Статьи

НаукаЕстествознание

Животные – экстрасенсы

Лаура Гастингс

Фото с сайта http://sunsite.tus.ac.jp

По ту сторону пяти человеческих чувств

Радар, компас, инфракрасные датчики – все эти хитрые изобретения позволяют людям расширить область воспринимаемого нашими природными органами чувств. Они позволяют нам видеть вокруг нас то, что мы обычно не видим. Но эти устройства далеки от оригинала. Исследования мира ощущений животных показывает, что природа изобрела их раньше, чем мы.

Об органах чувств у животных

Наши ощущения сообщают нам все, что мы должны знать об окружающей нас среде. Они помогают избежать опасности и позволяют найти пропитание и убежище. Наши органы восприятия включают зрение, слух, вкус, обоняние, и осязание. Но другие животные, чтобы выжить нуждаются в иной, чем мы информации о мире. Поэтому, они могут иметь органы чувств, которые весьма отличаются от наших: эхолокация, инфракрасное видение, способность воспринимать электрические и магнитные поля.

Эхолокация

Зубатые киты, включая дельфинов, летучие мыши и некоторые землеройки, используют эхолокацию, чтобы ориентироваться в пространстве. Все эти животные издают высокочастотные звуковые сигналы и, в свою очередь, воспринимают отраженные звуки. Специальное ухо и механизмы мозга позволяют им построить трехмерную картину их среды, подобно тому, как это делается с помощью радара. Летучие мыши, например, имеют увеличенные ушные раковины, которые собирают и направляют звук к тонким, сверхчувствительным барабанным перепонкам.

Инфракрасное видение

Гремучие змеи и некоторые гадюки используют глаза, только для того, чтобы видеть днем. А ночью они используют инфракрасные сенсорные органы, чтобы обнаруживать теплокровную добычу и охотиться на нее. Эти инфракрасные «глаза» представляют собой чашеподобные структуры, формирующие грубые изображения, поскольку инфракрасная радиация поражает высокой температурой чувствительную сетчатку.

Восприятие электрических полей

Восприятие электрических полей используется животными многочисленными способами. Электрические угри и некоторые скаты трансформировали мышечные клетки, чтобы производить электрический заряд достаточно сильный, чтобы парализовать и даже убить свою жертву. Другие рыбы используют более слабые электрические поля для навигации в непрозрачной воде или для контроля окружения. Например, костистая рыба и некоторые лягушки имеют боковую линию – ряд сенсорных пор в коже, позволяющий им обнаруживать электрический токи в воде.

Восприятие магнитных полей

Соединение потоков раскаленной магмы в ядре земли и ионных потоков в атмосфере создает магнитное поле, окружающее землю. Удивительно, но множество животных способно к восприятию этих магнитных полей. Так же, как компас помогает нам ориентироваться, определяя направление на северный магнитный полюс, животные, обладающие соответствующими органами чувств, способны находить нужное направление и ориентироваться на больших расстояниях. Изучение поведения животных показало, что многие животные, включая медоносных пчел, акул, морских черепах, скатов, почтовых голубей, перелетных птиц, тунцов, и лососей имеют способность ощущать магнитные поля. Механизм восприятия ими магнитного поля земли еще не известен. Тем не менее, исследователи заметили, что все эти животные имеют включения магнетита в нервных узлах. Магнетит – маленькие подобные магниту кристаллы, реагирует на магнитные поля и может действовать подобно микроскопическим стрелкам компаса. Эти кристаллы могут быть ключом к раскрытию загадки органов чувств у животных.

Перевод: "Человек без границ".
Оригинал статьи находится на сайте Animals.com