Дата: 24.05.2007

Ученые обнаружат "родственников" Солнца

Михаил Карпов

Результаты исследований химического состава звезд должны помочь найти звезд-"родственников" Солнца, а также позволить узнать много нового об истории нашей галактики, сообщает Space.com. Гаянди Де Сильва и его коллеги из Европейской Южной обсерватории использовавали для изучения двух открытых скоплений звезд Млечного Пути "Очень большой телескоп" (VLT) и "Спектрограф ультрафиолетовых и видимых лучей" (UVES). Открытыми скоплениями называются связанные силой притяжения группы светил, в которых может насчитываться до нескольких тысяч звезд. По словам Де Сильвы, такие образования являются бесценными источниками информации о формировании галактического диска.

Теоретики утверждают, что Солнце образовалось в открытом скоплении около 4,6 млн лет назад вместе с другими звездами-"родственниками". Свидетельства о том, что наше светило развивалось вместе с другими, содержатся и в метеоритах, которые содержат в себе следы радиоактивного распада изотопа железо-60, появляющегося лишь когда массивная звезда становится сверхновой.

Исследования, проведенные при помощь VLT, подтвердили догадку о том, что у всех звезд из каждого открытого скопления есть определенные уникальные особенности химического состава. По словам Де Сильвы, это свидетельствует о зарождении этих звезд из одного газового облака. Несмотря на то, что сейчас наше скопление достаточно рассеяно в пространстве, его звезды можно легко определить по их "химическому штампу".

Де Сильва говорит, что если бы ученые могли измерить возраст и состав других звезд нашей галактики, то можно было бы узнать, какие из них являются "родственниками" Солнца. Для того, чтобы сделать это, исследователям понадобятся спектрографические данные повышенного качества и разрешения. В скором будущем их возможно будет получить с помощью инструментов орбитального аппарата Европейского космического агентства GAIA, который будет запущен в 2011 году, а также при помощи нового поколения спектрографов.

Оригинал статьи находится на сайте Компьюлента