Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 02.07.2009

Тибетские монахи и монахини обратили взоры к науке


Тибетские монахи и монахини проводят жизнь за изучением внутреннего мира человека, его сознания, в противовес миру физическому, материальному. И все же этой весной группа из 91 представителя монашества посвятила целый месяц вполне материальным сферам современной науки.
Джед Броди, преподаватель физики из Университета Эмори читает лекцию тибетским монахам.> Фото: Аджай Пилларисетти
Джед Броди, преподаватель физики из Университета Эмори читает лекцию тибетским монахам. Фото: Аджай Пилларисетти

Вместо размышлений на тему буддийских трактатов о карме и пустоте, они изучали закон Галилея об ускоренном движении, хромосомы, нейроны, Большой взрыв, а также целый ряд других весьма разнообразных предметов.

Многие из членов группы, чей возраст варьировал от 20 и до 40 лет, никогда прежде не изучали естественных и точных наук. В тибетских монастырях набор изучаемых дисциплин оставался неизменным на протяжении многих столетий.

Усложняло задачу и то, что некоторые монахи и монахини плохо владеют английским, и для прохождения четырехнедельного интенсивного курса по биологии, нейрофизиологии, математике и логике под руководством преподавателей из Университета Эмори (Атланта), им приходилось полагаться на помощь тибетских переводчиков.

Но монахи и монахини энергично взялись за освоение курса лекций, продолжавшихся с утра и до вечера. В буддийском университетском городке в Дхарамсале на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы, облаченные в шафрановые одежды монахи и монахини экспериментировали с маятниками, собирали гербарии у подножия Гималаев и склоняли свои обритые головы над микроскопами в попытке открыть для себя невидимые миры.

Тибетские монахи и монахини обычно проводят до двенадцати часов в день за изучением буддийской философии и логики, чтением молитв и руководств по философскому диспуту. Однако с легкой руки Далай-ламы, который уже давно говорит о необходимости изучения в монастырях и тибетских школах в изгнании не только традиционных, но и научных дисциплин, интерес к науке стал набирать обороты. В Индии проживает более 120 тысяч тибетцев, это самая крупная тибетская диаспора за пределами Тибета.

Казалось бы, наука вступает в противоречие с тибетскими религиозными ритуалами. Реинкарнации высоких тибетских лам отыскиваются с опорой на сны и благоприятные знаки. Далай-лама благодарит государственного оракула за то, что тот помог ему бежать из Тибета в 1959 году, когда китайские войска начали наступление на Лхасу.

И все же духовный лидер Тибета считает науку и буддизм взаимодополняющими «методами исследования, у которых одна цель – поиск истины», пишет он в книге «Вселенная в одном атоме», в своем труде о том, «как наука и духовность могут служить миру». Он подчеркивает, что наука особенно важна для членов монашеских общин, изучающих природу сознания и взаимосвязь ума и мозга.

Изначальное сопротивление со стороны старших монахов и опасения, что традиционная учебная программа в монастырях с введением научных дисциплин может утратить цельность, постепенно отошли на второй план. Теперь Далай-лама надеется, что с помощью Эмори и других университетов научные дисциплины войдут в новую учебную программу тибетских монастырей, появятся учебники и подкованные в науке переводчики, и это вызовет к жизни новое поколение монахов-лидеров, способных говорить с наукой на одном языке.

Есть и другие причины способствовать объединению науки с тибетским буддизмом. В этом году тибетцы отмечают 50-летнюю годовщину жизни в изгнании, и время их возвращения на родную землю по-прежнему остается неясным. Далай-ламе уже 73 года, и вопрос сохранения культурной самобытности тибетского народа сегодня стоит остро как никогда. Чтобы выжить, эта культура должна отвечать требованиям современного мира.

«Если мы будем оставаться в изоляции, то исчезнем», - говорит Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале. Сам Далай-лама часто повторяет, что изоляция Тибета от внешнего мира в немалой степени способствовала его захвату Китаем.

Слушатели предложенной Университетом Эмори программы «Научная инициатива – Тибет» взялись за микроскопы. Этой весной 91 монах и монахиня принялись изучать ускоренное движение, хромосомы, нейроны и теорию Большого взрыва. Фото: Аджай Пилларисетти
Слушатели предложенной Университетом Эмори программы «Научная инициатива – Тибет» взялись за микроскопы. Этой весной 91 монах и монахиня принялись изучать ускоренное движение, хромосомы, нейроны и теорию Большого взрыва. Фото: Аджай Пилларисетти

Лхакдор также видит больше сходства нежели противоречий между буддизмом и наукой. Как и буддизм, «научный подход в основном основывается на беспристрастных выводах, полученных в процессе наблюдения, анализа и поиска истины», - отмечает он.

Другие монахи говорят о необходимости изучать науку с еще большей искренностью. «Мы живем в XXI веке. Наука оказывает влияние на всех. Нам нужно знать, что это такое», - говорит Тензин Лхадрон, решительно настроенная 34-летняя монахиня, записавшаяся на летний курс изучения научных дисциплин.

Она не изучала обычных для нас школьных предметов, хотя и отучилась 19 лет в женском монастыре в Дхарамсале. Математика дается ей с трудом, дроби и проценты - в новинку. «Но я буду стараться», - обещает она.

Проект Университета Эмори «Научная инициатива – Тибет», в рамках которой проводятся эти занятия, действует уже два года. Ему предшествовала программа «Наука для монахов», которая стартовала в 2002 году при поддержке Бобби Сейгера, филантропа из Бостона. В соответствии с пожеланиями Далай-ламы, преподаватели из разных американских университетов в рамках этой программы приезжали в Индию, чтобы учить тибетских монахов.

Программа «Наука для монахов» через несколько лет переросла в масштабный план введения научных дисциплин в тибетских монастырях, который поддержал университет Эмори. Развитию этой инициативы способствовала Библиотека тибетских трудов и архивов.
Инициатива Университета Эмори привела к разработке учебника на тибетском и английском, над которым трудилась профессура Эмори и переводчики Библиотеки тибетских трудов и архивов. Конференции переводчиков помогли разработать глоссарий научных терминов и ввести в тибетский язык такие слова, как электромагнетизм, изменение климата и клонирование.

Первоначальная программа «Наука для монахов» трансформировалась в двухнедельный летний курс «Лидерство в области науки» для продвинутых учеников, все из которых имели степень геше – докторскую степень в буддийской философии. В этом году кульминацией учебных занятий стала первая в истории «ярмарка научных идей», которая прошла в Дхарамсале с 22 по 24 июня. Здесь монахи выступали с презентациями по звуковым волнам, происхождению Вселенной и работе мозга.

В планах Университета Эмори пятилетняя программа летних курсов. С каждым годом ученики будут постепенно углублять свои знания по изучаемым темам.

Третья программа, которая носит название «Наука встречается с Дхармой», была запущена в 2002 году. В рамках этого проекта в тибетские монастыри в Индии приезжают преподавать выпускники европейских колледжей. Так что, когда монахи записываются на летний интенсивный курс, у них за плечами уже несколько лет освоения научных предметов.

Методы преподавания науки в монастырях по-прежнему на стадии обсуждения. Западные ученые предложат монахам продолжительные учебные курсы, однако в конечном итоге должны будут подключиться тибетские преподаватели-миряне, которые будут работать в монастырях на протяжении всего года. Научные дисциплины уже преподаются в школах для тибетских беженцев, где обучаются 28 тысяч детей и молодых тибетцев, живущих в Индии, Непале и Бутане.

Однако пока летние курсы для монахов ведут профессора из университетов западных стран. Монахам и монахиням, возможно, не достает научных познаний, но они прекрасно подкованы в других дисциплинах, например, философии.

«Это взрослые люди, которые весьма искушены в освоении разных предметов, - говорит профессор Марк Рисхорд, преподаватель философии из университета Эмори, которому этим летом довелось учить монахов логике и математике. На протяжении его недельного курса пытливые монахи требовали от него «правил, которые можно вывести дедуктивным методом», и интересовались, могут ли разные аргументы привести к одному и тому же выводу.

Хотя в буддийских текстах есть собственные объяснения природы, ума и материального мира, его учеников нисколько не смущали кажущиеся противоречия между буддизмом и западной наукой.

«Противоречия встречаются и в буддийской философии», - говорит Лобсанг Гомпо, 27-летний монах из монастыря Дрепунг на юге Индии. Последователи тибетского буддизма приучены подвергать предмет исследования всестороннему анализу, говорит он.

Приверженность Далай-ламы критическому анализу означает, что, «если с помощью научного анализа удастся убедительно доказать ошибочных тех или иных положений буддизма, то тогда следует принять научные открытия и отказаться от этих неправомерных утверждений», - пишет он в своей книге «Вселенная в одном атоме».

Монахиня Лхадрон добавляет: «Буддистов интересует реальное положение вещей, а не утверждения, записанные в том или ином тексте».
Тибетские монахи завершают учебный курс, обогащенные новыми знаниями. Однако это в равной степени верно и для их преподавателей с Запада. Среди западных ученых наблюдается рост интереса к взаимосвязи между умом и телом, например к тому воздействию, которое оказывает на материальное тело медитация.

В рамках еще одной новой программы Университета Эмори в Дхарамсалу этим летом прибыли 14 студентов, в основном медицинских факультетов, для изучения буддийской философии и тибетской медицины.

Освоение научных дисциплин в будущем позволит тибетским монахам вести диалог с западными учеными. Они смогут стать участниками еще одного инициированного Далай-ламой проекта – конференций под эгидой института «Ум и жизнь». Для участия в таких форумах в Дхарамсалу и Соединенные штаты ежегодно съезжаются тибетские монахи и ученые из западных стран. «Если монахи не осведомлены о научных концепциях, они не смогут участвовать в обсуждениях», - говорит Лобсанг Неги, директор проекта Университета Эмори «Научная инициатива – Тибет».

Эта программа расширяет горизонты и западных преподавателей научных дисциплин. Они учатся работать с представителями других культур и смотреть на науку через призму нравственности и общечеловеческих ценностей, как тому учит буддизм.

Обучение монахов помогло профессору Эрри Айзену, преподавателю биологии в Университете Эмори, задуматься о том, «как научиться мыслить в позитивном ключе. Западная система образования не воспитывает в людях сострадание», - говорит он.

Возможно, западная наука и ушла далеко вперед, но налицо морально-нравственный вакуум, говорит Брюс Джонсон, инженер-эколог и координатор программы «Наука для монахов». «Мы что-то утратили на западе», - добавляет доктор Джонсон. Встреча науки и буддизма, а также «взаимный обмен между ними, в равной степени полезен и для ученых».




Оригинал статьи находится на сайте Cохраним Тибет












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ