Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости науки

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 01.11.2005

Человеческий фактор

Манфред Вебер

Причиной авиакатастроф номер один остается человеческий фактор. Проблемы в коммуникации тоже часто заканчиваются смертельным исходом

Самая страшная катастрофа за всю историю авиации случилась 27 марта 1977 в аэропорту Santa Cruz de Tenerife, а все началось с рядового расхождения во мнениях. "Мне кажется, что взлетная полоса не свободна", – сказал бортинженер реактивного авиалайнера компании KLM его пилоту. "Да бросьте, она свободна", – ответил его старший коллега.

Главный источник ошибок – проблемы коммуникации

В густом тумане он не заметил самолета Pan-Am, который уже находился на той же самой полосе. Два "Боинга" столкнулись на земле. При взрыве погибло 578 человек.

Человек и то, что он способен ошибаться, до сих пор остаются главной причиной авиакатастроф. Наверное, так было и в случае катастрофы самолета Helios-Air в августе 2005 года. Проблема понятна, и над снижением риска человеческого фактора в мире работает 20 научных групп из различных авиакомпаний. Но это трудная задача.

У экспертов есть две новости – хорошая и плохая. Хорошая: на миллион взлетов и посадок приходится всего одна катастрофа. Плохая: если стремительный рост объемов воздушных перевозок будет продолжаться, то в 2020 году авиакатастрофы в мире будут случаться каждую неделю.

Причиной большинства катастроф является человеческий фактор

В авиакомпании Air France исходят из того, что 60% всех катастроф обусловлены человеческим фактором. В частности, из-за неправильно понимаемой сути иерархии. Поэтому с 1993 года авиакомпания отправила более 4000 пилотов на переподготовку. Основной целью было научить их, что нижестоящий член экипажа иногда тоже может быть прав.

Наиболее очевидная проблема: взаимопонимание все чаще страдает из-за плохого владения экипажа английским языком. При этом в небо поднимается все больше неевропейцев, к 2030 году именно они станут самой большой клиентурой авиадиспетчеров.

В январе 1990 года после часового ожидания разрешения на посадку в небе над нью-йоркским аэропортом на землю рухнул колумбийский самолет – у него закончилось горючее. "Вы сказали диспетчеру, что у нас кончается горючее?" – спросил первый пилот своего коллегу. Второй пилот ответил утвердительно. Однако нью-йоркские авиадиспетчеры слышали что угодно, но только не слово "горючее".

Техника тоже иногда ошибается

Однако и авиационная автоматика умеет строить козни, что тоже приводит к недоразумениям: так, в декабре 1995 года в Колумбии произошел несчастный случай с самолетом American Airlines, так как американский пилот дал автопилоту команду "R", имея в виду "Rozo1". Однако автоматика знала только команду "Romeo". Разница заключается в том, что в одном случае надо лететь прямо, в другом – менять направление. Экипаж не сумел вовремя сориентироваться. На высоте 2700 метров над уровнем моря машина упала в Кордильерах. Итог – 160 погибших.

Технический прогресс тоже может оказаться проблемой: "Каждые пять-шесть лет появляется новый источник ошибок, – говорит авиационный эксперт Рене Амальберти. – В этом случае ошибка экипажа ввиду сочетания различных противоречивых факторов неизбежна".

Скоро беспилотные самолеты смогут летать не хуже пилотируемых. Пока это дело будущего, но следует иметь в виду, что реальной альтернативой беспилотные самолеты стать не могут. Прежде всего потому, что человек не доверяет бортовому компьютеру. Ему – по какому-то недоразумению – кажется, что человек справится с этой задачей лучше.

Оригинал сообщения находится на сайте Inopressa.ru









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ