СтатьиПослать ссылку другуПсихология > ХаризмаИлья БарабашУслышав слово «харизма», начинающий любитель этимологии тут же, наверное, вскричит: «Происхождение его очевидно!» — и окажется не прав. Всё совсем иначе. Ну а если серьёзно? Ведь как часто звучит с экранов и страниц газет: «харизматичный лидер», «харизма политика», даже курсы есть по развитию харизмы... О чём же идёт речь? У этого слова много родственных понятий, пришедших к нам из греческого и латинских языков: «грация», «евхаристия» (причастие), «шарм», «чары», «хариты», а в современном английском языке ещё и «согласие» и «поздравления» (agree, congratulation). Корни его уходят в глубокую древность. И они поистине божественные: греческое χάρισμα означает «изящество», «радость», «доброта», «милость», «божий дар», «благодать». Три Хариты в Греции и три Грации в Риме были божествами красоты, спутницами Афродиты, очень близкими по своему значению к Музам. Как утверждают лингвисты, последние Но есть одна интересная деталь: я — один или вместе с кем-то, неважно, — могу сознавать, что радуюсь или печалюсь, смеюсь или плачу, внимателен или рассеян, могу контролировать эти свои состояния, однако харизма — это нечто возникающее лишь в общении с другим человеком, в каком-то смысле это всегда взгляд извне. Её может почувствовать только тот, другой, не я сам. Может быть, харизма — это своего рода мера нашей открытости и отдачи другим людям, миру? Ведь сказано: «...никто не зажигает светильника и не ставит его под сосуд, и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет» (Евангелие от Фомы). Может быть, харизма — тот самый внутренний огонь, о котором говорили многие философы и поэты? И в этом смысле нельзя смешивать это таинственное качество человека с более поверхностными имиджем, эмоциональностью или убедительностью речей или жестов. Приведу ещё одну цитату из «Эннеад» философа-неоплатоника Плотина: «Бывают такие лица, которые, хотя они и обладают несомненной красотою черт, тем не менее нельзя назвать привлекательными, поскольку они лишены того, что называется грацией или обаянием, так что и тут, в чувственном мире, красоту составляет не столько сама пропорциональность, сколько тот особый блеск, который её освещает и оживляет и в котором заключена вся тайна истинной красоты. Почему, в самом деле, красота имеет всю свою прелесть только в живом лице, а в мёртвом остаются лишь её следы, и это даже тогда, когда черты лица ещё нисколько не успели измениться? ...Да потому, что первое есть нечто само по себе ценное и желанное, а таково оно потому, что имеет душу». Где же искать харизму, и можно ли пробудить её? Наверное да, но вряд ли на курсах и семинарах по её «развитию», скорее во внимательности к нашим ближним и дальним, в нашем внутреннем мире, в том богатстве души, которым мы можем щедро поделиться с другими.Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |