Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 16.09.2005

Для победы над СПИДом люди должны отказаться от потребительского отношения к жизни

Беседа с лидером российских кришнаитов

Минувшей весной о намерении бороться с чумой ХХ века" заявили не только депутаты Мосгордумы, но и религиозные деятели. Правда, обещанная ими социальная реклама, направленная на преодоление страшной болезни, в метро так и не появилась. С началом нового политического сезона о своих намерениях бороться со СПИДом и облегчить страдания ВИЧ-инфицированных снова заявила Русская православная церковь (РПЦ), неоднократно высказывавшая свою позицию в отношении данной проблемы.

Могут ли религиозные лидеры помочь в решении такой острой социальной проблемы, как СПИД, или их публичные заявления являются всего лишь "добрыми намерениями", частью PR-кампании? Об этом корреспондент "Мира религий" беседовал с Бхакти Вигьяной Госвами (Вадимом Михайловичем Тунееевым), президентом Центра обществ сознания Кришны в России.

- Религиозные лидеры России регулярно высказываются по острым проблемам современности - борьбе с терроризмом, СПИДом и пр. В то же самое время реальное положение дел не меняется к лучшему. Возникает естественный вопрос - а что на самом деле может предложить религия в борьбе со СПИДом и другими "язвами" современного общества?

- Шаги, которые предпринимают по борьбе со СПИДом РПЦ и другие духовные организации России, несомненно, похвальны хотя бы самим добрым намерением. В то же время, эти шаги эффективны ровно настолько, насколько сами религии имеют возможность позитивно влиять на убеждения, жизненные ориентиры и ценности людей. Любая религия способна решать социальные проблемы ровно настолько, насколько она способна привить своим последователям качества святых.

Проблема профилактической борьбы со СПИДом связана, в первую очередь, с изменением системы ценностей человека. В конце концов, вопросы борьбы с главной болезнью ХХI века переадресовывают религиозным лидерам сами ученые. Профессор Александра Левин, ведущая эксперт США по проблемам СПИДа, признается, что "СПИД - это в первую очередь болезнь поведения, жизненных устоев, а уже затем иммунной системы. Окончательной победы над ней не добиться, не изменив наши привычки и само мировоззрение. Но тут наука бессильна. Это - задача для духовных организаций".

Разумеется, пути распространения ВИЧ сегодня не ограничивается беспорядочными сексуальными отношениями - многие люди получают вирус ВИЧ через переливание крови и другие неполовые пути. Тем не менее, по-прежнему велик процент людей, инфицированных ВИЧ вследствие греховного, с точки зрения всех мировых религий, образа жизни. Поэтому эффективно решать данную проблему можно не запугиванием последствиями, а лишь кардинальным изменением отношения людей к жизни.

Это значит, что для победы над СПИДом люди должны отказаться от потребительского отношения к жизни, когда человек любую жизненную ситуацию оценивает с точки зрения возможности для собственного наслаждения. На смену такому потребительскому отношению к окружающим должно прийти мировоззрение, построенное на идее служения другим - служения Богу и людям. Только тогда человек перестанет смотреть на окружающих, как на объект эксплуатации.

- Не кажется ли Вам, что не мене важным, нежели профилактика СПИДа, является вопрос отношения общества к ВИЧ-инфицированым?

- Вне сомнения, отношение к людям, больным СПИДом, является для нас также очень важным аспектом этой проблемы. В этой связи следует с удовлетворением отметить особый акцент РПЦ на сострадание к ВИЧ-инфицированным. Известно, что духовная и психическая сферы человека имеют огромное влияние на его физическое состояние. Человек, который не чувствует заботы, внимания, сострадания со стороны других, часто не в состоянии смириться с самим фактом существования у него такой страшной болезни. Если его никто не любит, и он никого не любит, то такой больной просто теряет стимул к дальнейшему существованию. И напротив, любовь способна творить чудеса. У тех, кто любит Бога, есть - или должен быть - огромный потенциал любви, которым они должны делиться с окружающими.

- Опять же, у людей, далеких от религии, есть сомнение, что физиологию, низшую природу человека, называемую в христианстве "тварной", можно победить с помощью проповеди духовных истин:

- К сожалению, сегодня под словом "любовь" понимают преимущественно любовь половую, вознося ее чуть ли не до самого главного инстинкта человека. Тем не менее, любовь матери к сыну или отца к дочери лишена полового компонента. Следовательно, любовь может быть чистой, бескорыстной и жертвенной. И такую неоскверненную половым инстинктом любовь следует питать ко всем людям, за исключением, разве что, своей жены или своего мужа. Эротическая составляющая любви должна ограничиваться супружескими рамками, во всех других случаях любовь должна быть синонимом служения. Любовь и эксплуатация - вещи взаимоисключающие. Поэтому, говоря о том, смогут ли люди побороть свою низшую природу, можно с уверенностью сказать: смогут. Однако они смогу это сделать только при условии, если увидят не просто книжные истины, а достойный пример - в первую очередь, пример религиозных лидеров. Только почувствовав отношение с любовью к себе, человек способен поменять и свое отношение к другим.

- В этой связи особенно негуманными кажутся заявления некоторых религиозных деятелей о том, что СПИД и прочие неизлечимые болезни вредны для здоровья телесного, но полезны для здоровья духовного. Что Вы думаете по этому поводу?

- Далеко не всегда и далеко не всякая болезнь тела оборачивается благом для души. Подверженный тяжелой болезни человек может легко поддаться унынию, скорби, разочарованию и даже суицидным настроениям, что является губительным для души согласно всем религиям. Болезнь и вообще страдания могут быть благом для души только в том случае, когда у людей есть достойная им альтернатива, когда высшая цель жизни является источником такого счастья, которое перевешивает любые страдания. И таких примеров немало.

Но есть, к сожалению, и другие примеры - когда люди, не имеющие достойной цели в жизни, из-за любого ничтожного страдания отчаиваются на очень тяжкие поступки по отношению к окружающим и к самим себе. Поэтому высказывание о том, что болезнь тела есть автоматически благо для души нуждается в корректировке. Страдания полезны лишь в том случае, если могут подвинуть человека к высшей цели.

Именно поэтому ответственность за жизни людей, уже страдающих от СПИДа и других тяжелых болезней, лежит не столько на здравоохранении, сколько на людях, являющихся, по словам Иисуса Христа, "солью земли". У соли есть две функции: она предохраняет пищу от порчи и придает ей вкус. Так и духовные лидеры своим примером должны нести защиту от морального разложения и давать привлекательную, духовную и светлую альтернативу убогой эгоцентристкой философии, вынуждающей людей жить лишь ради собственного удовольствия. Но пока духовные организации и их последователи не дают людям такой реальной альтернативы, они, к сожалению, так и останутся просто политическими организациями, по своему обыкновению выдающими желаемое за действительное.

- Что может дать людям, пытающимся противостоять СПИДу, Общество сознания Кришны?

- В нашей культуре большое внимание уделяется целомудрию, за которым стоят не только определенные моральные, духовные принципы, но и наука. Вожделение, сексуальная одержимость - проблема ума, а не физиологии. Вожделение часто мучит людей морально одиноких, не имеющих теплых и доверительных отношений с другими. В конце концов, человеку нужна любовь, а сексуальное наслаждение - всего лишь ее жалкий механический суррогат. Если люди это поймут, основываясь на знании о природе души, то они всегда смогут сделать правильный выбор в пользу целомудрия, которое является основным принципом любой истинной религии, ведущей людей к Богу. Половая разнузданность и духовные устремления несовместимы друг с другом, как несовместимы друг с другом движения в противоположные стороны одновременно. Поэтому принцип целомудрия очень уважается, воспитывается и поощряется в нашей духовной традиции. Мы учим смотреть на других людей, как на объект служения, а не эксплуатации. Именно воспитывая в человеке целомудрие и чистоту взаимоотношений, религия способна надежно привить его против СПИДа и прочих болезней порочного мировоззрения.

Беседовал Вадим Дышкант


Оригинал сообщения находится на сайте "Мир Религий"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ