Дата: 08.10.2009

Вулканы умеют извергаться без подготовки

Вулканам совсем не обязательно долгие месяцы готовиться к извержению. Геологи обнаружили лаву, которая может буквально за часы вырваться на поверхность с глубины в несколько километров.

Открытие геологов спровоцировало событие, которое произошло под чилийским городком Чайтен, расположенным в 10 километрах от одноименного вулкана. Вечером 30 апреля 2008 года жители города ощутили сильные подземные толчки, а уже 1 мая вулкан начал извергать лаву, газы и пепел. Его продолжительное извержение привлекло повышенное внимание ученых всего мира, за ним следили даже из космоса. Собранные образцы пемзы позволили Джонатану Кастро (Jonathan Castro) и Дональду Дингвеллу (Donald Dingwell) выяснить, что движение мощных потоков лавы в вулкане произошло всего за 4 часа, а ведь поднималась она с глубин более 5 километров. Такая скорость не позволит организовать эвакуацию и другие работы по сохранению жизни и имущества людей.

Спящие гиганты

До сих пор считалось, что вулканы крайне медлительны. За недели и даже месяцы они предупреждали о грядущей опасности трясками, небольшими потоками дыма и пепла. Но, как выяснилось, так обстоит дело не со всеми вулканами. Лава также совсем не одинаковая. Существует три породы лавы: дацит, андезит и риолит. Они отличаются количественным содержанием ряда химических веществ и, как следствие, имеют разные точки плавления и различное поведение в расплавленном состоянии. Те вулканы, которые одаривают окрестности дацитом и андезитом, по всей видимости, и правда медленные. А вот с их «родственником» риолитом обстоит сложнее.

Лава-газировка

Образцы для своих исследований, состоящие из пепла и пемзы, ученые собрали в двух местах: в десяти километрах к юго-востоку и в двух километрах от жерла вулкана. Именно с ними и стали работать исследователи. Определив химический состав, плотность, степень кристалличности и размер частиц вулканических выбросов, ученые смогли восстановить их жизненный цикл – графики изменений температуры и давления, которые и привели вещество в его конечное состояние. Расплавленное вещество (риолит) поднималось с глубины 5 километров со скоростью примерно 1 метр в секунду. Всего это путешествие заняло примерно 4 часа. Особо исследователи отмечают, что в ходе столь быстрого подъема из породы быстро выходят растворенные в ней газы, что вполне может привести к взрыву вулкана.

Опыты с расплавами показали, что при температурах в районе 800°С, которые соответствуют старту лавы из недр Земли, риолит действительно имеет низкую вязкость и очень легкотекуч.

В общем, ученые предупреждают, что представление об опасности ряда вулканов придется пересмотреть.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Оригинал статьи находится на сайте INFOX