Дата: 25.05.2010

Сердце и Душа Кассиопеи открылись землянам

Новое изображение туманностей Сердце и Душа получил в инфракрасных лучах космический телескоп WISE. Они расположены в созвездии Кассиопея на расстоянии приблизительно 6 тыс. световых лет от Земли.
источник: NASA

Космический телескоп WISE получил изображения туманностей Сердце и Душа в инфракрасных лучах. Они расположены в созвездии Кассиопея, расположенном в Северном полушарии неба. Картинка покрывает область неба, в десять раз большую видимой площади полной Луны.

Туманности Сердце и Душа расположены на расстоянии приблизительно 6 тыс. световых лет от Земли. Они ярко светятся красным светом, испускаемым ионизированными атомами водорода. На изображении Сердце (IC 1805) — справа. Название оно получило за внешнее сходство с человеческим органом. Туманность Душа (IC 1848) — слева, она известна также как Эмбрион. Туманности вместе тянутся на расстояние около 580 световых лет. Это лишь небольшая часть диаметра Млечного Пути, который составляет примерно 100 тыс. световых лет.

В обеих туманностях идет активное звездообразование. Аппаратура WISE позволяет разглядеть газопылевые облака, которые только начинают собираться в звезды. Возраст звезд не превышает несколько миллионов лет. Это мало даже по сравнению с Солнцем, которое образовалось почти 5 млрд лет назад.

Внизу изображения WISE оказались спиральная галактика Мафей-2 и эллиптическая галактика Мафей-1 — синее пятно правее Мафея-2. Обе галактики содержат миллиарды звезд и находятся приблизительно на расстоянии 10 млн лет — относительно близко по сравнению с большинством галактик.

При получении изображения, сшитого из 1147 отдельных снимков, сделанных за 3,5 часа, использовались все четыре мегапикселные ПЗС-матрицы аппарата. Они предназначены для различных диапазонов инфракрасных волн — 3,4, 4,6, 12 и 22 мкм. Полученный первыми двумя свет на изображении — синий и голубой. Две другие — зеленый и красный, в первую очередь это цвет — индикатор газопылевых облаков.

«Новое изображение демонстрирует способность WISE фиксировать обширные области звездного неба», — заявил ведущий специалист миссии WISE из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе Нед Райт, который представил изображение Сердца и Души на встрече американского Астрономического общества в Майами.

В ожидании карты неба

Сейчас WISE составляет полную карту неба и уже завершил три четверти работ, получив около 960 тыс. картинок. Одна из целей миссии — изучить астероиды Солнечной системы, их размеры, свойства и координаты. Инфракрасные камеры лучше подходят для этих целей, потому что в видимых лучах небольшие яркие астероиды выглядят так же, как большие и тусклые.

На уже полученных снимках запечатлено более 60 тыс. астероидов, большая часть которых расположена между Марсом и Юпитером. Около 11 тыс. из них открыто недавно. Около 50 малых небесных тел потенциально угрожает Земле.

В июле 2010 года WISE получит изображения всей небесной сферы. После этого телескоп в течение трех месяцев будет исследовать большую часть неба повторно. Выпуск первого сборника карт намечен на лето 2011 года.

WISE

WISE отправился в космос 14 декабря прошлого года. Находясь на солнечно-синхронной орбите, которая проходит над границей дня и ночи, телескоп медленно вращается вокруг своей оси, и скорость этого вращения в точности равна скорости движения по орбите. В итоге телескоп все время смотрит в зенит, противоположно направлению на Землю. За время каждого оборота вокруг Земли WISE может отснять узкую полоску неба шириной примерно градус дуги. Орбита WISE медленно поворачивается, чтобы эти полоски каждый раз отличались и телескоп смог в конечном итоге полностью покрыть тепловое небо.

Телескоп постоянно находится в лучах Солнца. Аппаратура бесперебойно получает питание и не испытывает тепловых перепадов. WISE должен полностью осмотреть небесную сферу и построить ее карту в инфракрасных лучах. Ученые предполагают, что в финальном каталоге объектов будут сотни миллионов источников.

Астрономы рассчитывают, что телескоп сможет открыть от нескольких сотен до тысяч неизвестных прежде бурых карликов — объектов, которые массивнее планет вроде Юпитера, но недостаточно тяжелы, чтобы в них шли термоядерные реакции превращения водорода в гелий, как в звездах.

Ученые предполагают, что WISE зафиксирует свыше 100 тыс. объектов главного пояса астероидов между Марсом и Юпитером и несколько сотен малых объектов, потенциально угрожающих Земле.

В основном, как ожидается, WISE найдет пыль. Ее тепловое излучение важно для исследований образования звезд, потому что именно пыль позволяет газу охлаждаться и конденсироваться в новые светила. В то же время масса пыли скрывает от нашего взгляда молодые звезды в оптическом диапазоне, а вот в инфракрасном их видно хорошо.

текст: Иван Панин/Infox.ru