При гадании этруски обращали внимание на цвет и форму молнии, время и место, куда она ударила, ее последствия. Как рассказывают античные авторы, некоторые молнии «не советовали» приниматься за дело, другие посылались уже после того, как человек совершал что-то, и показывали, хорошим или плохим был его поступок. Особые молнии предназначались для того, кто ничего не делал и не намерен был делать, и являлись напоминанием, а иногда и прямой угрозой.
Тайна числа 12
Число 12, связанное со знаками Зодиака, этруски почитали одним из самых важных. В их пантеоне было 12 «советующихся» богов, в их стране существовало 12 главных городов-государств, объединявшихся в духовный союз. Каждый год правители избирали главу союза, а во время военных походов передавали ему свои 12 топоров-секир, поручая общее командование. Заселяя новые земли — например, в Кампании или долине Пада, — этруски везде образовывали союзы 12 городов.
История глазами этурссков
Согласно учению этрусков, человеческая история продлится 6000 «лет» (боги создали вселенную тоже за 6000 «лет»), и каждому народу предопределено свое число «веков». Этрускам было отмерено 10 «веков», Риму — 12. Начало и конец этих периодов могли определить лишь жрецы — по некоторым, известным только им приметам. Каждый «век» начинался с «золотого» времени, но постепенно из-за жадности и зависти людей, глухоты к предупреждениям, которые посылали боги: землетрясениям, бурям, наводнениям, — начинались страшные бедствия. Когда же своими страданиями и осознаниями люди искупляли прежнюю нечестивость, начинался век новый, и заново устанавливались связи с божественным.
Символы этруссков
Это изображение воина в шлеме с огромным гребнем, держащего в руках двойной топор, секиру, было найдено в захоронении, которое считают первым ярко выраженным этрусским погребением. Секира — очень древний символ: это свет, пробивающий тьму. Два ее лезвия указывали на то, что воин вел борьбу одновременно с тьмой вовне и тьмой внутри себя. Когда он одерживал окончательную победу, секира превращалась в факел — и воин мог уже осветить путь остальным. Этот символ был у этрусков одним из важнейших. Затем его унаследовал Рим.
На фреске из «Гробницы охоты и рыбной ловли» (VI век до н.э.) нарисовано глубокое море, в котором плавают дельфины, и бездонное небо, где свободно парят мириады птиц; на скалах друг против друга изображены два человека: один готовится метнуть копье, другой ныряет в воду. Небо символически представляет духовный мир, птицы — божественных существ. Волнующееся море — это мир становления, наш мир, двойственный и меняющийся, где все рождается и умирает. Человек, прыгающий в воду, — это душа, в начале времен «упавшая» с небес в воды становления. Правее видны дельфины, они то появляются, то исчезают — как человек, который рождается, умирает и вновь рождается, приобретая в каждом земном воплощении новый опыт. Рыбаки — это посвященные, «ловцы» душ, те, кто выводит их за пределы становления к духовному пробуждению. Они не погружаются в воду, но остаются на поверхности, поддерживаемые мудростью: на носу лодки — божественное око. Наконец, в правой части фрески изображен пробужденный человек: он достиг твердой земли, острова, центра мира. Своим копьем он целится в птиц — став посвященным, он научился работать с архетипами и управлять силами природы.