Дата: 18.07.2008

Вулканы вызвали массовое вымирание в Меловом периоде

Извержение подводного вулкана
Группа геологов из канадского Университета Альберты установила, что 93 миллиона лет назад произошло крупномасштабное извержение вулканов по всей планете. Наиболее интенсивной вулканическая деятельность была в районе современного Карибского моря. Это привело к исчезновению кислорода в водах мирового океана и последующей массовой гибели живых существ. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Чтобы доказать, что исчезновению кислорода предшествовала серия извержений вулканов, исследователи изучали соотношение разных изотопов осмия в осадочных породах, относящихся к той эпохе. Так, осмий-187 преимущественно расположен в земной коре, а осмий-188 - в мантии. Для определения вулканической активности в конце Мелового периода ученые решили установить соотношение легкого и тяжелого изотопов осмия в осадочном слое. Чтобы убедиться, что наблюдаемый эффект имеет место по всему земному шару, ученые брали пробы из двух географически удаленных участков Земли – Италии и севера Южной Америки.

На обеих пробах соотношения осмия-187 к осмию-188 было чрезвычайно низким. Такая пропорция указывает на то, что громадное количество лавы, несущей в себе более тяжелый изотоп, было выброшено в тот геологический период в океаны. По мнению геологов, рост вулканической активности за несколько сотен тысяч лет достиг трех-пяти тысяч процентов. При этом наибольшее количество извержений происходило в районе Карибского моря, где находилось целое вулканическое плато.

Ученые давно подозревали, что за внезапным и загадочным исчезновением кислорода из вод мирового океана в конце Мелового периода лежит вулканическая активность. Истощение запасов кислорода привело к массовому вымиранию простейших живых организмов, живущих на дне океана, типа фораминифер. А так как они лежали в основании всех пищевых цепей, то вслед за ними стали вымирать и другие виды.

Тем не менее, до этого исследования, у ученых не было свидетельства связи между вулканической активностью и истощением запасов кислорода. Канадским геологам удалось его обнаружить, но механизмы многих явлений, с извержениями связанных, до сих пор остались неясны. Остается непонятным, как происходило "высасывание" кислорода. Почему такое гигантское извержение стало возможным? Почему именно в тот период и в тех местах? Геологи продолжают работу над выяснением этих обстоятельств, но новые эксперименты требуют крупных вложений. Чтобы прояснить картину в целом требуется большой грант - 64 миллиона долларов.

Интересен тот факт, что именно в Меловом периоде завершила, согласно "Тайной Доктрине" Елены Петровны Блаватской, свое существование Третья Коренная Раса, населявшая Лемурию. Согласно древним учениям, она была уничтожена Огнем, что вполне может трактоваться как массовое извержение вулканов.

Оригинал статьи находится на сайте Lenta.ru