принести в жертву собственную жизнь.

Изображение с сайта: http://guidance.gospelcom.net
Что же может помочь нам?
Поэтому ни введение смертной казни для террористов, ни самые успешные операции спецслужб не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Смерть во имя веры, тем более от рук тех, кого религиозный фанатик считает неверными, является мученической, а значит, служит образцом для подражания многим другим.

Не секрет, что именно религиозная безграмотность подавляющего большинства населения земного шара является той почвой, на которой взращиваются абсолютно бездуховные явления, включая экстремизм и терроризм, и которые не имеют ничего общего с ценностями иудаизма, христианства и ислама. Порой дело доходит до абсурда. Например, спрашивая: "Ты христианин?" – нередко слышишь в ответ: "Нет, я православный". Или на вопрос человеку, выкрикивающему "Аллах Акбар!": "Чем отличается Бог, которому ты поклоняешься, от Бога иудеев?" – слышишь: "Наш Бог Аллах!" Многие, к великому сожалению, не могут даже предположить, что и иудеи, и христиане, и мусульмане поклоняются Единому Богу, который, согласно Торе, Библии и Корану, вначале открылся Аврааму (Ибрагиму) и которому вслед за Авраамом поклонялись Исаак, Яков-Израиль (Якуб), Моисей (Муса), Иисус (Иса сын Марйам) и, наконец, Мухаммед (Магомет).

Но кто же может просветить в вопросах веры современного человека? Мы позволим себе утверждать, что отнюдь не священнослужители. Ибо они являются носителями сугубо определенных религиозных установок и не способны в силу самой специфики своей профессиональной деятельности выступить в качестве консолидирующей миротворческой силы. В лучшем случае, показываясь на телеэкране, священнослужители будут говорить о том, что именно их вероучение отвергает насилие и террор и что именно оно является сторонником идей мира и дружбы между народами.

Не поможет и курс "История мировых религий", введенный в учебные планы средних школ страны, который имеет не только весьма спорную концепцию и уязвимое во многом содержание, но, самое главное, не позволяет взглянуть на Священные Писания с точки зрения достижений современной науки и культурно-исторических ценностей.

Так что же делать?

Во-первых, необходимо признать, что поскольку террористическая и экстремистская деятельность деструктивных для мировой общественности сил облекается в идеологическую форму, то проблема не может быть эффективно решена без разработки программы идеологического противодействия терроризму и экстремизму.

Во-вторых, следует осознать, что экстремизм и терроризм в религиозной сфере являются не только реакцией на тяжелые социально-экономические условия существования или неспособностью адаптироваться к новым реалиям жизни определенных групп населения и своеобразной формой выражения их социального протеста, но и результатом вполне закономерного общеисторического процесса развития человечества.

В-третьих, надлежит признать, что наиболее уязвимыми для современного религиозного и этнического сознания, самосознания и общественно значимого поведения и актуальными не только для граждан нашей страны, но и всего мира являются взаимоотношения приверженцев иудаизма, христианства и ислама. Именно на позитивность этих взаимоотношений должны быть направлены усилия как государственных, так и общественных структур всего мирового сообщества.

В-четвертых, мировому общественному сознанию необходимо предложить мировоззрение, которое, базируясь на достижениях современных научных знаний и культурных ценностей, позволяет по-новому взглянуть на сведения, содержащиеся в Священных Писаниях, составляющих единую духовную основу иудаизма, христианства и ислама. Необходимо показать не только взаимосвязь, а также историческую и этническую обусловленность сложившихся вероисповеданий, но и непреходящую значимость сведений, содержащихся в Торе, Библии и Коране, для существования и перспектив развития всего человечества.

В-пятых, необходимо разработать специальную программу не только религиозного, но и духовного просвещения широких масс населения.

В современных условиях, когда благодаря научно-техническим достижениям человечества создано практически единое информационное поле всей планеты и когда даже одно неосторожно брошенное в эфир слово может всколыхнуть практически всю мировую общественность, когда несравнимо возросла активность миграционных процессов, а в планетарном масштабе интенсивно формируются единые стандарты не только в технике и технологии, но и во многих других сферах, разработка новой идеологии, базирующейся на непреходящих мировоззренческих ценностях, изложенных в Священных Писаниях, является делом чрезвычайной важности не только для противодействия экстремизму и терроризму в религиозной сфере, но и для перспектив развития всего человечества.

Проблемы, обозначенные в данной статье, настолько сложны и многогранны, что решить их разом и к строго заданному времени невозможно. Не только потому, что они встретят, мягко выражаясь, активное сопротивление тех отщепенцев, которые получают огромную выгоду от межрелигиозного и межэтнического противостояния, не только потому, что вызовут настойчивое противодействие некоторых не очень далеких по уму и не очень чутких по сердцу священнослужителей, не только потому, что наткнутся на инертность многих государственных структур, но и потому, что требуют участия многих людей самых разных специальностей, начиная от философов, психологов и правоведов и кончая законодателями. Причем из всех заинтересованных стран.


Ни введение смертной казни для террористов, ни самые успешные операции спецслужб не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Смерть во имя веры является мученической, а значит, служит образцом для подражания.

Об авторе: Зайнулла Багишаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, доктор педагогических наук

Оригинал статьи находится на сайте




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство