Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 28.10.2005

Русское православие и Ватикан: лед тает

При восшествии на престол весной этого года папа римский Бенедикт ХУI провозгласил идею вселенского единения христиан одной из центральных задач своего понтификата. Похоже, Ватикан уже начал двигаться в этом направлении. На этой неделе папа направил в Москву архиепископа Джованни Лайоло, отвечающего за отношения Святого престола с другими государствами, то есть, по сути, министра иностранных дел.

Лайоло, получивший приглашение от своего российского коллеги Сергея Лаврова, встречается в Москве также с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, главой отдела внешних церковных связей Московского патриархата, и группой парламентариев. В ходе переговоров он намерен обсудить повышение статуса дипломатических представительств обеих государств до уровня полноценных посольств.

Для Русской православной церкви, как и для Ватикана, это знаковый визит, полный надежд на грядущее потепление отношений. Ждать его пришлось десятилетиями.

Атака на «железный занавес», в которую ринулся предшественник нынешнего понтифика Иоанн Павел II, заставила тоталитарных правителей СССР усилить гонения на местных католиков. Приходы Римско-католической церкви вытеснили из общественной жизни в подполье, как какую-нибудь опасную для здоровья секту. Католическая вера в России вздохнула более-менее свободно лишь в апреле 1991 года, в пик перестройки, когда страна стала приобщаться к основным нормам демократии.

Двумя годами раньше, сразу после падения Берлинской стены, папа дал первую в истории Ватикана аудиенцию лидеру Коммунистической партии. Это был Михаил Горбачев. Исторический визит стал началом ренессанса Римско-католической церкви в России. Именно тогда Москва установила с Ватиканом официальные дипломатические отношения - правда, на невысоком уровне.

Сегодня под пастырским крылом Конференции католических епископов России находится 300 общин, объединяющих более полумиллиона верующих, в том числе самого высокопоставленного в стране католика – министра экономического развития Германа Грефа. Как признают епископы, их взаимоотношения с российскими властями заметно улучшились.

Однако государство было бессильно разрядить то традиционное недружелюбие, какое до последнего времени испытывала к местным миссионерам католицизма главенствующая в стране Русская православная церковь. РПЦ упрекает католических братьев во Христе в порочном, с ее точки зрения, прозелитизме, то-есть сманивании прихожан у отечественной церкви, да еще на ее исконной, канонической территории.

Ватикан отвергает эти претензии, ссылаясь на то, что у РПЦ «иная и несколько расширенная концепция» прозелитизма. Иерархи Московской патриархии усматривают в таких объяснениях много от лукавого. Они напоминают: когда дело касается интересов самого Ватикана, тот использует точно те же категории. Например, Святой престол не перестает возмущаться «агрессивным прозелитизмом» в Бразилии, где католические приходы несут серьезный урон от активности протестантских сект, в частности, пятидесятников.

Другое яблоко раздора между Ватиканом и русским православием – это сохраняющаяся на протяжении десятилетий напряженность вокруг греко-католиков на Украине – их именуют униатами. Униатские церкви подчиняются Ватикану, но соблюдают обряды православия. Они мечтают о создании своего патриархата в Киеве и добиваются от Рима благословения на этот шаг.

Все это, естественно, мешало развитию диалога между Ватиканом и РПЦ. Препоны особенно возобладали в годы консервативного понтификата Иоанна Павла II, отличавшегося изрядным отсутствием гибкости в поисках ответа католической церкви на многие вызовы эпохи.

В верхах РПЦ с некоторой печалью ожидали, что Бенедикт ХУI, известный своей приверженностью к фундаментальному христианству, может пойти по пути своего предшественника. К счастью, этого не происходит. Напротив, отношения Ватикана с РПЦ улучшаются, возможности их экуменического сближения становится реальностью.

Такой вывод можно сделать, в частности, из недавних высказываний кардинала Вальтера Каспера. «Что касается Русской православной церкви, то лёд тает, - заявил на пресс-конференции в Риме этот высокопоставленный деятель Ватикана, отвечающий за межконфессиональный диалог. – Экуменический Ледниковый период не существует». Каспер пока не предвидит скорого посещения России папой римским, но дает понять, что Святой престол «работает над преодолением препятствий» к тому, что столь знаменательное событие может, наконец, состояться. Нынешний визит в Москву арихиепископа Джованни Лайоло – тому подтвержение.

Такие настроения совпадают с мыслью, высказанной в свое время Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II: с пришествием нового папы в церковной жизни Рима наступает новые период, который поможет «обновить» отношения с русским православием.

Перед лицом новых зол – терроризма, СПИДа, экологического загрязнения – две крупнейшие всемирные церкви осознают, что они не вправе устраняться от сотрудничества и пренебрегать идеей единения христианства.

Оригинал сообщения находится на сайте РИА "Новости"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ