Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 23.09.2010

Котик-наркотик, лети-лети!

Денис Бояринов

20 лучших русскоязычных песен за последние два года, или О некоторых особенностях нашей поп-музыки
Котик-наркотик, лети-лети!

Недавно мне, не по доброй воле, а из чувства долга, пришлось прослушать 4158 песен на русском языке. Разнообразных исполнителей – от аренби-группы «23.45» до шансонье Яши Боярского. Дело в том, что представители одного интернет-проекта, затеявшего маленькую революцию в российском чартопроизводстве (не могу пока рассказать подробнее, поэтому обхожусь намеками), попросили меня составить персональный Топ-20 русскоязычных песен за 2008–2010 годы (!). Для этого они прислали мне как памятку перечень треков, выпущенных за этот период рекорд-лейблами, – электронную таблицу, в которой было 4158 пунктов.

Я, конечно, слушать все подряд не стал, побоялся за свой рассудок (ну и к тому же мне бы потребовалось на эту работу 8,5 суток). Однако несколько дней на изучение и анализ присланной мне таблицы я потратил: устранял свои белые пятна в поп-картографии; переслушивал все, что казалось мало-мальски привлекательным или уж совсем одиозным; немного думал. И в результате пришел к некоторым выводам и обобщениям насчет русского мейнстрима, которыми хочется поделиться.

Песенная культура отражает состояние общества и настроения умов лучше всяких социологических исследований. Какой бы заказ ни шел на создание песни – государственный, как при СССР, или рыночный, как сейчас, – поют все равно о том, что на душе. И из песни, как известно, слова не выкинешь, да и вставишь с трудом.

О чем пели с 2008-го по 2010-й? Не только о любовных переживаниях и погоде, хотя эти две темы, конечно, вечны и наиболее популярны. Было немало песен «за жизнь» – рассказов, размышлений и даже поучений, с вынесенным в заголовок песни основным месседжем или метафорой. Спросите у нынешней поп-музыки, что такое жизнь. И она вам ответит: «Жизнь – обман» и «Жизнь – река» (Стас Михайлов), «Жизнь – водоем» («Торба-на-Круче»), «Жизнь – кастинг» («Баста»). Антимейнстрим вполне солидарно проголосит: «Жизнь – это товар» («Пурген»). Иными словами, жизнь – это неуправляемая стихия, некомфортная ситуация, несправедливый процесс, то есть ничего хорошего. В лучшем случае жизнь странна, хоть и протекает в роскошных декорациях. Утешительница Алла Пугачева сглаживает всеобщий душевный раздрай мудрой строчкой: «Ах, ах! Ах, а! Ну ничего – живем пока». Диагноз – общество в глубокой депрессии.

Разумеется, нынешняя русскоязычная поп-музыка неустанно прославляет и «сладкую веселую жизнь» («Смысловые галлюцинации») – неистовый гедонизм в клубах и ресторанах, ночной «кураж», «угар» и «кайф». «Сегодня мы с тобой кайфуем, – поет Арсен Петросов в главном кабацком хите последнего времени, – а я опять тебя целую и забываю обо всем». Этот ночной кайф в бешеном кураже, «без головы» и «без тормозов», – не что иное, как побег от дневной реальности, способ забыть всё остальное, что происходит в жизни. Видимо, уж очень это всё остальное неприятно.

В непрерывном процессе поп-эскапизма никак не обойтись без алкоголя и наркотиков – и их в русскоязычной поп-музыке предостаточно. Даже неприлично много! Одурманивающие вещества и субстанции упоминают или воспевают певцы и певицы разнообразных возрастов и направлений. Это и приличные шансонье, очаровывающие бритой головой или хрипотцой стареющих дам; и крутые рэперы, впечатляющие малолеток; и девичьи коллективы, соблазняющие папиков; и неопрятные рокеры. Упоминают в прямом или переносном смысле («любовь – наркотик» или «время – наркотик»). Рифма «котик – наркотик» превратилась в такой же пошлейший штамп, как «любовь – кровь» или «всегда – тогда». И иногда встречается в совсем уж неуместном контексте деторождения:

Русскоязычная поп-музыка предлагает слушателю большой выбор дурманов, на любой вкус и достаток. Поют не только про водку, филигранно жонглируя синонимами, но и про нечто экзотичное – абсент или опиум. Поют по-простому – про «алкоголь» или «химию», про «нажраться» и «убиться». Или по-сложному, с эвфемизмами. Например, «Дельта»: «10 коктейлей “Ракета”, // И ты улетаешь в космос, // А на стене туалета // Имя, число и подпись».

Кстати, о полетах. В таком опьяняющем контексте совершенно не удивительным выглядит тот факт, что главное действие, которое предлагает современная русскоязычная поп-музыка своему слушателю, это «полетать»! «Улетай» (5 одноименных песен в списке), «Ты лети со мной», «Лети», «Лети-лети», «Лети душа», «Лети по кругу», «И полетим» и т.д. На втором месте по частоте предложений, пожалуй, стоит «Беги». То ли от плохого трипа, то ли уже от наркозависимости. Словом, вместо того чтобы строить и жить помогать, современная песня предлагает побег из этой реальности в какие-то иные, якобы лучшие миры.

Это если анализировать содержание песен. По форме – нынешняя российская поп-музыка тоже пребывает в кризисе. Не хватает всего: харизматичных исполнителей, авторов хитовых, но небанальных мелодий и текстов, прогрессивных аранжировщиков. Жанр в застое, основная масса песен из упомянутого четырехтысячного списка тиражирует штампы – хуже с новыми идеями дело обстоит только у так называемой «альтернативной» музыки, которая свежа и радикальна, как пивная отрыжка. Я бы предложил измерять интересность современных поп-песен в СЧ – «Сосамбах чупа-чупс», одной из самых примитивных песен из просмотренного мной списка. К сожалению, большинство российских поп-песен едва-едва тянет на 3–4 СЧ.

Причем именно российских – если вы услышите в радиоэфире что-то зашкаливающее в СЧ за десятку баллов, будьте уверены: это музыка украинского производства. Видимо, там климат (политический и погодный) лучше.

Песенный кризис вынуждает российских исполнителей прибегать к странным уловкам. Любимый певец премьер-министра Путина Григорий Лепс одновременно с дуэтами с Ириной Аллегровой исполняет забытую песню Микаэла Таривердиева на стихи Хемингуэя в переводе Вознесенского и, что еще более удивительно, вольный ремейк на один из самых больших хитов Coldplay. А развеселая группа «ДжаниRадари» перепевает молитвенную «Аллилуйю» Леонарда Коэна. Их можно понять, хочется петь что-то хорошее, когда все так плохо.

Вместо финала я приведу свой персональный чарт лучших русскоязычных песен, составленный после медитации на список-4158. Песни приведены в алфавитном порядке, критерий отбора – то, что, как мне показалось, лучше всего отражает дух времени. И не противно слушать.

Котик-наркотик, лети-лети!


По материалам openspace.ru












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Самая актуальная информация компрессоры холодильные здесь.
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ