Дата: 24.05.2010

Кто рисует молекулы ДНК и глаза Бога в космической темноте: странные произведения небесного искусства

За последние годы астрономы открыли в нашей галактике планетарные туманности необычной формы. И теперь пытаются объяснить, чьей кисти принадлежат эти потрясающие воображение творения небесного искусства.

Жизнь на Земле достойна 'двойки'

Туманность \
Туманность "Водоворот"

Когда астрономы обсерватории Ла-Силья в Чили посмотрели в свой 3,6-метровый телескоп New Technology Telescope (NTT), то не поверили своим глазам. Их взору предстала гигантская двойка! Именно так выглядела новая открытая ими туманность в созвездии Муха, находящемся на расстоянии 3000 световых лет от Земли. Ей дали, как водится, номер NGC 5189. А между собой стали называть 'Двойкой землянам' или 'Космическим долларом', потому что, если ее развернуть слева направо, то получится буква S - как символ американской валюты. А специалисты Европейской южной обсерватории (ESO) дали к этому изображению еще более изысканный комментарий: 'Похожий внешне на китайского дракона, этот красно-зеленый космический фейерверк - лебединая песня умирающей звезды'.

Ученые пока не берутся объяснить, почему туманность NGC5189 не похожа на традиционные мыльные пузыри и имеет такую сложную симметрию. Одно из предположений заключается в том, что поблизости от этой звезды имеется еще одна, пока невидимая, повлиявшая на происходящие процессы.

Другое странное произведение небесного искусства обнаружил не так давно телескоп NASA 'Спитцер'. Он нашел туманность в форме гигантской двойной спирали ДНК.

- Никто и никогда не видел прежде ничего подобного в мире звезд, - уверяет один из авторов находки профессор физики и астрономии Марк Моррис из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. - Большинство туманностей на небе - это либо спиральные галактики из множества звезд, либо бесформенные газопылевые облака. То, что мы увидели, свидетельствует о высочайшей упорядоченности. Невероятно, как будто в космосе на самом деле две цепочки переплетаются одна с другой, как в молекуле ДНК. Неожиданным оказалось и местоположение объекта. Туманность, имеющая в длину около 76 световых лет, находится на расстоянии всего 300 световых лет от центра нашей Галактики. И сейчас почему-то удаляется от центра с огромной скоростью - около 1 тысячи километров в секунду. Куда убегает?

Спиральная планетарная туманность

По некоторым предположениям, источником этой туманности является звездное скопление NGS 5466, насчитывающее приблизительно 50 тысяч звезд. Под воздействием мощнейших приливных сил Млечного Пути это скопление буквально разрывается на части, и его звезды разлетаются в противоположные стороны, образуя своего рода реку.

Физика этого явления фактически аналогична физике морских приливов на Земле, но приобрело уже космические масштабы. Это явление имело место и в прошлом, считают ученые, но обнаружить его позволили только современные методы космических наблюдений.

- Несмотря на загадочную и необычную морфологию, объяснение механизма образования подобной спирали может оказаться сравнительно простым, - считает доктор Моррис. - Причиной появления подобной замысловатой структуры может являться обращающийся вокруг черной дыры газопылевой аккреционный диск. В подобные диски должно собираться вещество, перед тем как исчезнуть в черной дыре. Если в этом диске обращаются две области, служащие источниками вещества, то оно, покидая диск, будет закручиваться магнитным полем. Специалисты отмечают, что теоретически подобный механизм выглядит вполне правдоподобно. Однако для того, чтобы действительно получилась двойная спираль, необходимо одновременное соблюдение целого ряда условий. Например, нужно магнитное поле подходящей напряженности, вращающийся диск, а также должным образом распределенный материал для образования сдвоенной туманности. К слову сказать, образование подобной туманности происходит довольно медленно. Так диск вокруг черной дыры в центре Галактики совершает один оборот примерно за десять тысяч лет.

У нашего Бога голубые глаза

А в прошлом году астрономы из той же обсерватории ЛаСилья в Чили сфотографировали туманность, удивительно похожую на чье-то око. С помощью телескопа удалось получить очень четкие снимки спиральной туманности, имеющей обозначение NGC 7293. Журналисты сразу же окрестили этот объект, расположенный от нас на удалении в 700 световых лет, 'глазом Бога'. Ведь и на самом деле кажется, будто бы на нас кто-то смотрит. Может быть, сам Всевышний.

'Глаз' был обнаружен давно. Впервые его заметил немец Карл Людвиг Хардинг в 1824 году в созвездии Водолея. Тогда с Земли казалось, что туманность имеет форму спирали, и потому назвали ее 'улиткой'. Лишь современные, более четкие снимки показали, что она похожа на зрачок. И, предположительно, состоит из двух дисков. Более яркий - внутренний - расширяется со скоростью 31 км/с. Словно бы Господь сильно удивляется, глядя на мир, созданный им же. Ведь с последнего дня творения прошло немало времени, и мир превратился в полный бардак, мягко выражаясь.

По материалам Известия науки