Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняТолерантность

Веротерпимость или вероуважение?

Илья Барабаш

Сто лет назад Николай II издал указ о веротерпимости. Сегодня вопрос «Быть или не быть в России вместе иудеям, мусульманам, католикам и православным?» столь же актуален

Сто лет прошло с тех пор, как Николай II издал указ о веротерпимости, который улучшал положение старообрядческих и неправославных церквей в России. Революция 1917 года перевернула старый уклад жизни и принесла совершенно другие проблемы. Но сегодня, сто лет спустя, мы снова возвращаемся к вопросу: быть или не быть в нашей стране вместе старообрядцам, иудеям, мусульманам, католикам и православным? И вопрос этот становится все острее и острее.

Нужна ли религия в современном мире?..
Нужна ли религия в современном мире?..
Размышляя над ним, мы обратились к представителям трех неправославных конфессий. Все они, независимо друг от друга, отметили, что за последние 10–20 лет отношение к религии в нашем обществе очень изменилось и, возможно, скоро она будет играть в жизни человека такую же важную роль, как сто и более лет назад, несмотря на развитие науки и технологий. Каково же место религии в жизни современного человека?

Марк Давидович Грубарг, председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины

Религия никогда не была вместо телефона или телевизора. Она для человека, который задумывается над своей жизнью...

Религия нужна в любые времена. А сейчас еще больше, чем раньше. Человеку, жившему в маленьком городе или в деревне, соблюдать нравственные правила поведения было проще. Потому что он жил в ограниченном кругу людей, был у всех на виду, его знали в трех поколениях. Он должен был заботиться о чести семьи, и поэтому следовать заповедям «не укради», «не убей», «не обмани», «не прелюбодействуй» ему было легче. Да и сама природа, ее красота, могущество заставляли думать о Всевышнем.

У Бога нет религии.
Махатма Ганди

Человеку, живущему в мегаполисе, человеку без корней, потому что там никто не знает ни его самого, ни его семью, это намного сложней. Он чувствует себя менее защищенным: за ним ничего не стоит. А когда мы начинаем задумываться над своей жизнью? Когда чувствуем свою незащищенность. Это только кажется, что в большом городе, в цивилизации, с человеком меньше всего случается и он менее подвержен каким-то воздействиям. Гораздо больше! И напряжение сильнее. И поэтому обращение к Творцу, к Богу для него очень естественно.

Александр Александрович Пастор, президент Генерального синода Евангелическо-лютеранской церкви России

Знакомые часто меня спрашивают: «Как ты, кандидат физико-математических наук, можешь верить в Бога? Это же несерьезно!»

Я отвечаю так. Чем больше мы знаем, тем протяженнее та граница, которая нас отделяет от еще неизвестного. И даже в нас самих есть что-то, чего мы не понимаем. Например, я спрашиваю какого-нибудь рационалиста-физика: «Как ты сделал свое самое великое открытие в жизни?» Он отвечает: «Да, я помню, это было озарение». — «И ты, конечно, можешь мне теперь сказать, с помощью каких формул ты пришел от начальных положений к открытию?» Если он честный человек, он скажет: «Нет, не могу». И тогда я говорю: «Видишь, в твоей душе есть место для Бога». Так что я не вижу противоречий между наукой и религией. Я думаю, эти противоречия надуманны... Исаак Ньютон, великий физик, говорил, что сам себе напоминает мальчика, играющего в цветные камешки на берегу великого океана неизвестного. Трепет, который он ощущал перед этой тайной, — религиозное чувство.

Буда Бальжиевич Бадмаев, настоятель буддийского дацана в Санкт-Петербурге

Любая религия говорит о том, что человек должен быть счастливым. И его счастье должно быть прочным. А чтобы оно было прочным, мы должны уметь различать благое и неблагое. Если ты придерживаешься благого, добродетельного, счастья в твоей жизни будет больше и оно будет постоянным. А то счастье, которое ты украл, быстро исчезнет. Поэтому надо учиться понимать духовные законы, понимать причинно-следственную связь, существующую между всеми событиями. Тогда ты поймешь, как дальше жить, и твоя жизнь наполнится смыслом. Очень часто люди теряют смысл жизни: у человека все есть, а он почему-то вдруг понимает, что не знает, ради чего живет. И он, естественно, начинает чувствовать себя несчастным. Поэтому любая религиозная модель дает возможность быть счастливым и удерживаться от недобродетельного, от зла.

В разговоре с Богом не нужен переводчик

Очевидно, что религия необходима человеку, потому что отвечает глубокой потребности его души. Как пел в свое время Булат Окуджава, «мне надо на кого-нибудь молиться». Заметьте, как близки оказались мнения представителей трех конфессий, столь различающихся своей историей, обрядностью и прочим!

Интерес к религии в обществе растет... Однако у него есть и своя негативная сторона, которая особенно очевидной стала сейчас. Речь идет о проблеме взаимоотношений разных конфессий друг с другом, о проблеме веротерпимости.

Веротерпимость или вероуважение,.. а может даже любовь...
Веротерпимость или вероуважение,.. а может даже любовь...

Б. Б. Бадмаев
В первую очередь, я бы отметил, что сейчас надо немного изменить этот термин. Ведь что такое веротерпимость? Это когда человек и хотел бы тебе что-то плохое сделать, но терпит. Мы должны видеть корни этой проблемы и не веротерпение воспитывать, а вероуважение.

М. Д. Грубарг
Я бы не стал утверждать, что любые проявления ксенофобии — это вопрос веры. Причины ксенофобии не в расхождении религиозных догматов или принципов, а в созданных предрассудках.
В последнее время возникли некоторые довольно революционные течения. И многие люди, введенные в заблуждение, начинают верить в то, что ни к какой религии отношения не имеет. Кто-то уже, как в Средние века, объявляет крестовые походы против неверных, и мы начинаем разговаривать на языке Средневековья. А этот язык плохо вписывается в современный контекст. И последствия этих действий самые страшные: человека, готового отдать свою жизнь «за веру», уничтожив при этом множество людей, называют святым. Но он не может быть святым!

А. А. Пастор
Меня беспокоит возникновение новых агрессивных религиозных течений, которые проявляют нетерпимость ко всем другим. Это секты в прямом смысле слова. Они утверждают, что только одни спасутся, а остальные нет.

В мире существует множество религий, множество учений и идей Бога — от очень простых, которые принято называть примитивными, до очень сложных монотеистических учений, таких как христианство, иудаизм, ислам. Каждому народу Бог является в своем обличье, но, как показывает сравнительное исследование религий, нравственные идеи и принципы, выраженные в заповедях, очень близки. «Нам независимо от конфессии надо понять, что общечеловеческие ценности одни», — заметил Б. Б. Бадмаев. И поиск этих универсальных ценностей сегодня актуален, как никогда. По словам А. А. Пастора, в ценностях, проповедуемых основными христианскими конфессиями, «...нет принципиальных отличий, так как Евангелие у нас одно».

Однако интерес или, более точно, потребность в религии и воспитание религиозного человека не одно и то же. Как правило, выбор того или иного вероисповедания определяется традицией, национальностью, верой родителей. Это вполне понятно, однако тем самым человек часто лишается возможности сознательно выбрать ту или иную религию.

Интересны данные статистических опросов, проведенных «Ромир мониторинг» в феврале 2003 года. Из всех опрошенных россиян назвали себя православными — 71%. Однако посещают службу каждую неделю лишь 6% из них, несколько раз в год — 34%, вообще не посещают — 21%. И из того же 71% назвавших себя православными верят в Бога лишь 62%, а в существование рая и ада 14%. Вообще не находят время для молитвы 37%, а соблюдают пост лишь 11%. По данным ВЦИОМ, верят в Бога 52% опрошенных россиян, а в воздаяние за грехи — 18%.

«Мы сейчас похожи на народ в пустыне, в духовной пустыне. Когда Моисей вывел евреев из плена египетского, они сорок лет странствовали по пустыне. Так же и мы теперь скитаемся — после нашего плена, который длился семьдесят лет. И нам грозит серьезная опасность подменить истинного Бога идолом — библейскую историю с золотым тельцом вы, наверное, помните. И поэтому я надеюсь только на духовную силу народа и его веру в Бога, которая нам всем поможет преодолеть это искушение», — сказал в интервью А. А. Пастор.

Нас еще ждут переосмысления, поиски и откровения. Но очень хотелось бы, чтобы в наших духовных скитаниях мы не забыли, что «дух Божий веет, где хочет», не ограничивая себя одной нацией или вероисповеданием, и нет ему дела до наших мнений и догм.




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство