Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняТолерантность

Человек и война

65-ягодовщина победы в Великой Отечественной войне вернула остроту и актуальность многим вопросам. Попытки переписать военную историю, полярные оценки в обществе событий тех лет, равнодушное отношение к войне молодого поколения — всё это не может не беспокоить. Как сохранить память о героических страницах нашей истории? Что сделать, чтобы 9 Мая и дальше оставался общенародным праздником? С этими вопросами мы пришли к директору Центра военных и военно-исторических исследований Гуманитарного университета (Екатеринбург), директору Открытого фестиваля документального кино «Человек и война» Вадиму Борисовичу Белолугову и заместителю директора фестиваля, заведующей отделом иностранной литературы Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского Вере Александровне Даниловой.

Вадим Борисович Белолугов
Вадим Борисович Белолугов
Вера Александровна Данилова
Вера Александровна Данилова


• Горько осознавать, что некоторые молодые люди сегодня не могут ответить на вопрос, что происходило 22 июня и 9 мая. А когда понимают, что вопрос связан с Великой Отечественной, отмахиваются: «Отстаньте от меня с вашей войной».

Открытый кинофестиваль документального кино «Человек и война»
Открытый кинофестиваль документального кино
«Человек и война»
«Александр Устинов. Забытый дневник»
«Александр Устинов. Забытый дневник»

Это документальный портрет знаменитого фотожурналиста, «правдиста» Александра Устинова, рассказанный языком фотографий в сопровождении текста из личного дневника Устинова.
«Будем жить, Макарыч!»
Замечательный фильм «Будем жить, Макарыч!» посвящён Алексею Смирнову, другу Леонида Быкова. В фильме показана трагическая судьба человека, прошедшего войну, игравшего комические роли и прожившего жизнь в одиночестве.
«Его звали Михайло»
Фильм Таира Алиева «Его звали Михайло» рассказывает о Мехти Гусейнзаде. В 1948 году СССР посетил Пальмиро Тольятти и рассказал Сталину о советском офицере с Кавказа по прозвищу Михайло, который воевал в Италии и Югославии и героически погиб. После этого дело Мехти об измене Родине заменили на дело о присвоении ему звания «Герой Советского Союза»...
«Знамя Победы»
Фильм «Знамя Победы» — рассказ участников Парада 24 июня 1945 года о подготовке этого парада (в нём есть уникальные кадры этой подготовки, репетиций, тренировок). Он о том, как людей, прошедших войну, собирают и учат вновь маршировать, что они об этом думают. Фильм «Марш Победы» Тофика Шахвердиева о том, как ветераны уже современные готовятся к Параду Победы, как они маршируют, учатся вновь ходить строем.
«Поезда, выигравшие войну»
Фильм «Поезда, выигравшие войну» рассказывает о малоизвестных страницах войны, о железнодорожниках, о военных перевозках.
«Штрафбатя»
Фильм Александра Голубкина «Штрафбатя» — победитель Первого фестиваля в номинации «Профессиональное документальное кино». В центре картины — история офицера, которого молодым парнем послали командовать штрафным батальоном.
«Девушка и чёрная смерть
Фильм «Девушка и чёрная смерть» — рассказ об Анне Егоровой, единственной оставшейся в живых женщине, воевавшей на штурмовике Ил-2. Она была сбита, прошла через плен, вернулась в строй и вновь летала.

В. Белолугов: Да, я за время преподавания также столкнулся с тем, что студенты очень плохо знают отечественную историю. Когда сейчас им задаёшь вопрос, что за день 9 Мая, то получаешь ответ только после наводящих вопросов. И это День Победы, который мы каждый год празднуем! А про 22 июня уже почти никто не знает, не говоря уже о том, когда началась Вторая мировая война.

• Как вы думаете, почему у молодёжи такое отношение к войне?

В. Б.: В советское время в книжках о войне, в учебниках было очень много вранья. А потом появилась правда. И у людей возникло ощущение, что раньше всё было враньё. Хотя это не так. Теперь показывают фильмы, в которых акцент делается на нарушениях, преступлениях и после которых не может не возникнуть вопрос, а что мы тогда празднуем 9 Мая, если всё так плохо? Вместе с водой выплеснули младенца. И можно понять молодёжь, которая не хочет знать о войне, не знает её героев и не понимает, зачем она была.

В. Данилова: Очень просто сказать: «Вот какое бездуховное поколение растёт» — и обвинить во всём нашу молодёжь. Но дело в том, что наши деды и мы сами мало рассказываем им о войне, не разговариваем с ними на эти темы, не поднимаем сложные вопросы и не размышляем вместе над этими вопросами. У кого-то, может быть, и произошла уже моральная деформация, но большинство молодых людей делают это абсолютно бездумно, просто потому что не знают и не понимают. Им никто не рассказывал о войне.

• А как быть с той несправедливостью, которая царила: репрессиями, тюрьмами? Как люди, которые жили в таких условиях, могли сражаться? За что они сражались?

В. Б.: Война стала Отечественной не потому, что её Сталин такой объявил, а потому, что каждый солдат, сидя в своём окопе с бутылкой зажигательной смеси, понимал, что, если танк, который был перед ним, доберётся до его родной деревни, где бы она ни находилась, пусть даже под Новосибирском, он её раздавит. И вот когда пришло это понимание — быстро очень пришло, — тогда война и стала Отечественной.

Великая Отечественная война — многоплановое явление, её нужно рассматривать и как своеобразное продолжение Гражданской войны. Смотрите: с 1917 по 1922 год идёт Гражданская война, колоссальная перетряска страны. А потом двадцатые-тридцатые годы, коллективизация, индустриализация, связанные с ними репрессии. Сколько власть породила обиженных людей! И эти обиженные поступали по своей совести, по своему пониманию смысла этой войны. Два миллиона наших соотечественников в той или иной степени сражались на стороне противника. Это можно понять, только если рассматривать Великую Отечественную войну в том числе и как продолжение Гражданской. У этих людей была своя правда. Но только сейчас мы начинаем говорить о них как о жертвах войны и всей предыдущей политики. И те, кто, презрев свою обиду, воевали на стороне России, и те, кто защищали свою позицию и воевали против, заслуживают понимания.

Есть ещё вопрос, который сильно меня волнует: у нас в стране до сих пор нет памятника советскому военнопленному. А ведь у нас уже к концу41-гогода оказались в плену 3,5 миллиона, и многие проявили там свои лучшие качества и погибли, оставаясь настоящими людьми. А у нас нет даже маленького знака уважения в память о военнопленных. Видимо, мы не дозрели ещё до этого.

• А как говорить с молодёжью о войне, как поднимать эти вопросы?

В. Б.: Великая Отечественная война — очень сложное явление, её нельзя объяснить прямолинейно, надо говорить о войне честно, не опасаясь сложных, противоречивых моментов. Говорить без ёрничанья и утаивания. Мы должны честно говорить о репрессиях, о воинских преступлениях, которые совершали солдаты антигитлеровской коалиции в Германии и которые иногда принимали массовый характер. Любая война несёт с собой массу негативных моментов в действиях любой армии, и вопрос о том, как оставаться Человеком на войне, стоит перед каждым Солдатом, вне зависимости от того, на чьей стороне он воюет.

Если молодой человек будет это понимать, то, столкнувшись с фильмом, абсолютизирующим отрицательные стороны войны, он сможет сказать: «Я об этих фактах знаю. Я их не принимаю, я не согласен с таким поведением, но вы делаете эти факты основным моментом Великой Отечественной войны, а это не так!» Молодого человека, который вырос в правде, будет очень сложно свернуть с пути истинного. У него будут свои убеждения.

В. Д.: Сейчас молодёжь очень резко отгораживается от боли. Им проще посмотреть картинку, не копаясь в причинах, не задумываясь, так чтобы эта боль не коснулась их лично, чтобы не надо было разбираться, кто прав, кто виноват. Проще отмахнуться и забыть.

В. Б.: Поэтому если говорить о фильмах, посвящённых войне, то их нельзя показывать просто так. Обязательно должны быть беседы до фильма и после фильма.

Мы провели своеобразный эксперимент. Пошли на фильм «Мы из будущего» (я говорю о первом фильме), в котором была идея, задумка. В зале молодёжная аудитория. Ребята бурно реагируют на боевые эпизоды, которые, на мой взгляд, сняты не слишком профессионально, но так как в фильме была идея, то околовоенная бутафорщина уходила на задний план. Но как раз в те моменты, когда с экрана транслировалась основная идея, в зале слышался хруст попкорна, открывание бутылок, разговоры. И мы поняли, что перед фильмом нужно разговаривать, нужно сказать, какой будет фильм, на что обращать внимание, и обязательно побеседовать после. Это невозможно сделать на коммерческом киносеансе, но если это занятие с детьми, то должна быть беседа до и после, должны присутствовать люди, которые могут дать экспертную оценку, ответить на вопросы.

А ещё здорово было бы найти участников событий, о которых идёт речь в тех или иных фильмах. У нас в Екатеринбурге есть ветераны, которые могут рассказать о войне честно, откровенно и красиво, но без лишней патетики. И вот фильм, беседа, очевидцы — всё это вместе даст положительный эффект.

• А на вашем фестивале подобные эксперименты были?

В. Б.: На кинофестивале «Человек и война» есть специальная программа «Что-то с памятью моей стало». Мы показывали молодёжи три фильма: «Оглянись», «Студент» и «Похоронщики».

В фильме «Оглянись» авторы формулируют проблему разорванности поколений, призывают современных молодых людей оглянуться назад, посмотреть на своё прошлое, прошлое своей страны.

Продолжение темы в фильме «Студент». Молодой человек, студент второго курса, ничего не зная о войне, продавал письма деда на рынке. А потом попал в те места, где дед воевал. Люди, проводившие раскопки, реконструкцию событий под Мценском, стали рассказывать ему о том, что в войну было в этих местах, по-человечески рассказывать, с миллионом подробностей, настолько болея за происходившее, что он не мог не почувствовать этого. И для парня образ деда материализовался. Он слушал, слушал про всё и вдруг неожиданно для всех и для себя самого сказал: «А я продавал письма деда...» Он что-то понял такое важное, что нельзя просто объяснить.

В. Д.: Несколько лет назад мы повезли своих детей в Карелию, где погиб мой дед в 1944 году. Мы не ставили себе специальной задачи найти его могилу, но очень надеялись. И вот эти мальчишки девяностых годов, когда оказались в лесу, где шли бои, когда нашли могилу прадеда, когда вдруг осознали, что в ней лежит человек, без которого всех нас не было бы, — они в этот момент тоже что-то очень важное для себя поняли. Когда каждый свяжет события, которые происходили в войну, со своей судьбой, своей жизнью, то это станет для него важно, такое он уже никогда не забудет.

• Приближается годовщина победы в Великой Отечественной войне. Очень хочется, чтобы этот праздник не прошёл мимо, чтобы они об этом знали и помнили. Что бы вы посоветовали?

В. Б.: Эту работу надо вести не к дате, а систематически. У меня есть любопытный пример, комичный, который произошёл несколько лет назад в одной из школ, где я показывал фильм и рассказывал о военных памятниках Екатеринбурга.

Завуч школы кричит одной учительнице, которая с опозданием ведёт детей на это собрание: «Вы, Мариванна, мне срываете месячник любви к армии! Если вы мне сорвёте на следующей неделе месячник любви к женщине, я выговор вам сделаю». Если мы будем ограничиваться такими месячниками, это будет набивать оскомину, ребята будут думать: февраль — опять нас нагрузили, март — ещё нагрузили, май — снова нагрузили. Эту работу надо вести очень тактично, но систематически.

Нельзя допускать «юбилейства». Иначе возникнет эффект бумеранга: мы напичкаем молодого человека самым ценным, но он пресытится.

Беда наших педагогических коллективов в том, что они не проявляют инициативы, настойчивости в проведении внеклассной работы. Мы предлагаем учителям наши лекции и фильмы бесплатно, остаётся только организовать аудиторию. И я не могу ответить на вопрос, почему они не хотят сотрудничать, отворачиваются. А ведь образование — это воспитание, в том числе и объективного отношения к своей истории.

• А как родилась идея фестиваля «Человек и война»?

В. Б.: Из общего увлечения историей и историей войны в частности. Накопилось значительное количество документальных фильмов о войне. Появилась идея посмотреть на проблему войны и человека на войне в разных ипостасях через кинематограф. И не просто посмотреть, а начать широкое обсуждение этих проблем через фестиваль. Мы пришли к выводу, что фильмы снимают, но никто не может их посмотреть, потому что проката документального кино у нас в стране нет. Сейчас фестивали — это средство продвижения документального кино к зрителю, поэтому в межфестивальный период проходит киномарафон — мы возим по стране, показываем и обсуждаем фильмы фестиваля. Мы пытаемся сделать фестиваль доступным не только жителям Екатеринбурга, хотим, чтобы фильмы посмотрели жители Урала, Северного Кавказа и других регионов страны.

Но мы не только показываем фильмы, в рамках кинофестиваля работают круглые столы «Реальность войны в реальности кадра» и «Писатель, кинематографист, журналист на войне и в армии». Во время обсуждений идёт обмен мнениями между профессионалами: кинематографистами, военными, историками, социологами, журналистами, филологами — о современном состоянии военного документального и игрового кино, о его влиянии на формирование представлений об отечественной и мировой истории. Круглые столы стали традиционными, состав участников из года в год расширяется.

• Можно ли говорить о достижениях кинофестиваля? За пройденные три года что-то поменялось?

В. Б.: Меняется качество фильмов, их количество. На Третьем фестивале появилась новая номинация «Профессиональное телевизионное документальное кино». Начиная с Первого фестиваля традиционной стала номинация «Любительское документальное кино».

Один из членов профессионального жюри фестиваля, посмотрев все фильмы, сказал хорошую фразу: «Я, наверное, не оправдал ваших надежд, я должен был оценить профессиональные фильмы, которые были представлены, но мне больше всего понравился любительский фильм. Я понял: любительский фильм — это от слова любить. Когда человек любит то, что он делает, вот тогда у него получается настоящее кино».

Но главное — на фестиваль, на фильмы начинает ходить молодёжь, студенты, те, ради кого мы работаем. Когда на показах встречаются молодёжь, люди среднего возраста, ветераны, когда ветераны рассказывают о том, что они переживали, рассказывают откровенно, честно, без купюр, не по-книжному, тогда и возникает связь поколений. У молодых может быть своё к этому отношение, но потом их уже не обмануть голливудской картинкой, у них появляется своё мнение, своё убеждение после общения с очевидцами событий.

В программе «Солдаты милосердия» на фестивале показываются два фильма. Фильм «Катюша» Сергея Лисаковича, снятый в 1954 году, рассказывает о Екатерине Дёминой, знаменитой разведчице и медсестре морской пехоты Черноморского флота. Фильм 2008 года «Солдаты милосердия» Валерия Шадрина рассказывает о медиках ВОВ, и та же Екатерина Дёмина, ныне здравствующая, но по прошествии многих лет, так же бодро и весело вспоминает то, что тогда происходило.Екатерина Дёмина

Вопросы задавала Юлия Люц




Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство