Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ





Яндекс.Метрика

Статьи

small text
large text


ИскусствоАрхитектура

СТРОИТЕЛИ ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ



Истоки духовного поиска

Жирар из Русильона. Миниатюра с изображением строительства двенадцати церквей в честь святых апостолов. Франция, 1448
Жирар из Русильона. Миниатюра с изображением строительства двенадцати церквей в честь святых апостолов. Франция, 1448
Историк Кристиан Жак в книге «Послание строителей соборов» так пишет о средневековых мастерах-каменщиках: «Нет никакого романтизма в крайне суровой работе этих людей, никакой преувеличенной сентиментальности в постоянной рутине строек. Духовный поиск для них — повседневное приключение, сражение за то, чтобы раскрыть свою подлинную природу, познать себя через истину архитектуры, скульптуры и овладение профессиональным мастерством».

Истоки такого духовного поиска, такой деятельной духовной жизни следует искать в монастырях того времени. Именно они в конце I тысячелетия стали настоящими островами мудрости посреди всеобщего невежества, именно они сохраняли жемчужины древнего знания, тысячелетней Традиции. За высокими стенами своих обителей монахи изучали риторику, математику, астрологию, алхимию и другие древние науки, создавали новую модель жизни, свободной от обскурантизма и церковных догматов. Истинный образ монаха той эпохи весьма далек от современных представлений о нем как об «упитанном мистике». Все усилия этих людей были направлены на внутренний поиск, подкрепленный строгостью ежедневного труда. Цистерцианцы и монахи аббатства в Клюни — наиболее известные создатели образцовых правил жизни братства.

Благодаря соединению идеала Монаха с идеалом Ремесленника родился Строитель — человек, проходящий путь от ученика до мастера. Школы строителей кафедральных соборов, сначала в Шартре, затем в Париже и, наконец, по всей Европе, открыли миру огромную пропасть, лежавшую между гильдиями ремесленников и братствами мастеров.

Инструмент в руках Бога

Собор Нотр-Дам в Реймсе, Франция, после 1254 г.

Собор Нотр-Дам в Реймсе,
Франция,  после 1254 г.
Строитель ничего не изобретает, он проводник небесных законов на земле, скромное звено в цепочке тех, кто передает Мудрость. Духовные узы и совместный труд объединяют множество рук, сердец и голосов — от мастера, который создает планы собора и руководит стройкой, до ученика, который обтесывает камень. Став посредниками между Богом и миром, мастер и ученик воплощают на земле божественный план и таким образом сакрализуют Природу. Они становятся инструментом в руках Бога. Но для этого, для того чтобы божественный свет беспрепятственно проходил через человека и воплощался в творениях его рук, он должен достичь внутренней чистоты, устранить «непрозрачность», порожденную личными стремлениями и грубыми инстинктами, то есть полностью измениться, забыть себя, свое «я». Настоящий Строитель знает, что он — духовный инструмент и что величина его Дела превосходит его самого; именно оно, Дело, его подлинная суть. Молитва строителя — в работе и в преобразовании материи.

Дух работы

Искусство священно по своей природе, так как его задача — воспроизводить на земле божественные модели. Каждый предмет, созданный рукой человека, становится частью и продолжением Творения.

Но, согласно старой притче, есть те, кто своим трудом просто зарабатывает себе хлеб, слепо обтесывает камень, а есть те, кто строит Собор. Добродетели мастера и понимание того, ради чего он трудится, осознание высшей цели его работы придавали предмету труда и каждому действию священный характер. Материя формирует человека так же, как человек формирует материю, когда работает с ней. Какие бы средства ни использовались для создания произведения, дух, скрытый в материи, открывается и передается ученику, только если он одержал победу над своей собственной природой. Такое соединение внешних усилий и внутреннего поиска позволяет превращать любой повседневный труд в ритуал. Для строителей кафедральных соборов работа становилась священнодействием, а удары молотков о камни походили на биение огромного сердца и символизировали Дух, опускающийся и воплощающийся в соборе.

Мастера и ученики совместно участвовали в ритуале Сотворения мира.

Братство

Обособленное от светской и политической жизни, открытое всем, кто принимал его правила и уставы, братство объединяло людей, влюбленных в общий идеал. Любой человек, желавший стать членом братства, подвергался суровому испытанию: он должен был выполнять самую грязную и тяжелую работу, а старшие ученики при этом постоянно осыпали его обидными насмешками. Так проверялись его воля, терпение, стойкость и подлинность намерений.

Став учеником, человек должен был постигать основы ремесла, изучать геометрию, астрономию, музыку и свято соблюдать законы братства.

«Школа грамматики», «Музыка», «Астрономия», Геометрия и Арифметика". Лука дела Роббиа. Рельефы со стены кампанилы. Флоренция, Музео делл’ Опера дель Дуомо, 1437
«Школа грамматики», «Музыка», «Астрономия», Геометрия и Арифметика".
Лука дела Роббиа. Рельефы со стены кампанилы. Флоренция, Музео делл’ Опера дель Дуомо, 1437

Во главе братства строителей стоял Мастер. Его уважали не за личностные качества, а за добродетели души, профессиональный опыт и исключительно важную роль, которую он играл в братстве. Его главной обязанностью, помимо общей организации работы и утверждения планов, была забота о духовном развитии всех его учеников.

Дисциплина была суровой. Того, кто нарушал ее, наказывали со всей строгостью. За серьезную провинность — к примеру, за обнародование обрядов или раскрытие тайн ремесла — человека навсегда изгоняли из братства.

Витражи собора Нотр-Дам в Шартре, Франция, XII-XIII век.
Витражи собора Нотр-Дам в Шартре, Франция, XII-XIII век.
Став учеником, человек должен был хранить в глубочайшем секрете знания, которые открывал ему мастер, и определенные внутренние правила братства. Однако это делалось не затем, чтобы скрыть учение, а чтобы сохранить его максимально чистым и не допустить искажения из-за неправильной передачи. Только того, кто успешно прошел все испытания, заслужил доверие членов братства и остальных людей, начинали учить передавать знание и мудрость другим.

***

В золотые времена строительства готических соборов религиозные и светские власти способствовали деятельности братств, монашеских и рыцарских орденов, но спустя некоторое время многое стало мешать этому божественному творческому порыву. Развитие торговли, забота о выгоде, производительности труда потихоньку сказались и на ремеслах. Это бедствие, очевидно, не коснулось самих братств, но затронуло их заказчиков, поставивших деньги и власть выше Бога. Беглого взгляда на современную архитектуру достаточно, чтобы убедиться, что Мастеров в наше время почти не осталось. Время отделило листья и ствол от корней Дерева Знания, и жемчужины древней Мудрости стали сегодня предметом бесчисленных интеллектуальных спекуляций, редко связанных со стремлением к подлинной внутренней трансформации.

Но кто знает, может быть, Строители когда-нибудь вернутся и благодаря новому духовному порыву засияют в наших городах шпили новых готических соборов.

Дидье Карри



Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
Профессиональная деятельность Мария Дерунова биография личная жизнь.
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство