Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ЛичностиСыны Отечества

Евангелие от Циолковского

Олег Одноколенко, Андрей Замахин (фото)



Благодаря Константину Циолковскому и его сподвижнику Александру Чижевскому провинциальная Калуга считается мистическим центром России. Побывав там, корреспонденты "Итогов" убедились, что место это и впрямь аномальное


Дом-музей К. Э. Циолковского на бывшей Коровинской, теперь улице Циолковского.
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

Авторы обнародованной недавно госпрограммы патриотического воспитания россиян вознамерились через два года торжественно отметить 150-летие со дня рождения отца-основателя отечественной и мировой космонавтики Константина Циолковского. Но весь фокус в том, что сам Константин Эдуардович не считал свои работы в области космоплавания главным делом жизни и возмущался тем, что из него сделали "утилитарного технаря". Как теперь выясняется, космонавтика была для Циолковского побочным продуктом, своего рода интеллектуальным мусором, не самым существенным производным от его увлечения мистикой - философией космизма, которой он на самом деле посвятил всего себя. Во многом благодаря Циолковскому и его более молодому сподвижнику Александру Чижевскому провинциальная Калуга считается мистическим центром России. Побывав там, корреспонденты "Итогов" убедились, что место, где жил Константин Циолковский, и впрямь аномальное.

Окраина

Дом-музей потомственного дворянина Циолковского и сейчас находится почти что на краю города. И как утверждает заведующая домом-музеем Елена Тимошенкова, при выборе места жительства ее прадед скорее всего руководствовался не социальными мотивами, а шестым чувством. Как теперь известно, миллионы лет тому назад в этом районе упал метеорит, и данное событие не прошло для местной "ауры" бесследно. Экспериментально зафиксировано, что звукозаписывающая аппаратура (наша в том числе) во всем доме, и особенно в кабинете Циолковского на втором этаже, дает сбои, а мобильные телефоны глючат. Примечательно также и то, что сам Циолковский мог писать свои философские трактаты только в этом доме и только в своем кабинете. Когда советская власть подыскала ему более комфортное жилье, поток философской мысли оборвался.


Новому поколению калужан еще предстоит узнать, что их именитый земляк был не только отцом-основателем мировой космонавтики
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)


Чувствует на себе особенное влияние этого странного дома и местная охрана. Постовые утверждают, что по ночам дом живет своей жизнью, что там, внутри, постоянно что-то происходит. Но это мистическое обстоятельство нисколько не удивляет персонал, поскольку всем сотрудникам хорошо известно, что согласно теории Циолковского человек как бы не умирает насовсем, он вечен, как атомы, которые после разрушения телесной оболочки могут переселиться во что угодно, и в каком образе сейчас пребывает сам Константин Эдуардович, совершенно неизвестно.

Однако за энергетическую подпитку Циолковскому пришлось заплатить социальным престижем. Обыватели его не понимали. Не понимали, что в их "ареале" делает пижонистый дворянин в крылатке, не понимали, зачем он тратит уйму денег на странные опыты, многие из которых оканчивались взрывами и прочими огнеопасными происшествиями. Не понимали, почему солидный человек разъезжает на велосипеде, почему катается по замерзшей Оке на коньках, используя раскрытый зонтик в качестве паруса. Иначе говоря, считали соседа не от мира сего.

Провинциал по сути, в Москве Циолковский не прижился. Но познакомился там во время учебы с библиотекарем Румянцевского музея неким Николаем Федоровым - субъектом, раздающим свои труды бесплатно, который на поверку оказался гуру российской космической философской мысли, в значительной степени повлиявшим на развитие мировой философии и еще при жизни получившим титул "московский Сократ". И Циолковский более чем повторил своего учителя, даже в том, что занимался самиздатом. Но если Федоров только заложил основы космического совершенствования человечества вплоть до достижения бессмертия, то Циолковский довел эту идею до вариантов практического применения. По Циолковскому, совершенные люди будут жить не только на Земле, но и в космосе, при этом они совсем даже не должны быть похожи на людей.

Космос как предчувствие

Примечательно, что в Калуге как бы отдельно существуют Дом-музей Циолковского и Музей истории космонавтики. Местные последователи Константина Эдуардовича видят в этом глубокий смысл. Известен случай, когда Циолковский заявил, что с легкостью откажется от ракетоплавания, если будет предложен более совершенный способ исследования космического пространства (например, свободное передвижение "человеческой энергии"). Более того, Циолковского нельзя в полной мере считать ни материалистом, ни атеистом. И если Альберт Эйнштейн пришел к Богу уже на закате жизни, осознав, что его теория относительности объясняет в мироустройстве далеко не все, у Циолковского математические расчеты на протяжении всей жизни мирно уживались со сверхъестественным и ни в коем случае не отрицали существования Высшего Разума.


Центральный зал калужского музея истории космонавтики.
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)


К сожалению, философские работы Циолковского при его жизни практически не издавались, а личный архив после смерти взвесили - столько-то пудов рукописей - и отправили в спецхран. Воинствующим материалистам Циолковский-эзотерик был явно не ко двору, поэтому было сделано все, чтобы за ним прочно закрепилась слава этакого советско-российского Кулибина от космоса, а еще лучше - Мичурина от ракетостроения. А эзотерические изыскания объявили причудами гения-самоучки. Городской сумасшедший - ну что с него возьмешь!

Много позже, когда Сергей Королев объявил Циолковского своим учителем, а космонавтика стала одной из официальных советских идеологий (единственная реализованная в полной мере), к калужскому затворнику пришла мировая космическая слава. Вторым первооткрывателем Циолковского можно считать отца Александра Меня, который утверждал, что Константин Эдуардович даже близко не стоял возле атеистов, поскольку пропел в своих философских работах гимн Творцу. Но были и другие исследователи, которые, начитавшись неизвестного Циолковского, сделали заключение о том, что он был не только основоположником космонавтики, но и теоретиком расизма, одним из первых русских идейных фашистов.

Понятно, что в таком контексте обвинения в мистицизме и эзотерике уже не существенны.

Единица духа

Циолковский слыл монистом, поэтому не разделял мир на реальный и потусторонний, верил в единство мироздания, а атом считал не только единицей материи, но и единицей духа, причем не отстраненной, а чувственной. Иначе говоря, куда бы после смерти человека его атом (вечный и бесконечный, как и вся материя) ни переселился, он осознает и себя, и свое человеческое прошлое. И если после смерти атомы человека вдруг образуют баобаб или в лучшем случае тварь бессловесную, они от этого будут страдать. Преступлением, равносильным убийству, Циолковский также считал возрождение человека в виде калеки или убогого и полагал, что надо позаботиться о том, чтобы этого не произошло. Как это сделать, если естественный отбор никакой гарантии не дает?

Рецепт калужского отшельника - искусственный отбор, а если точнее - социальный отбор. По его мнению, следовало организовать общество так, чтобы право на продолжение рода получили только совершенные нравственно и физически человеческие существа. А лучше просто гении, которые, с его точки зрения, являются источниками прогресса вообще и совершенствования в частности. Для этого общество должно быть разделено на соответствующие категории, причем полную свободу поступков и воли будет иметь только самая высшая, освобожденная от многих "предрассудков", в том числе и от необходимости размножаться физиологическим путем (очень актуальная мысль, учитывая пробирочный метод воспроизводства и современные опыты с клонированием). Также он считал необходимым избавиться в перспективе от рыб, прочих животных и в целом от живой природы, чтобы атомы-духи больше не страдали в результате неудачного переселения душ.

Кстати, быть негром или индейцем в другой жизни Циолковский также не изъявлял желания. Да и сам нынешний человеческий образ не казался ему верхом совершенства. По его мнению, в будущем то, что ныне звучит гордо, должно напоминать шар, наполненный информацией, - геометрически совершенную фигуру.

Человек-шар - это Циолковскому еще простили. А вот за нелюбовь к неграм и индейцам причислили к расистам.

С точки зрения сотрудника Музея истории космонавтики в Калуге Веры Алексеевой, это вульгарная трактовка, проистекающая из примитивного прочтения Циолковского. И вообще учение Циолковского - не догма, не руководство к действию, не инструкция, в конце концов, а один из методов совершенствования. Никого унизить, а тем более уничтожать Циолковский не намеревался, а просто хотел сделать так, чтобы и человек, и его дух были совершенны, чтобы человечество не имело тех проблем, от которых страдает сегодня. И вот тут в его рассуждениях появляется космонавтика.

Поскольку совершенствование человека и формы его существования в итоге выливается в бессмертие, Земле грозит перенаселение, так что освоение космоса неизбежно. Кстати, изводить другие расы и уничтожать природу моментально он совсем не собирался. Ученый считал, что этот процесс займет многие миллионы лет. Но нам не дано узнать, по крайней мере сейчас и в нынешнем нашем состоянии, насколько его теория верна.


Правнучка Циолковского Елена Тимошенкова на лестнице, которая, как считал ее знаменитый предок, ведет в космос.
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)


Но как бы там ни было, уже сегодня теория Циолковского начинает осуществляться на практике. В недрах Сибири, по словам Веры Алексеевой, существуют поселения, в которых обитатели разбиты по ролевому принципу на категории. Хочешь полной свободы - живи на низшем уровне. Хочешь быть избранным - подчиняйся социальным правилам и соблюдай известные ограничения. Проще говоря, пробуй себя во всех ипостасях - шанс дан всем, демократия полная, только сумей проявить себя. Но ограничения на высшем уровне жесткие. Даже женитьба по разрешению. Но это не ноу-хау. Еще на царском флоте морской офицер мог повести свою избранницу под венец только в том случае, если ее кандидатуру утверждала кают-компания. За ослушание - отставка, поскольку считалось, что "плохая" кровь портит во всех отношениях совершенную офицерскую касту.

Впрочем, аномальное происхождение Калуги не оставляет нынешних ее обитателей и оказывает влияние на приезжих. В городе существует несколько обществ, изучающих непознанное, которые вполне можно отнести к последователям Циолковского. А его могила в центре городского парка стала для них традиционным местом общения с космосом. Даже прагматик по определению доктор технических наук космонавт Константин Феоктистов не уберегся от влияния слишком смелых идей основателя космонавтики. По его мнению, пилотируемая космонавтика не слишком рациональный метод исследования космического пространства. Человека должны заменить приборы и облеченная в некую форму информация о человеке и человечестве. Очень близко к идее Циолковского о превращении человека в один из видов "лучистой энергии".

Изобретатель велосипедов

В советские времена таким идеям самое место было в спецхране. Большевики выделили из творческого наследия Циолковского теоретическую космонавтику, а все остальное назвали чудачеством. Но сегодня прослеживается и другая тенденция. Имеется немало исследователей, которые с историческими фактами в руках не без успеха пытаются доказать, будто калужский самоучка вовсе не гений, а банальный "изобретатель велосипедов". Дескать, знаменитая формула реактивного движения Циолковского была выведена задолго до него, а сам принцип вездесущие китайцы использовали еще в незапамятные времена.

Это правда, что формула Циолковского была, что называется, на кончике пера и не только он пришел к таким выводам. Также верно и то, что китайцы запускали петарды еще в Средневековье. Но как отмечал Сергей Королев, только Циолковский додумался до того, что ракеты можно использовать для освоения космического пространства, и математически обосновал эту идею. Кроме того, он разработал ряд технических решений, которые будут актуальны в практической космонавтике если не всегда, то еще очень долго. В советские времена весьма популярным был фильм "Укрощение огня", по сюжету которого актер Кирилл Лавров, играющий Королева, придумывает принцип пакетного расположения двигателей. В действительности эту мысль в 1947 году выдвинул советский инженер Михаил Тихонравов, но, как бы там ни было, в основе ее лежит идея Константина Эдуардовича об "эскадрах ракет". И это далеко не все. Циолковский обосновал и доказал возможность межпланетных сообщений, решил задачу посадки космических аппаратов на поверхность планет, лишенных атмосферы, высказал идею создания околоземных орбитальных станций и орбитальных поселений, использующих энергию Солнца, и еще огромное количество специальных технических идей, которые используются в космонавтике. И это при том, что Циолковский, как уже отмечалось, был человеком хоть и не религиозным, но глубоко верующим. Правда, очень по-своему.

Кстати, недавно в сборнике "Евангелие от Купалы" была издана его уникальная работа, в которой он по примеру Льва Толстого (тоже один из почитателей Николая Федорова) предпринял попытку проанализировать Священное Писание. Оба попытались доказать, что Иисус был обыкновенным человеком. Но если Толстой считал непорочное (божественное) зачатие нелепостью, то Циолковский - предвидением искусственного (бесстрастного) оплодотворения, которое избавит женщину от "подверженности животным страстям". Чего хочет женщина и хочет ли она именно этого, Циолковского не очень волновало. Еще более решительно он "разобрался" с чудесным воскрешением Лазаря. В начале прошлого века объяснить это было еще очень трудно, однако сегодня уже всем знакомы возможности современной реанимации. Но если Лев Толстой в результате своих исканий и борьбы с официальным религиозным примитивизмом пришел к мысли о бесперспективности противления, то Циолковский сделал совершенно другой вывод: непротивление гибельно, необходимо сознательное вмешательство в жизнь, начиная с уничтожения "вредных" бактерий и кончая созданием совершенного по духу и форме человека. Этот совершенный человек и есть по Циолковскому Бог. В форме шара.

Калуга - Москва

Оригинал статьи находится на сайте Итоги.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
1xbet . Кент . R7
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство