2006/12 Серебряный век. Лекарство от бездуховности
Декабрь 2006 От редакции:
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК СЕГОДНЯ?
История не любит сослагательного наклонения, и все же... Никак не дает мне покоя один вопрос: мог бы Серебряный век состояться в нынешней России? Вроде бы и условия все совпадают: та же переломная точка истории — грань веков (в нашем случае даже тысячелетий), тот же всеобщий материализм и безверие, все те же «бесы», одолевающие общество. Казалось бы, в самый раз и появиться поэтам, художникам, людям искусства, указать путь, спасти нас от дальнейшего соскальзывания в пучину бездуховности. Но как трудно бы пришлось многим из них в современных условиях!.. Сто лет назад из маленького грузинского села Багдади на жительство в Москву перебралась семья Маяковских. Если бы дело происходило сегодня, переезд вряд ли бы состоялся. Нет, внешность будущего поэта-футуриста вполне славянская, да и имя Владимир Владимирович родное и знакомое. Но что он делал во вражеском Кутаиси? Подозрительно. Не пущать! Вот и лишился бы Серебряный век Маяковского…
Следуя логике организаторов всевозможных «русских маршей», из списков Серебряного века пришлось бы вычеркнуть еще многие имена. Не нашлось бы в нем места потомку венецианских дожей и французских аристократов А. Н. Бенуа и гордившемуся своими шотландскими корнями К. Д. Бальмонту. За чертой нашей культуры оказались бы литовец Юргис Балтрушайтис и его земляк Микалоюс Чюрленис. Даже символ эпохи, поэт Александр Блок, не прошел бы проверки — немецких кровей оказался великий русский поэт. Я не говорю уж о Всеволоде Мейерхольде, Исааке Левитане и Иегуде Шварцмане (философ Лев Шестов) — тут одна фамилия заставила бы вибрировать любого ксенофоба. Так и рассыпалась бы галерея Серебряного века, разбежались бы все по своим уголкам. А что делать? Родина у нас многонациональная, и культура, следовательно, тоже. За многие века вобрала она в себя столько, что теперь и не распутать. А надо ли распутывать? Серебряный век потому и состоялся, что в людях важным полагал не национальность или вероисповедание, а талант и человечность. Возможен ли Серебряный век сегодня? Да, если перестать враждовать и искать виноватых, а вернуть людям согласие. Как попытались это сделать участники круглого стола, обратившие свой взор к вечным ценностям. Как не раз наставляла нас в том же собственная история, уроки которой так блистательно записал Николай Карамзин. Сам русский летописец, кстати, по одной из версий, происходил из татарского рода Кара-мурзы, а на его гербе был изображен полумесяц. Дмитрий Зубов
В XX век Россия, как, впрочем, и весь мир, входила тяжело. Еще недавно человек был творением Божьим, несшим в себе частицу своего небесного Отца, а теперь оказывалось, что произошел он... от обезьяны. Бурное развитие науки породило в человеке уверенность в безграничности своих возможностей и в постижимости мира, в полной предсказуемости будущего. Новые научные открытия разрушили прежние представления о стабильном, прочном, материальном мире: рентгеновские лучи, беспроволочная передача сообщений, квантовая теория, теория относительности... Материя исчезла. Человек превратился в песчинку. Покров божественной тайны с мира и с человека был снят. Сначала это дало уверенность в своих силах, но потом в груди образовалась страшная пустота, заполнить которую было нечем... Полный текст >>
«ЧЕЛО ВЕКА» АНДРЕЯ БЕЛОГО Дитя, человек, культура
«Я всегда был символистом», — утверждал Андрей Белый. Ребенком, еще не умея говорить, он открыл в себе и в мире то, что позже понял как символ. Что есть символ? Символ связывает быт и бытие, земное и трансцендентное; обращающийся к символу не найдет в нем прямого пути к истине, но может ощутить ее присутствие. Символ позволяет запечатлеть в произведении искусства миги интуитивного прозрения художника, когда в конкретном и преходящем ему видится высшее, общемировое, вечное. Повзрослев и став писателем, Андрей Белый сумел передать звучание символов на страницах своих книг. Его творчество подобно нотной записи огромной симфонии, в которой сплетаются голоса человека и Вселенной. Полный текст >>
ИВАН ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА
Время, когда работал Билибин, принято называть Серебряным веком, но для российского книготворчества оно оказалось золотым. Граница XIX–XX столетий отмечена множеством необычных явлений: творческими исканиями, поиском свежих идей, синтеза различных искусств и особенным интересом к истокам родной культуры, в первую очередь — к народным сказкам и былинам. И конечно же сразу захотелось прочитанное изобразить. Первым попробовал былинную тему Виктор Васнецов, и ему удалось завоевать внимание почтенной публики. Но не все жители России могли посетить Третьяковскую галерею, чтобы взглянуть на его «Трех богатырей». Полный текст >>
КОПЕРНИК
Высокий, крепкий, с быстрым живым взглядом и с копной вьющихся волос, он не искал сторонников и не рвался в споры, но, если было нужно, с неколебимой убежденностью отстаивал свою точку зрения. Мнения других мало интересовали его, а потому он с равным спокойствием принимал и хвалу, и порицание. С молодых лет до глубокой старости он носил духовный сан, и то было чудо, что церковь, столь беспощадная к тем, кто угрожает ее интересам, проглядела одного из своих самых опасных врагов. Полный текст >>
КАМЕННАЯ КНИГА ПРАГИ
Прага открывает свои тайны не сразу, а только проверив, по-настоящему ли ты ей предан. Она проникнет в тебя незаметно вместе с апрельским ароматом цветущих деревьев, окутает сумерками Карлова моста, устремит твой взгляд в небо к шпилям и башням и будет повсюду подсматривать за тобой каменными маскаронами на домах. А потом, очарованный Прагой, бродя по ее улицам, ты с изумлением будешь открывать все новые и новые детали, новые штрихи к ее портрету. На первый взгляд незначительные, соединяясь вместе, подобно мозаике, они сложатся в послание давно минувших лет. Полный текст >>
Круглый стол ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ как путь к согласию и взаимопониманию
В рамках фестиваля «Человек без границ», организованного Культурным центром «Новый Акрополь», в Российской государственной библиотеке прошла встреча представителей религии, науки и искусства. Они говорили о возможных путях объединения людей вокруг идеи вечных ценностей. Широкого отклика в прессе это событие, к сожалению, не получило. Журналисты не приехали — не поверили, что подобный диалог в наши дни возможен. Зато поверили люди, до отказа заполнившие конференц-зал Музея книги. После круглого стола в редакцию стали поступать просьбы опубликовать запись выступлений участников. И хотя на страницах журнала сложно добиться «эффекта присутствия», многие прозвучавшие на встрече оригинальные мысли, на наш взгляд, стоят того, чтобы их опубликовать. Полный текст >>
ПСИХОЛОГИЯ СТРАШНОГО СУДА
Большинство из нас в суматохе повседневных дел мало думает о том, что наша жизнь неизбежно подойдет к концу, и тогда, хотим мы того или нет, со всей остротой встанет вопрос о подведении итогов и смысле прожитого. Но все же в глубине души мы чувствуем, что нам когда-то придется отчитываться за прошедшую жизнь, ведь это непостижимое чудо было нам дано на заведомо ограниченный срок. Мы невольно страшимся этого предстоящего отчета, даже если утверждаем обратное. Полный текст >>
ГРАФ ИСТОРИИ КАРАМЗИН
Зачем людям история? Вопрос этот, по сути, риторический, и ответ на него легко угадывается: извлекая уроки из прошлого, лучше понимаешь настоящее, а значит, получаешь возможность предвидеть будущее... Но почему в таком случае по поводу нашей с вами истории существует столько различных версий, и часто полярных? Сегодня на прилавках книжных магазинов можно найти все, что хочешь: от сочинений маститых историков XIX столетия до гипотез из серии «Россия — родина слонов» или всевозможных наукообразных «новых хронологий». Полный текст >>
ОСТРОВ
О том, что фильм Павла Лунгина «попал в цель», говорить пока рано. Ведь в качестве «цели» авторы выбрали вещь призрачную, а по нынешним временам еще и непопулярную — человеческое сердце. Осталось ли еще куда попадать? Фильм получился прекрасный, в этом сомнений нет. Он вполне может стать лакмусовой бумажкой для зрителя: оценят, захотят обсуждать, спорить — слава Богу, есть надежда, значит, под броней равнодушия и цинизма еще бьется что-то живое, а если — нет... Полный текст >>
ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА
Кто из нас хоть однажды не заглядывал в самый конец книги, которую только что начал читать… «Если с вами такого никогда не происходило, то извините великодушно, но мы не верим в ваше существование. Или, во всяком случае, в ваше земное происхождение» — с такого обращения к читателю начинает свой «Идеальный роман» модная нынче писательница с мужским именем Макс Фрай. Он идеальный, утверждает автор, потому что потакает слабости книгочеев всех национальностей и эпох — любопытству: роман состоит из последних абзацев разных книг. Полный текст >>
Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru